РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по четырем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
основы здорового образа жизни;
оказание первой медицинской помощи;
Цели и задачи курса:
• воспитаниеответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
• развитиеличных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
• освоениезнаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладениеумениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Содержание курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе
Основное содержание
Основы комплексной безопасности.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Понятия аварии, катастрофы,
чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация.
Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы
Общие сведения о пожаре и взрыве.
Классификация пожаров
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов
Причины пожаров и взрывов.
Опасные факторы пожаров и взрывов
Правила безопасного поведения. Пожары и паника
Аварии с выбросом опасных химических веществ
Виды аварий на химически опасных объектах.
Характеристика аварийно-химически – опасных веществ и их поражающее действие на организм человека
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Рация вокруг нас. Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
Контрольная работа
Аварии на радиационно-опасном объекте
Естественная радиоактивность.
Последствия радиационных аварий .
Защита от радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.
Гидродинамические аварии
Аварии на гидротехнических опасных объектах, их причины и последствия
Защита от гидродинамических аварий.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Автомобильные аварии
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов.
Нарушение экологического равновесия.
Состояние
природной среды и жизнедеятельность человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды).
Изменение состояния гидро¬сферы (водной среды).
Изменение состояния суши
(почвы).
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях
Первая помощь при поражении аварийно-химически опасными веществами
Первая помощь при бытовых отравлениях
Основы здорового жизни
Физическая культура и закаливание
Календарно-тематическое планирование
№ № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности
| Дата проведения уроков | ||
По плану | Фактически | |||||
I раздел Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека. | ||||||
Глава.1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.
| ||||||
1. 11 | Чрезвычайные ситуации Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Знакомятся с опасными ЧС техногенного характера | 07.09.16 г. | 07.09.16 г. | |
2 | Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация. | 1 | Работа в группах. Заполняют таблицу | 14.09.16 г. | 14.09.16 г. | |
3 | Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.
| 1 | Учат определения и умение пользоваться таблицами | 21.09.17 г. | 21.09.17 г. | |
4 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | 1 | Самостоятельная работа | 28.09.16 г. | 28.09.16 г. | |
2. 65 | Пожары и взрывы. Общие сведения о пожаре и взрыве. | 1 | Знакомятся с общими сведениями о взрыве. Правилами поведения в нештатных ситуациях Изучают общие сведения о пожаре | 05.10.17 г. | 05.10.17 г. | |
6 | Классификация пожаров | 1 | Записывают определения взрывов и пожаров, возможные последствия | 12.10.17 г. | 12.10.17 г. | |
7 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | 1 | Пишут контрольную работу
| 19.10.17 г. | 19.10.17 г. | |
8 | Причины пожаров и взрывов. | 1 | Выявляют причины взрывов и пожаров, возможные последствия | 26.10.17 г. | 26.10.17 г. | |
3. 19 | Опасные факторы пожаров и взрывов | 1 | Работа в парах | 09.11.16 г. | 09.11.16 г. | |
10 | Правила безопасного поведения. Пожары и паника | 1 | Коллективная работа. Ролевая игра
| 16.11.17 г. | 16.11.17 г. | |
Глава.3 Аварии с выбросом опасных химических веществ
| ||||||
11 | Виды аварий на химически опасных объектах.
| 1 | Знакомятся с Аварийно химически опасными веществами, их опасностью | 23.11.17 г. | 23.11.17 г. | |
12 | Характеристика аварийно-химически – опасных веществ и их поражающее действие на организм человека | 1 | Слушают объяснение о Защите населения от АХОВ | 30.11.17 г. | 30.11.17 г. | |
13 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | 1 | Овладевают навыками пользования СИЗ органов дыхания и кожи | 07.12..17 г. | 07.12..17 г. | |
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ | 2 | Групповая работа. Знакомятся с общими сведениями о радиации Пишут контрольную работу | 14.12.17г. | 14.12.17г. | ||
Глава.4 Аварии с выбросом радиоактивных веществ | ||||||
15 | Рация вокруг нас. Радиоактивность и радиационно- опасные объекты. | 1 | Слушают и записывают о радиоактивном загрязнении и заражении | 21.12.17г. | 21.12.17г. | |
16 | Контрольная работа | 1 | Знакомятся с правилами поведения при авариях | 11.01.17г. | 11.01.17г. | |
17 | Аварии на радиационно-опасном объекте | 1 | Индивидуальная работа | 18.01.17 г. | 18.01.17 г. | |
18 | Последствия радиационных аварий . | 1 | Анализируют радиационные аварии Учат мирный атом, последствия аварий, просмотр видеофильма | 25.01.17 г. | 25.01.17 г. | |
19 | Защита от радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности. | 1 | Изучают причины аварий, действия населения | 04.02.17 г. | 04.02.17 г. | |
Глава.5 Гидродинамические аварии
| ||||||
20 | Аварии на гидротехнических опасных объектах, их причины и последствия
| 1 | Работа в группах. Анализируют гидродинамические аварии | 08.02.17г. | 08.02.17г. | |
21 | Защита от гидродинамических аварий. | 1 | Изучают причины аварий, действия населения Запоминают о последствиях аварий Самостоятельная работа | 15.02.17г. | 15.02.17г. | |
Гл.6 Чрезвычайные ситуации на транспорте.
| ||||||
22 | Автомобильные аварии | 1 | Работа в парах | 03.03.17г. | 03.03.17г. | |
23 | Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. | 1 | Актуализируют знания умения навыки | 10.03.17г. | 10.03.17г. | |
Глава.7 Нарушение экологического равновесия.
| ||||||
24 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. | 1 | Знакомятся с жизнедеятельностью человека и природы | 24.03.17г. |
| |
25 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды). | 1 | Учат Воздушную среду | 07.04.17г. |
| |
26 | Изменение состояния гидросферы (водной среды). | 1 | Знакомятся с водной средой | 14.04.17г. |
| |
27 | Изменение состояния суши | 1 | Анализируют почву и ее изменения Заучивают ПДК и деятельность человека | 21.04.17г. |
| |
28 | Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. | 1 | Пишут контрольную работу | 28.04.17г. |
| |
Глава 7. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
| ||||||
29 | Первая помощь при массовых поражениях | 1 | Практическая отработка Правила оказания ПМП | 05.05.17г. |
| |
30 | Первая помощь при поражении аварийно-химически опасными веществами | 1 | Практическая отработка Правила оказания ПМП | 12.05.17г. |
| |
31 | Первая помощь при бытовых отравлениях | 1 | Практическая отработка Правила оказания ПМП | 19.05.17г. |
| |
32 | Основы здорового жизни | 1 | Практическая отработка Правила оказания ПМП | 22.05.17г. |
| |
33 | Физическая культура и закаливание | 1 | Практическая отработка Правила оказания ПМП | 24.05.17г. |
| |
Всего часов |
| 35 |
|
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
СписокТСО и учебно-методической литературы.
I. Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
Материально-техническое оснащение
1.Аудиоколонки.
2.Принтер.
3.Интерактивная доска
II.Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений /М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-2011/
Уровень программы: базовый
УМК учителя:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений /М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-2011/;
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл.общеобразоват. учреждений /М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-1997/
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5-9 кл.общеобразоват. учреждений /И.К.Топоров-1996/
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений/С.Н.Вангородский,М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук,В.В.Марков-М.:Дрофа ,2009
УМК обучающегося: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений /М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-2011/;
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений, М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-1997 ;Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов., А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьёва-1997
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5-9 кл.общеобразоват. учреждений /И.К.Топоров-1996/