РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по отечественной и всемирной истории для 10 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 70 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Н.Сахарова и Н.В.Загладина Структура программы соответствует структуре учебника А.Н.Сахарова и Н.В.Загладина (издательство «Русское слово», 2014).
Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Содержание курса«Всеобщая история с древнейших времен до концаXIX века»
(10 класс - базовый уровень).
Введение. История как наука. (1 час).
История как наука.История в системе гуманитарных наук.Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Основные концепции исторического развития человечества. Сущность, формы и функции исторического познания. Принципы периодизации исторического процесса.
РАЗДЕЛI. Древнейшая стадия истории человечества. (1 часа).
Первобытная эпоха.Понятие «первобытное общество». Основные концепции происхождения человека и общества. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
РАЗДЕЛII. Цивилизации Древнего мира и Средневековья (8 часов).
Первые государства Древнего мира.Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности.Восточная деспотия. Власть и общество. Складывание первых мировых империй. Мифологическая картина мира.Значение цивилизаций Древнего Востока. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира.
Античные цивилизации в истории человечества.Античные цивилизации Средиземноморья. Периодизация истории Древней Греции. Греческий полис. Афины и Спарта. Греческая демократия. Классическое рабство. Религия и культура Древней Греции. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. Империя Александра Македонского. Периодизация истории Древнего Рима. Римский полис. Римская империя.
Крушение империй Древнего мира.Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации. Рим и варвары. Закат Римской империи. Падение Западной Римской империи.
Христианская средневековая цивилизация в Европе.Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития.Структура общества. Феодальное землевладение и система власти. Сословия.Средневековый город. Нормандские завоевания и создание Священной Римском империи.
Византия.Византия после крушения Западной Римской империи. Раскол христианства. Православие и католицизм.
Возникновение и развитие исламской цивилизации.Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Арабский халифат. Османская империя.
Западная Европа в ХII–ХV вв.Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы и инквизиция. Кризис европейского средневекового общества в ХIV–ХV вв.
РАЗДЕЛIII. Новое время: эпоха модернизации (13 часов)
Модернизация в Европе.Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации.Торговый и мануфактурный капитализм. Новация в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
Великие географические открытия и начало колониальной экспансии.Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Роль Португалиии Испании. Открытие Америки. Открытие морского пути в Индию. Возникновение мирового рынка. Упадок феодальной системы хозяйствования. Ремесленное и мануфактурное производство.
Складывание абсолютизма в Европе.От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Образование единых централизованных государств в Европе. Изменение в правовых и идеологических основах государственности.Тридцатилетняя война 1618–1648 гг.
Буржуазная революция в Англии 1640–1660 гг.Буржуазная революция в Англии. Противоречия в английском обществе ХVII в. Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация.
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.Идеология Просвещения и конституционализм.Возникновение идейно-политических течений. Просвещенный абсолютизм. Становление гражданского общества.
Европа во второй половине ХVIII в. Промышленный переворот в Англии. Предпосылки промышленного переворота. Технический прогресс в ХVIII – середине ХIХ в. Промышленный переворот. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Значение промышленного переворота.
Традиционные общества Востока в условиях начала колониальной системы.Особенности развития Индии, Китая, Японии в средние века. Цели, формы, методы колониальной политики. Соперничество колониальных держав. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока.
Война за независимость в Северной Америке.Колонизация европейцами Северной Америки. Противоречия между колониями и метрополией. Декларация независимости США. Конституция США.
Великая Французская революция и ее последствия для Европы.Кризис абсолютизма во Франции. Общественные противоречия. Периодизация буржуазной революции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианская диктатура и директория. Конституция 1791г.
Наполеоновские войны.Империя НаполеонаI. Завоевательные войны Наполеона. Народы против империи Наполеона. Крушение империи Наполеона. Венский конгресс и его последствия. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм.
Реакция и революции в Европе в 1820–1840е гг. Борьба Священного Союза против революций. Значение освободительных войн и либеральных революций 20-х гг. Революции 1848-1849гг. в Европе.Итоги революций. Реакция и реформы. Крушение Венской системы международных отношений.
