РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур народов России и светской этики для 4 класса

Описание образовательной программы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта начального общего образования (п. 12.4), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

3. Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 2012 г.

4. Приказа Минобрнауки России от 1.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 9.08.2004 г. № 1312»

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязатель­ная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспита­ние патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, ду­ховному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понима­ние их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представ­лений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основан­ной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности че­ловеческой жизни.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опо­рой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесс а, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мо­тивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, чест­ность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у челове­ка, - его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Учащиеся получают знания о соци­альных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Со­держание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружаю­щим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность вы­полнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с тек­стом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим фор­мам работы можно отнести пере сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фак­тов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание пока­зать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последо­вательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получе­ния новых знаний.

Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием проя­вить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отноше­нию к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость и гордыня»). Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества, у них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности и от­зывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

На изучение курса «Основы светской этики» отведено 34 ч по 1 ч в неделю.

Педагогическое обеспечение учебного процесса:

1. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 кл. ФГОС", М: Русское слово, 2012 г.

2. Программакурса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.

Планируемые результаты на выходе 4 класса

Личностные результаты

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, рос­сийский народ и историю России;

· о становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· Ф формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· о развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по­нимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений дей­ствительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебно­го предмета.

Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Введение в тему.

Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Тема 2. Россия – Родина моя.

Понятие Родины. ДревняяРусь.Происхождение названийРусь, русские. Наша Родина –Россия,ее географическое положение, природа, население.Радушие и доброжелательность россиян. Россия–многонациональноегосударство. Национальностьи раса. Древние городаРоссии,их памятникикультуры

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границыРоссийской Федерации на карте,объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказыватьпрочитанное, составлятьрассказ с введениемв него новых фактов

Тема 3.Этика и этикет.

Понятияэтика, мораль (нравственность). Назначение этики,ее категории. Понятиеэтикет, его происхождениеи назначение. Нормы этикета,их развитиеи совершенствование.

Современные правилаповедения,манеры поведения человека, их характеристика

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этикии этикета в повседневной жизни;проявлять стремлениек добрымделам и поступкам

Тема 4. Вежливость

Понятия вежливость, уважение.Происхождениеслов здравствуйте,спасибо, пожалуйста,их значения.Обычай рукопожатия,обычай снимать головнойубор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношениек недостатками слабостямлюдей. Обида словом, извинение.Этикет разговорнойречи. Умениеслушать друг друга

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использоватьслова вежливостив разных жизненных ситуациях; соблюдатьправила вежливостии этикетана улице, в школе и дома; уметьподобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновыватьсвою точку зрения

Тема 5. Добро и зло.

Понятиядоброи зло. Слова с корнемдобро. Тема добра и зла в русских народных сказках,былинах. Правиларазговорнойречи: громкость голоса, интонация, мимика,жесты. Языкжестов. Значение слов. Влияниеслова на взаимоотношения людей.Проявление тактичностии сдержанностив споре. Необдуманные поступкии их последствия.Умениепрощать начало доброго отношения к людям. Благожелательность.Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся вней людям. Повседневные проявления доброты

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: добро, доброта, забота,щедрость,жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословици поговорок; определять значения слов;соотносить понятияс определениями; соотноситьтекст с рисунком; применятьправила разговорнойречи; проявлять заботуо родных и близких, нуждающихся в помощи людях

Тема 6. Дружба и порядочность.

Понятиеи проявлениедружбы. Рольдоверия в укреплениидружбы. Качества настоящегодруга и их проявление в повседневных отношениях.Честность,доброта, порядочность,трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательностьи ответственность. Проявлениедружбы всказках, произведенияхдетской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношенияв классном коллективе

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность,доверие, честность,трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;проявлять доброжелательность вклассном коллективе, уважениедруг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относитьсяс пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смыслпословици поговорок

Тема 7. Честность и порядочность.

Понятиячестностьи искренность.Из истории традицийпо выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнятьсвой долг»,«житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивныекачества честности. Искренностьсоставнаячасть честности. Честность по выполнениюправил поведения в школе и дома, соблюдениюзаконов

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

Тема 8. Гордость и гордыня

Понятиягордостьи гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайствои гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги.Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня

Тема 9. Обряды и обычаи русского народа

Что такое обычайи обряд. Из истории обряда бракосочетанияна Руси.Решение вопросовженитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание.Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царскогообеда. Особенности бракосочетанияв современной России

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

Тема 10. Терпение и труд.

Значенияслова терпение. Что такоетруд. Трудовые дела в школе и дома,их последовательностьи систематичность. Постоянные домашниепоручения и их выполнение.Значениетруда в жизни человека и общества.Свободныйи посильныйтруд. Повседневныедела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела.Потребностьв труде. Сочетаниетрудаумственногоифизического.Учебаважнейшийтрудшкольника

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях : терпение,труд, прилежание,старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься само обслуживающимтрудом; выполнятьпорученноедело, практические задания;бережно относиться кматериальными духовным ценностям; давать определенияпонятий;отгадывать ребусы, решать кроссворды

Тема 11. Семья.

Семьяобъединениелюдей разного возраста, основанноена кровнородственных связях. Из истории семьи.Семья на Руси. Имя и фамилия.Фамилия наследственное семейноеимя. Происхождение фамилии. Рольродителейв современной семье.Крепостьи стабильностьсемьи. Родословная семьи

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: род, родословие,семья, фамилия, христианство, христиане.Уметь: проявлять взаимопомощь,стремиться совершать добрыедела; соизмерятьсвои потребности с потребностями членовсемьи; изготовить аппликацию;ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

Тема 12. Семейные традиции.

