РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур народов России и светской этики для 4 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта начального общего образования (п. 12.4), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
3. Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 2012 г.
4. Приказа Минобрнауки России от 1.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 9.08.2004 г. № 1312»
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесс а, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием проявить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отношению к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость и гордыня»). Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества, у них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности и отзывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.
На изучение курса «Основы светской этики» отведено 34 ч по 1 ч в неделю.
Педагогическое обеспечение учебного процесса:
1. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 кл. ФГОС", М: Русское слово, 2012 г.
2. Программакурса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
Планируемые результаты на выходе 4 класса
Личностные результаты
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· о становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· Ф формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· о развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Введение в тему.
Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
Тема 2. Россия – Родина моя.
Понятие Родины. ДревняяРусь.Происхождение названийРусь, русские. Наша Родина –Россия,ее географическое положение, природа, население.Радушие и доброжелательность россиян. Россия–многонациональноегосударство. Национальностьи раса. Древние городаРоссии,их памятникикультуры
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границыРоссийской Федерации на карте,объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказыватьпрочитанное, составлятьрассказ с введениемв него новых фактов
Тема 3.Этика и этикет.
Понятияэтика, мораль (нравственность). Назначение этики,ее категории. Понятиеэтикет, его происхождениеи назначение. Нормы этикета,их развитиеи совершенствование.
Современные правилаповедения,манеры поведения человека, их характеристика
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этикии этикета в повседневной жизни;проявлять стремлениек добрымделам и поступкам
Тема 4. Вежливость
Понятия вежливость, уважение.Происхождениеслов здравствуйте,спасибо, пожалуйста,их значения.Обычай рукопожатия,обычай снимать головнойубор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношениек недостатками слабостямлюдей. Обида словом, извинение.Этикет разговорнойречи. Умениеслушать друг друга
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использоватьслова вежливостив разных жизненных ситуациях; соблюдатьправила вежливостии этикетана улице, в школе и дома; уметьподобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновыватьсвою точку зрения
Тема 5. Добро и зло.
Понятиядоброи зло. Слова с корнемдобро. Тема добра и зла в русских народных сказках,былинах. Правиларазговорнойречи: громкость голоса, интонация, мимика,жесты. Языкжестов. Значение слов. Влияниеслова на взаимоотношения людей.Проявление тактичностии сдержанностив споре. Необдуманные поступкии их последствия.Умениепрощать –начало доброго отношения к людям. Благожелательность.Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся вней людям. Повседневные проявления доброты
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: добро, доброта, забота,щедрость,жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословици поговорок; определять значения слов;соотносить понятияс определениями; соотноситьтекст с рисунком; применятьправила разговорнойречи; проявлять заботуо родных и близких, нуждающихся в помощи людях
Тема 6. Дружба и порядочность.
Понятиеи проявлениедружбы. Рольдоверия в укреплениидружбы. Качества настоящегодруга и их проявление в повседневных отношениях.Честность,доброта, порядочность,трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательностьи ответственность. Проявлениедружбы всказках, произведенияхдетской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношенияв классном коллективе
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность,доверие, честность,трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;проявлять доброжелательность вклассном коллективе, уважениедруг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относитьсяс пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смыслпословици поговорок
Тема 7. Честность и порядочность.
Понятиячестностьи искренность.Из истории традицийпо выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнятьсвой долг»,«житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивныекачества честности. Искренность–составнаячасть честности. Честность по выполнениюправил поведения в школе и дома, соблюдениюзаконов
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом
Тема 8. Гордость и гордыня
Понятиягордостьи гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайствои гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги.Гордость за хорошие дела и поступки героев России
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня
Тема 9. Обряды и обычаи русского народа
Что такое обычайи обряд. Из истории обряда бракосочетанияна Руси.Решение вопросовженитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание.Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царскогообеда. Особенности бракосочетанияв современной России
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации
Тема 10. Терпение и труд.
Значенияслова терпение. Что такоетруд. Трудовые дела в школе и дома,их последовательностьи систематичность. Постоянные домашниепоручения и их выполнение.Значениетруда в жизни человека и общества.Свободныйи посильныйтруд. Повседневныедела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела.Потребностьв труде. Сочетаниетрудаумственногоифизического.Учеба–важнейшийтрудшкольника
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях : терпение,труд, прилежание,старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься само обслуживающимтрудом; выполнятьпорученноедело, практические задания;бережно относиться кматериальными духовным ценностям; давать определенияпонятий;отгадывать ребусы, решать кроссворды
Тема 11. Семья.
Семья–объединениелюдей разного возраста, основанноена кровнородственных связях. Из истории семьи.Семья на Руси. Имя и фамилия.Фамилия –наследственное семейноеимя. Происхождение фамилии. Рольродителейв современной семье.Крепостьи стабильностьсемьи. Родословная семьи
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: род, родословие,семья, фамилия, христианство, христиане.Уметь: проявлять взаимопомощь,стремиться совершать добрыедела; соизмерятьсвои потребности с потребностями членовсемьи; изготовить аппликацию;ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
Тема 12. Семейные традиции.
Традиция–передача из поколенияв поколениеправил поведенияв семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традициисемьи, их создание
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: традиция,семья, семейнаяэтика,любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружескиевзаимоотношенияв семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы;выявить различия понятий, датьих определение; соотнести частипословиц; написать мини-сочинение
Тема 13. Сердце матери.