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.Рост промышленного производства. Особенности и противоречия раннего индустриального общества.
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока .Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Индия. «Опиумные войны» в Китае и его закабаление индустриальными державами. Япония: опыт модернизации. Завершение колониального раздела мира. Последствия колониализма.
Национализм в Европе. Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война 1870-1871 гг.
Страны западного полушария в ХIХ в.Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в 1 пол .ХIХ в. Гражданская война в США.
Культура и общественно-политическое развитие Западной Европы в ХVIII–ХIХ в. Мировосприятие человека индустриального общества.Формирование классической научной картины мира. Научная революция XVIIb.Экспериментальный метод познания. Просвещение. Политические течения: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Особенности духовной жизни Нового времени. Итоговое повторение курса (1час).
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение (1 час)
Начало Руси (4 часа). Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Правление Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства при князе Владимире. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русь в 11-12 веках (5часов). Правление Ярослава Мудрого.«Русская Правда» - первый писаный свод законов.Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельностирусских земель. Формы землевладения и категории населения. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. ПравославнаяЦерковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Русь в 13-15 веках (4 часа) Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскуюсистему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания вистории Руси. Экспансия с Запада. Александр Невский. Борьба с крестоносной агрессией.. Политические, социальные, экономические итерриториально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. Взаимосвязьпроцессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национальногосамосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Автокефалия Русской Православной Церкви. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процессаскладывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Правление Ивана III. Изменения в социальнойструктуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Рольцеркви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторовна развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центрразвития культуры великорусской народности.
Российское государство в 16 веке (3 часа)
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологиисамодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитиепоместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширениетерритории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Россия в 17 веке (6 часов)Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территорииРоссийского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. УчастиеРоссии в войнах в XVII в. Национальный подъем в России. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складываниявсероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в Россииво второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементовв русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинскаяакадемия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.
Россия в конце 17 – 18 веках. (8 часов)
Петровские преобразования. Северная война. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политикапротекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Россия в период дворцовыхпереворотов. Превращениедворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Расширение прав и привилегий дворянства при Екатерине II. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформлениесословного строя.Особенности экономического развития России Развитие капиталистических отношений. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета.
Россия в первой половине 19 в. (6 часов)
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Правление Александра I.Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативнойидеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Расширение территории государства в середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX вв.
Россия во второй половине 19 в. (6 часов)
Отмена крепостного права при Александре II . Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ .Проникновение в Россию марксизма. Русско-турецкие войны. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка..Россия в первые годы правления Николая II. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Итоговое обобщение (1час)
