РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 9 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Цели.
1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
1. достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
2. подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
3. выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2012 г.
Программа рассчитана на 34 часа в 8 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.
Содержание программы в 9 классе
Политика и социальное управление.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования нового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | |
По плану | Фактичес-ки | ||||
1 | Раздел 1 Политика и социальное управление | 14 |
|
|
|
1.1 | Политика и власть. | 1 | Знакомятся с политической сферой жизни общества. Работают по рабочей тетради. Знание понятий – фронтальная проверка | 06.09.16г. | 06.09.16г. |
1.2 | Понятие и признаки государства | 2 | Работают по обучающей системе подготовки к ОГЭ. Учат определения и умение пользоваться таблицами | 13.09.16г. | 13.09.16г. |
20.09.16г. | 20.09.16г. | ||||
1.3 | Политические режимы | 2 | Работа в группах. Самостоятельная работа Выполняют задания по рабочей тетради | 27.09.16г. | 27.09.16г. |
04.10.16г. | 04.10.16г. | ||||
1.4 | Правовое государство. | 1 | Знакомятся с общими сведениями о правовом государстве Работают по рабочей тетради | 11.10.16г. | 11.10.16г. |
1.5 | Гражданское общество | 1 | Изучают общие сведения о гражданском обществе Работа с доп. Источниками СМИ | 18.10.16г. | 18.10.16г. |
1.6 | Местное самоуправление | 1 | Знакомятся с местным самоуправлением | 25.10.16г. | 25.10.16г. |
1.7 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | Работа в группах. Решают задания по рабочей тетради. Работают с Новым полным справочником по обществознанию для подготовки ОГЭ. | 27.10.16г. | 27.10.16г. |
1.8 | Политические партии и движения | 1 | Индивидуальная работа. Словарная работа. | 08.11.16г. | 08.11.16г. |
1.9 | Политические партии и движения в регионе | 2 | Самостоятельная работа Изучают программы политических партий. Знание понятий – фронтальная проверка | 15.11.16г. | 15.11.16г. |
22.11.16г. | 22.11.16г. | ||||
1.10,
| Практическая работа по темеПолитика и социальное управление | 1 | Выполняют практические задания Пишут контрольную работу Работают по рабочей тетради | 06.12.16г. | 06.12.16г. |
1.11 | Зачет № 1 Политика и социальное управление | 1 | Работают по обучающей системе подготовки к ЕГЭ. Сдают зачёт | 13.12.16г. | 13.12.16г. |
2 | Раздел № 2.Право | 19 |
|
|
|
2.1 | Право и его роль в жизни общества и государства Тестовые задания | 2 | Рассматривают самостоятельно тему Право и его роль в жизни общества и государства. Выполняют тестовые задания | 20.12.16г. | |
27.12.16г. | 27.12.16г. | ||||
2.2 | Правоотношения как форма общественных отношений | 1 | Слушают и записывают о Правоотношениях как формы общественных отношений | 17.01.17г. | 17.01.17г. |
2.3 | Признаки и виды правонарушений, юридическая ответственность. | 1 | Работа в группах. Решают задания по рабочей тетради. Работают с Новым полным справочником по обществознанию для подготовки ОГЭ. Знакомятся с признаки и видами правонарушений | 24.01.17г. | 24.01.17г. |
2.4 | Практическая работа по теме «Практикум по теме «Юридическая ответственность» | 1 | Знание понятий – фронтальная проверка Выполняют практическую работу Пишут контрольную работу | 31.01.17г. | 31.01.17г. |
2.5 | Правоохранительные органы | 1 | Работа с текстом учебника «Документ». Работа с доп. Источниками СМИ
| 07.02.17г. | 07.02.17г. |
2.6 | Конституция Российской Федерации | 1 | Изучают основные положения преамбулы Конституции РФ | 10.02.17г. | 10.02.17г. |
2.7 | Основы конституционного строя Российской Федерации
| 1 | Работают по обучающей системе подготовки к ОГЭ. Изучают Основы конституционного строя Российской Федерации. Работают по рабочей тетради. Выполняют задания. | 03.03.17г. | 03.03.17г. |
2.8 | Права, свободы человека и гражданина в России | 1 | Выполняют задания по рабочей тетради по предмету Знание понятий – фронтальная проверка | 10.03.17г. | 10.03.17г. |
2.9 | Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. | 1 | Работа в группах. Решают задания по рабочей тетради. Работают с Новым полным справочником по обществознанию для подготовки ОГЭ. Знакомятся с декларацией прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе | 24.03.17г.
| 24.03.17г. |
2.10 | Правовые основы гражданских правоотношений | 1 | Работают по обучающей системе подготовки к ОГЭ. Работа с юридическим документом | 07.04.17г. | 07.04.17г. |
2.11
| Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | Работают с комментариями Трудового Кодекса РФ | 14.04.17г. |
|
2.12 | Семейные правоотношения | 1 | Выполняют задания по рабочей тетради по предмету Знание понятий – фронтальная проверка | 21.04.17г. |
|
2.13 | Административные правоотношения | 1 | Работа в группах. Решают задания по рабочей тетради. Работают с Новым полным справочником по обществознанию для подготовки ОГЭ. | 28.04.17г. |
|
2.14
| Уголовное право | 1 | Знание понятий – фронтальная проверка Выполняют тестовые задания по теме Уголовное право | 05.05.17г. |
|
2.15 | Практическая работа по теме «Административные правоотношения и уголовное право» | 1 | Выполняют практическую работу по теме «Административные правоотношения и уголовное право» | 12.05.17г. |
|
2.16
| Жилищные правоотношения. Социальные права. | 1 | Работают по обучающей системе подготовки к ОГЭ. Знакомятся с учебным материалом и готовят развёрнутый ответ по теме | 19.05.17г. |
|
2.17 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Работа в группах. Изучают Международное гуманитарное право. | 22.05.17г. |
|
2.18
| Правовое регулирование отношений в области образования | 1 | Работают по обучающей системе подготовки к ОГЭ. Выполняют задания по рабочей тетради по предмету | 24.05.17г. |
|
2.19 | Практическая работа по теме «Право» | 1 | Выполняют практическую работу по теме «Право» | 26.05.17г. |
|
2.20 | Зачет № 2 по теме«Право» | 1 | Сдают зачёт | 27.05.17г. |
|
3 | Итоговое повторение | 2 | Систематизируют и обобщают пройденные материалы. Выполняют тестовые задания. | 29.05.17г. |
|
30.05.17г. |
| ||||
ИТОГО | 35 |
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводитьпримеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
Список ТСО и учебно-методической литературы.
I.Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
Материально-техническое оснащение
1.Аудиоколонки.
2.Принтер.
3.Интерактивная доска
Учебники
1.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение,2011.
2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.