Традицияпередача из поколенияв поколениеправил поведенияв семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традициисемьи, их создание

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: традиция,семья, семейнаяэтика,любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружескиевзаимоотношенияв семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы;выявить различия понятий, датьих определение; соотнести частипословиц; написать мини-сочинение

Тема 13. Сердце матери.

Роль матери в семье. День материвРоссии. Традиция празднования Дняматери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – не-раздельные понятия.Мать творецчеловека. Подаритьрадость маме.Ответственностьмамы за своих детей, помощьдетей своим родителям.Бережное отношениедетей к родителям, родным и близким

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

Тема 14. Правила твоей жизни.

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правилаприема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядкаи чистотыв школе и дома, во дворе дома и наулице. Помощьдетей родителям.Распорядокдня ученика. Культураобщения сверстников. Особенности общениядетей между собой и спосторонними взрослыми людьми,соблюдениеправил личной безопасности. Внимательное отношение кмаленькимдетям, престарелым иинвалидам, помощь им.

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

Тема 15. Праздники народов России.

Христианские праздники. Происхождение Масленицы.Семь днейМасленицы. Великийпост. Старинные праздники:Пасха, РождествоХристово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничныйзастольныйэтикет. Курбан-байрам,день Сангхи,обряды народов, свобода совести

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм,крещение,свобода совести.

Уметь: выполнятьправила поведения на праздниках; проявлятьчувство уважительного,терпимого отношенияк людям, к их религии; соблюдать праздничныйзастольныйэтикет; пользоватьсясправочникамии словарями

Тема 16. Защитники Отечества.

23 февраля–День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницыбоевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражениена Чудском озере, Куликовскаябитва, борьба с поляками в ХVIIв., подвиги полководцаА.В.Суворова, Отечественная война1812г.,Великая Отечественнаявойна1941–1945 гг.Охрана сухопутных,воздушных и водных границ странывнаше время. Защита Родиныдолгкаждого гражданинаРФ, служба вВооруженныхсилах РФ почетная обязанностькаждого мужчины.Подарочный этикет

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представлениео понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относитьсяк защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественнойвойны 1945–1945 гг.; подготовитьсообщениео патриотах России;определять значениекрасных даткалендаря; планироватьи контролироватьучебные действия, оформлятьи представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

17. Итоговый урок. Защита творческих проектов.

Защита проектов. Основные знания по этике и этикету.

Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания

Тематическое планирование

по ОРКСЭ модуль«Основы светской этики»

наименование курса

Класс 4

Преподаватель комплексного курса ОРКСЭ Байжигитов Айдар Владимирович

Количество часов по учебному плану Всего 1 час; в неделю 1 час. Плановых контрольных работ 10.

Для предметов естественно-научного цикла Плановых лабораторных работ 5, практических работ 5

Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

Учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 2012 г.

название, автор, издательство, год издания

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения урока

по плану

фактически

1

Введение в предмет

Вводный урок

1

07.09.16 г.

07.09.16 г.

2-3

Россия – Родина моя

Урок первичного изучения материала и закрепления новых знаний

2

14.09.16 г.

21.09.16 г.

14.09.16 г.

21.09.16 г.

4-5

Этика и этикет

Комбинированный урок

2

28.09.16 г.

05.10.16 г.

28.09.16 г.Хочу такой сайт

05.10.16 г.

6-7

Вежливость

Комбинированный урок

2

12.10.16 г.

19.10.16 г.

12.10.16 г.

19.10.16 г.

8-9

Добро и зло

Комбинированный урок

2

26.10.16 г.

09.11.16 г.

26.10.16 г.

09.11.16 г.

10-11

Дружба и порядочность

Комбинированный урок

2

16.11.16 г.

23.11.16 г.

16.11.16 г.

23.11.16 г.

12-13

Честность и порядочность

Комбинированный урок

2

30.11.16 г.

07.12.16 г.

30.11.16 г.

07.12.16 г.

14-15

Гордость и гордыня

Комбинированный урок

2

12.12.16 г.

21.12.16 г.

12.12.16 г.

21.12.16 г.

16-18

Обычаи и обряды русского народа

Комбинированный урок

3

11.01.17 г.

18.01.17 г.

11.01.17 г.

18.01.17 г.

19-20

Терпение и труд

Комбинированный урок

2

25.01.17 г.

01.02.17 г.

25.01.17 г.

01.02.17 г.

21-22

Семья

Комбинированный урок

2

08.02.17 г.

22.02.17 г.

08.02.17 г.

22.02.17 г.

23-24

Семейные традиции

Комбинированный урок

2

01.03.17 г.

06.03.17 г.

01.03.17 г.

06.03.17 г.

25-26

Сердце матери

Комбинированный урок

2

15.03.17 г.

22.03.17 г.

15.03.17 г.

22.03.17 г.

27-28

Правила твоей жизни

Комбинированный урок

2

05.04.17 г.

12.04.17 г.

05.04.17 г.

12.04.17 г.

29-31

Праздники народов России

Урок первичного изучения материала и закрепления новых знаний

3

19.04.17 г.

26.04.17 г.

32-33

Защитники Отечества

Комбинированный урок

2

03.05.17 г.

10.05.17 г.

34

Итоговый урок

Защита творческих проектов

Повторительно-обобщающий

1

17.05.17 г.

24.05.17 г.

Лист корректировки тематического планирования

Дата проведения урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласование с зам.директора по УВР




2017 8 Обществознание Рабочая программа 8 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.doc (скачать)
2017 8 Обществознание Рабочая программа 8 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.doc (скачать)
2017 8 Обществознание Рабочая программа 8 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.doc (скачать)
Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».