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема урока | Кол-во | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения урока | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Введение. История и исторический процесс. Этапы исторического знания | 1 | Работа в группах. Работают с Новым полным справочником по истории для подготовки ЕГЭ. Заполняют таблицу «Движ. силы историч. развития». | 06.09.16 г.
| 06.09.16 г.
|
2. | Основы исторической науки | 1 | Групповая работа. Выполняют тестовые задания. | 07.09.16 г. | 07.09.16 г. |
3 | Россия во всемирной истории | 1 | Работа с текстом учебника, с дополнительной литературой | 10.09.16 г. | 10.09.16 г. |
4 | У истоков рода человеческого | 1 | Работа в группах. Приводят наиболее известные гипотезы происхождения человека Работа с документами. | 13.09.16 г. | 13.09.16 г. |
5-6 | Государства Древнего Востока | 1 | Работа с учебником. Заполнение таблицы «Новый этап духовной жизни». | 14.09.16 г. | 14.09.16 г. |
7 | Культура стран Древнего Востока | 1 | Выступления с сообщениями | 17.09.16 г. | 17.09.16 г. |
8 | Цивилизация Древней Греции | 1 | Работа с текстом, выступления с сообщениями Заполнить таблицу «Пунические войны». | 20.09.16 г. | 20.09.16 г. |
9 | Древнеримская цивилизация | 1 | Работа с текстом учебника, источниками, заполнение таблицы | 24.09.16 г. | 24.09.16 г. |
10 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1 | Работа с источниками, текстом учебника, групповая работа. | 27.09.16 г. | 27.09.16 г. |
11 | Европа в эпоху средневековья | 1 | Работа с текстом учебника, источниками, беседа | 28.09.16 г. | 28.09.16 г. |
12 | Рождение исламской цивилизации | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с докладами | 01.10.16 г. | 01.10.16 г. |
13 | Славяне в раннем средневековье | 1 | Работа с текстом учебника, источниками. | 05.10.16 г. | 05.10.16 г. |
14 | Образование Древнерусского государства | 1 | Работа с картой (места расселения индоевропейцев, славян и их соседей).Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | 08.10.16 г. | 08.10.16 г. |
15 | Расцвет Древней Руси Социально-экономическое развитие Древней Руси | 4 | Работа в группах, выступления с сообщениями, с источниками. | 11.10.16 г. | 11.10.16 г. |
16 | Политическая раздробленность Руси | 2 | Работа с текстом учебника и картой | 12.10.16 г. | 12.10.16 г. |
17 | Культура Руси X – начала XIII века. Зарождение русской цивилизации | 1 | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся. | 18.10.16 г. | 18.10.16 г. |
18 | Католический мир на подъёме | 1 | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | 19.10.16 г. | 19.10.16 г. |
19 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | 1 | Работа с текстом учебника и источниками, заполнение таблиц. | 25.10.16 г. | 25.10.16 г. |
20 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | 26.10.16 г. | 26.10.16 г. |
21 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | 1 | Работа в группах с текстом учебника, источниками Выступление с сообщением об Александре Невском. | 08.11.16 г. | 08.11.16 г. |
Западная Европа в XIV-XV вв. | 1 | Работа с текстом, источниками. | 09.11.16 г. | 09.11.16 г. | |
22 | Европейская культура, наука и техника в средние века | 1 | Выступления с рефератами | 15.11.16 г. | 15.11.16 г. |
23 | Мир за пределами Европы в средние века | 1 | Работа с текстом, источниками в группах, заполнение таблицы | 16.11.16 г. | 16.11.16 г. |
24 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | Работа с истониками, словарь терминов | 22.11.16 г. | 22.11.16 г. |
25 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | 1 | Работа с текстом, источниками, заполнение таблицы | 23.11.16 г. | 23.11.16 г. |
26 | Междоусобная война на Руси | 1 | Составление развёрнутого плана- конспекта по учебнику | 30.11.16 г. | 30.11.16 г. |
27 | На заре новой эпохи | 1 | Работа с учебником, документами, таблицей и сообщениями, запись лекции. | 06.12.16 г. | 06.12.16 г. |
28 | Западная Европа: новый этап развития | 1 | Работа с учебником, таблицей, схемами, запись лекции | 07.12.16 г. | 07.12.16 г. |
29 | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе | 2 | Работа с учебником, документами, таблицей и сообщениями, запись лекции. | 13.12.16 г. | 13.12.16 г. |
30 | Образование Русского централизованного государства Тестовые задания | Тестирование, работа по карточкам- заданиям
| 14.12.16 г. | 14.12.16 г. | |
31 | Правление Ивана IV Грозного | 1 | Работа с картой. | 21.12.16 г. | 21.12.16 г. |
32 | Культура и быт России в XIV – XVI вв. | 1 | Работа с текстом учебника, допол. литературой. | 27.12.16 г. | 27.12.16 г. |
33 | Смутное время на Руси | 1 | Работа с дополнительными источниками и литературой. | 11.01.17 г. | 11.01.17 г. |
34 | Россия при первых Романовых | 1 | Работа с вопросами и заданиями к параграфу. Работа с картой. | 18.01.17 г. | 18.01.17 г. |