Роль матери в семье. День материвРоссии. Традиция празднования Дняматери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – не-раздельные понятия.Мать –творецчеловека. Подаритьрадость маме.Ответственностьмамы за своих детей, помощьдетей своим родителям.Бережное отношениедетей к родителям, родным и близким
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану
Тема 14. Правила твоей жизни.
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правилаприема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядкаи чистотыв школе и дома, во дворе дома и наулице. Помощьдетей родителям.Распорядокдня ученика. Культураобщения сверстников. Особенности общениядетей между собой и спосторонними взрослыми людьми,соблюдениеправил личной безопасности. Внимательное отношение кмаленькимдетям, престарелым иинвалидам, помощь им.
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок
Тема 15. Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы.Семь днейМасленицы. Великийпост. Старинные праздники:Пасха, РождествоХристово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничныйзастольныйэтикет. Курбан-байрам,день Сангхи,обряды народов, свобода совести
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм,крещение,свобода совести.
Уметь: выполнятьправила поведения на праздниках; проявлятьчувство уважительного,терпимого отношенияк людям, к их религии; соблюдать праздничныйзастольныйэтикет; пользоватьсясправочникамии словарями
Тема 16. Защитники Отечества.
23 февраля–День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницыбоевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражениена Чудском озере, Куликовскаябитва, борьба с поляками в ХVIIв., подвиги полководцаА.В.Суворова, Отечественная война1812г.,Великая Отечественнаявойна1941–1945 гг.Охрана сухопутных,воздушных и водных границ странывнаше время. Защита Родины–долгкаждого гражданинаРФ, служба вВооруженныхсилах РФ –почетная обязанностькаждого мужчины.Подарочный этикет
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представлениео понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относитьсяк защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественнойвойны 1945–1945 гг.; подготовитьсообщениео патриотах России;определять значениекрасных даткалендаря; планироватьи контролироватьучебные действия, оформлятьи представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
17. Итоговый урок. Защита творческих проектов.
Защита проектов. Основные знания по этике и этикету.
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания
Тематическое планирование
по ОРКСЭ модуль«Основы светской этики»
наименование курса
Класс 4
Преподаватель комплексного курса ОРКСЭ Байжигитов Айдар Владимирович
Количество часов по учебному плану Всего 1 час; в неделю 1 час. Плановых контрольных работ 10.
Для предметов естественно-научного цикла Плановых лабораторных работ 5, практических работ 5
Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
Учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 2012 г.
название, автор, издательство, год издания
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения урока | |
по плану | фактически | |||
1 | Введение в предмет
Вводный урок | 1 | 07.09.16 г. | 07.09.16 г. |
2-3 | Россия – Родина моя
Урок первичного изучения материала и закрепления новых знаний | 2 | 14.09.16 г. 21.09.16 г. | 14.09.16 г. 21.09.16 г. |
4-5 | Этика и этикет
Комбинированный урок | 2 | 28.09.16 г. 05.10.16 г. | 05.10.16 г. |
6-7 | Вежливость
Комбинированный урок | 2 | 12.10.16 г. 19.10.16 г. | 12.10.16 г. 19.10.16 г. |
8-9 | Добро и зло
Комбинированный урок | 2 | 26.10.16 г. 09.11.16 г. | 26.10.16 г. 09.11.16 г. |
10-11 | Дружба и порядочность
Комбинированный урок | 2 | 16.11.16 г. 23.11.16 г. | 16.11.16 г. 23.11.16 г. |
12-13 | Честность и порядочность
Комбинированный урок | 2 | 30.11.16 г. 07.12.16 г. | 30.11.16 г. 07.12.16 г. |
14-15 | Гордость и гордыня
Комбинированный урок | 2 | 12.12.16 г. 21.12.16 г. | 12.12.16 г. 21.12.16 г. |
16-18 | Обычаи и обряды русского народа
Комбинированный урок | 3 | 11.01.17 г. 18.01.17 г. | 11.01.17 г. 18.01.17 г. |
19-20 | Терпение и труд
Комбинированный урок | 2 | 25.01.17 г. 01.02.17 г. | 25.01.17 г. 01.02.17 г. |
21-22 | Семья
Комбинированный урок | 2 | 08.02.17 г. 22.02.17 г. | 08.02.17 г. 22.02.17 г. |
23-24 | Семейные традиции
Комбинированный урок | 2 | 01.03.17 г. 06.03.17 г. | 01.03.17 г. 06.03.17 г. |
25-26 | Сердце матери
Комбинированный урок | 2 | 15.03.17 г. 22.03.17 г. | 15.03.17 г. 22.03.17 г. |
27-28 | Правила твоей жизни
Комбинированный урок | 2 | 05.04.17 г. 12.04.17 г. | 05.04.17 г. 12.04.17 г. |
29-31 | Праздники народов России
Урок первичного изучения материала и закрепления новых знаний | 3 | 19.04.17 г. 26.04.17 г. |
|
32-33 | Защитники Отечества
Комбинированный урок | 2 | 03.05.17 г. 10.05.17 г. |
|
34 | Итоговый урок Защита творческих проектов
Повторительно-обобщающий | 1 | 17.05.17 г. 24.05.17 г. |
|
Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки | Согласование с зам.директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|