РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 8 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского и регионального образования, связанной во многом с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, образовательное учреждение, прежде чем приступить к работе, должно разработать главный нормативно - методический документ – основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО), которая регламентирует деятельность ОУ. Важной структурной компонентой ООП ООО являются рабочие программы по учебным предметам. Рабочая программа по обществознанию (5-10 классы) разработана на основе нормативно - методических материалов:Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения; Базисный учебный план образовательного учреждения; Программа курса «Обществознание 5-10 классы автора-составителя Л.И. Боголюбова (издательство «Просвещение»).
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программеЛ.Н.Боголюбова,Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой—М.: Просвещение, 2014.
Программой отведено 36 учебных часов, из расчета 1 учебный час в неделю.Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Цель и задачи данного курса в 8 классе:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
Лекции практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Формы контроля
Тестирование, задания на выявление жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций
Система оценивания:
Наряду с устным, письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы социологического исследования, анкетирование, самооценка
Предполагаемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание программы учебного предмета.
8 класс (35 ч)
Тема 1. Личность и общество (3 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (4 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резерв учебного времени – 9 ч.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
№ | Наименование тем разделов | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
| |||||
По плану | Фактически |
| ||||||||
1 | Введение | 1 | Знакомятся с курсом обществознание за 8 класс. Поверхностный экскурс предмета. |
|
|
| ||||
Личность и общество (4) |
|
|
|
|
| |||||
2 | Что делает человека человеком ? | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. | 05.09.16г. | 05.09.16г. |
| ||||
3 | Человек, общество, природа | 1 | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
| 12.09.16г. | 12.09.16г. |
| ||||
4 | Общество как форма жизнедеятельности | 2 |
Работа с текстом учебника «Проверим себя» Выделять существенные признаки общества.
| 19.09.16г. | 19.09.16г. |
| ||||
26.09.16г. | 26.09.16г. |
| ||||||||
| Развитие общества | 2 | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
| 03.10.16г. | 03.10.16г. |
| ||||
10.10.16г. | 10.10.16г. |
| ||||||||
5 | Как стать личностью | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»
| 17.10.16г. | 17.10.16г. |
| ||||
6 | Выводы к главе Обобщение «Личность и общество» | 1 | Работа в тетради Систематизировать и обобщить изученный материал
| 24.10.16г. | 24.10.16г. |
| ||||
6 | Сфера духовной жизни | 1 | Работа над ошибками
| 31.10.16г. | 31.10.16г. |
| ||||
7 | Мораль Практическая работа по теме «Мораль» | 2 | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества.
| 07.11.16г. | 07.11.16г. |
| ||||
14.11.16г. | 14.11.16г. |
| ||||||||
8 | Долг и совесть Практическая работа по теме «Долг и совесть» | 2 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | 14.11.16г. | 14.11.16г. |
| ||||
21.11.16г. | 21.11.16г. |
| ||||||||
9 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Работа с текстом учебника «В классе и дома»
| 28.11.16г. | 28.11.16г. |
| ||||
10 | Образование | 2 | Работа с текстом учебника «Проверим себя»
| 05.12.16г. | 05.12.16г. |
| ||||
12.12.16г. | 12.12.16г. |
| ||||||||
11 | Наука в современном обществе | 1 |
Работа с текстом учебника «В классе и дома»
| 19.12.16г. | 19.12.16г. |
| ||||
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. | 26.12.16г. | 26.12.16г. |
| ||||
13 | Практикум «Сфера духовной жизни» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы | 16.01.17г. | 16.01.17г. |
| ||||
14 | Обобщение «Сфера духовной жизни» | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы | 19.01.17г. | 19.01.17г. |
| ||||
Социальная сфера (6) |
|
|
| . |
|
| ||||
15 | Социальная структура общества | 1 |
Работа с текстом учебника «Проверим себя» Определять сущностные характеристики понятия «культура».
| 23.01.17г | 23.01.17г |
| ||||
16 | Социальные статусы и роли | 1 | Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества.
| 06.02.17г. | 06.02.17г. |
| ||||
17 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | 13.02.17г. | 13.02.17г. |
| ||||
18 | Отклоняющееся поведение | 1 | Работа с текстом учебника «В классе и дома»
| 27.02.17г. | 27.02.17г. |
| ||||
19 | Практикум | 1 |
Работа с текстом учебника «Проверим себя» Работа с текстом учебника «В классе и дома»
| 06.03.17г. | 06.03.17г. |
| ||||
Экономика (9) |
|
|
| 13.03.17г. | ||||||
20 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества.
| 03.04.17г. | 03.04.17г. |
| ||||
21 | Главные вопросы экономики | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества.
| 10.04.17г. |
|
| ||||
22 | Собственность | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества.
| 17.04.17г. |
|
| ||||
23 | Рыночная экономика | 1 | Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества.
| 24.04.17г. |
|
| ||||
24 | Производство – основа экономики | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | 03.05.17г. |
|
| ||||
25 | Предпринимательская деятельность | 1 | Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ
| 10.05.17г. |
|
| ||||
26 | Обобщение «Экономика» | 2 | Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ
| 17.05.17г. |
|
| ||||
24.05.17г. |
|
| ||||||||
27 | Итоговое обобщение | 2 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | 25.05.17г. |
|
| ||||
26.05.17г. |
|
| ||||||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описыватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравниватьсоциальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примерысоциальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оцениватьповедение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поисксоциальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлятьпростейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Список ТСО и учебно-методической литературы.
I.Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
Материально-техническое оснащение
1.Аудиоколонки.
2.Принтер.
3.Интерактивная доска
II. Учебник Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой—М.: Просвещение, 2014.