35 | Экономическое и общественное развитие России в XVII в. | 1 | Работа с картой. | 24.01.17 г. | 24.01.17 г. |
36 | Россия накануне преобразований | 1 | Московская Русь (3 ч.) | 25.01.17 г. | 25.01.17 г. |
37 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | Работа с картой, текстом учебника. | 31.01.17 г. | 31.01.17 г. |
38 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 1 | Работа с картой, текстом учебника. | 01.02.17 г. | 01.02.17 г. |
39 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 1 | Работа с доп. литературой. | 07.02.17 г. | 07.02.17 г. |
40 | Государства Азии в XVII—XVIII вв. | 1 | Эпоха Ивана Грозного (5 ч.) |
|
|
41 | Россия при Петре I | 1 | Работа в группах Выступают с сообщениями о Петре 1 Заполняют таблицу «Северная война». Просмотр видеоматериала | 08.02.17 г. | 08.02.17 г. |
42 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | Работа с картой, текстом учебника. | 21.02.17 г. | 21.02.17 г. |
43 | Расцвет дворянской империи | 1 | Работа с текстом учебника и допол. материалом. | 28.02.17 г. | 28.02.17 г. |
44 | Могучая внешнеполитическая поступь империи | 1 | Работа с допол. литературой. | 01.03.17 г. | 01.03.17 г. |
45 | Экономика и население России во второй половине XVIII в. | 1 | Работа с допол. литературой. | 03.03.17 г. | 03.03.17 г. |
46 | Культура и быт России XVIII в. | 1 | Составление развёрнутого плана- конспекта по учебнику | 14.03.17 г. | 14.03.17 г. |
47 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | Работа с текстом, источниками в группах, заполнение таблицы | 15.03.17 г. | 15.03.17 г. |
48 | Великая французская революция и ее последствия для Европы | 1 | Работа с источниками, словарь терминов | 20.03.17 г. | 20.03.17 г. |
49-50 | Европа и наполеоновские войны | 1 | Работа с текстом, источниками, заполнение таблицы | 22.03.17 г. | 22.03.17 г. |
51-52 | Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г. | 2 | Работа с учебником, документами, наглядным материалом, запись лекции | 27.03.17 г. | 27.03.17 г. |
53 | Россия и Священный союз. Тайные общества | 2 | Работа в группах. Составляют развернутый план ответа по внешней политике. | 29.03.17 г. | 29.03.17 г. |
54 | Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. | 1 | Работа с вопросами и заданиями к параграфу. | 03.04.17 г. | 03.04.17 г. |
55 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | Работа с учебником, документами, наглядным материалом, запись лекции | 05.04.17 г. | 05.04.17 г. |
56 | Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США | 1 | Работа в группах. Составляют схему | 10 .04.17 г. |
|
57-58 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 1 | Работа с вопросами и заданиями к параграфу. | 12.04.17 г. |
|
59 | Россия при Николае I. Крымская война | 2 | Составляют исторический портрет личности Заполняют таблицы «Реформы времен Николая I» и «Внешняя политика Николая I» | 17.04.17 г. |
|
60 | Воссоединение Италии и объединение Германии | 1 | Записывают хронологию событий. | 19.04.17 г. |
|
61 | Россия в эпоху реформ Александра II | 1 | Работа в группах .Заполняют таблицу «Реформы, их значение». | 24.04.17 г. |
|
62 | Правление Александра III | 1 | Составление развёрнутого плана- конспекта по учебнику | 26.04.17 г. |
|
63-64 | Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века | 1 | Работа с картой, текстом учебника.
| 03.05.17 г. |
|
65-66 | Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века | 1 | Работа с допол. материалом, источниками. | 10.05.17 г. |
|
67 | Наука и искусство в XVIII—XIX вв. | 1 | Работа с допол. материалом, источниками. | 17.05.17 г. |
|
69 | Золотой век русской культуры | 1 | Проектно-исследовательская работа | 24.05.17 г. |
|
70 | Обобщающее повторение | 1 | Заполняют хронологическую таблицу. Выполняют тестовые задания | 26.05.17 г. |
|
|
|
|
|
|
|
Требования к подготовке учеников 10 класса:
Должны знать:
· Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени;
· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в указанный период;
· Изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
· Сравнивать исторические явления и события;
· Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
· Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
· Читать историческую карту;
· Группировать исторические события и явления по указанному признаку.
Способны решать жизненно-практические задачи:использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список ТСО и учебно-методической литературы
Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
Материально-техническое оснащение
1.Аудиоколонки.
2.Принтер.
3.Интерактивная доска
Учебно-методический комплект курса
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
2. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.