РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована учащимся 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –«Паспартинской средней общеобразовательной школы имени А.Г.Калкина»_
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
•Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников М.: Просвещение, 2011;
•Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (№1089 от 05 марта 2004 г.).
В данной рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения».
Структурнопрограммасостоитизтрёхлогическивзаимосвязанныхмодулей:
·основыбезопасностиличности,общества,государства;
·основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни;
·обеспечениевоеннойбезопасностигосударства.
Изучение ОБЖ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Задачи:
·дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
·научить правильно, действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
·научить адекватно, действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
·воспитывать патриотические чувства.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения, необходимых практически; навыков программой курса с ними предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов на базе воинских частей, определяемых военным комиссариатом (ВКСО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов). Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Реализация программы направлена на углубленное изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан с такими предметами школьного курса, как:
Ø география - туризм, выживание в природе, ориентирование;
Ø химия - опасные вещества, экологическая безопасность;
Ø физика - природные явления, природные явления, техногенные аварии и катастрофы;
Ø история –основы военной службы;
Ø биология - оказание ПМП,обморожения, ожоги, режим дня школьника,
рацион питания, оказание ПМП,работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;
Ø физическая культура – ОФП.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета
ОБЖ в 10 классе, из расчета 1 час в неделю (245 часов за полный курс 5-11 кл.).
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний учащихся осуществляется в виде тестирования.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год (2015 – 2016).
Ι полугодие | ΙΙ полугодие | Итого |
|
| 35 |
Учебно – тематическое планирование
Класс: 10
Учитель:
Количество часов: всего 35 часов: в неделю 1 час.
Плановых оценочных уроков: 10 (8 практических, 2 теста)
Планирование составлено на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2016.;
Перечень проверочных работ
№
| № урока | Название вида работы
|
1 | 2 | Практическая работа № 1 Автономное существование человека в природной среде |
2 | 4 | Практическая работа № 2 Личная безопасность в криминальных ситуациях |
3 | 5 | Практическая работа № 3 Личная безопасность при ЧС природного характера |
4 | 6 | Практическая работа № 4 Личная безопасность при ЧС техногенного характера |
5 | 13 | Практическая работа №5 Правила поведения при угрозе террористического акта |
6 | 15 | Промежуточный тест за 1 полугодие. |
7 | 17 | Практическая работа № 6 Основы здорового образа жизни |
8 | 22 | Практическая работа № 7 Средства индивидуальной защиты (устройство ГП-7) |
9 | 23 | Практическая работа № 8 Организация ГО в учреждении |
10 | 33 | Итоговый тест за курс 10 класса |
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся.
Практические работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |||||
|
| ||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |||||||||
1 | Введение в курс 10 класса. Автономное пребывание человека в природной среде. | 1 | Знакомство с курсом ОБЖ. Работа с учебником, запись лекции, ответы на вопросы | 06.09.16г. | 06.09.16г. | ||||
2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Практическая работа №1 | 1 | Коллективная работа. Практикум по программе «Школа выживания» | 13.09.16г. | 13.09.16г. | ||||
3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах. | 1 | Работа с учебником, документами, запись лекции, | 20.09.16г. | 20.09.16г. | ||||
4 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Практическая работа №2 | 1 | Работа с учебником, заполнение таблицы. Тестирование, работа по карточкам- заданиям | 27.09.16г. | 27.09.16г. | ||||
5 | Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия
| 1 | Работа с текстом учебника и таблицей | 04.10.16г. | 04.10.16г. | ||||
6 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 1 | Работа с дополнительным материалом | 11.10.16г. | 11.10.16г. | ||||
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия
| 1 | Составление развёрнутого плана- конспекта по учебнику | 18.10.16г. | 18.10.16г. | ||||
8 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Самостоятельная работа | 25.10.16г. | 25.10.16г. | ||||
9 | Военные угрозы национальной безопасности России | 1 | Записи в тетради, доклады, обсуждение | 27.10.16г. | 27.10.16г. | ||||
10 | Характер современных войн и вооруженных конфликтов | 1 | Выступления с рефератами | 08.11.16г. | 08.11.16г. | ||||
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
| |||||||||
1 | Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС | 1 | Групповая работа по выполнению заданий. Работа с дополнительным материалом | 22.11.16г. | 22.11.16г. | ||||
2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи | 1 | Работа в группах. Заполняют таблицу. | 06.12.16г. | 06.12.16г. | ||||
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | |||||||||
1 | Терроризм и экстремизм — чрезвычайные опасности для общества и государства | 1 | Презентация работ. | 13.12.16г. | 13.12.16г. | ||||
2 | Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности | 1 | Знание понятий – фронтальная проверка. | 20.12.16г. | 20.12.16г. | ||||
3 | Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ.
| 1 | Работа в группах. | 27.12.16г. | 27.12.16г. | ||||
4 | Роль государства в национальной безопасности РФ | 1 | Работа с учебником, схемой, документами, запись лекции. | 17.01.17г. | 17.01.17г. | ||||
5 | Культура безопасности жизнедеятельности | 1 |
| 24.01.17г. | 24.01.17г. | ||||
6 | Уголовная ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность | 1 | Работа в группах со статьями Уголовного кодекса | 31.01.17г. | 31.01.17г. | ||||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
| |||||||||
1 | Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи.
| 1 | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | 10.02.17г. | 10.02.17г. | ||||
2 | Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 | Просмотр видеоурока с последующим анализом и выводом. | 17.02.17г. | |||||
3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек Практическая работа №6 Основы здорового образа жизни | 1 | Тестирование, работа по карточкам- заданиям | 24.02.17г. | 24.02.17г. | ||||
Раздел 5. Основы обороны государства
| |||||||||
1 | ГО – составная часть обороноспособности страны | 1 | Работа с учебником, документами, выполнение заданий; запись лекции | 03.03.17г. | 03.03.17г. | ||||
2 | Основные виды оружия и их поражающие факторы
| 1 | Работа в группах. Выполняют задания. | 10.03.17г. | 10.03.17г. | ||||
3 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 1 | Групповая работа. Выступают с презентациями. | 24.03.17г. | 24.03.17г. | ||||
4 | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения | 1 | Работа с источниками, текстом учебника, групповая работа. Составляют схему Решение практических ситуаций | 07.04.17г. | 07.04.17г. | ||||
5 | Средства индивидуальной защиты Практическая работа №7 | 1 | Систематизация материала, работа с записями. Тестирование, работа по карточкам- заданиям | 14.04.17г. | 14.04.17г. | ||||
6 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в общеобразовательном учреждении. Практическая работа №8 | 1 | Систематизация материала, работа с записями. Тестирование, работа по карточкам- заданиям | 21.04.17г. | 21.04.17г. | ||||
7 | Повторение:Гражданская оборона. | 1 | Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ | 28.04.17г. | 28.04.17г. | ||||
8 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с докладами | 05.05.17г. | 05.05.17г. | ||||
9 | Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление ВС РФ | 1 | Работа с источниками, текстом учебника, групповая работа. | 12.05.17г. | 12.05.17г. | ||||
10 | Повторение:Вооруженные Силы РФ. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. | 1 | Выполняют практические задания по разделам. | 14.05.17г. | 14.05.17г. | ||||
11 | Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Вооружение и военная техника ВВС и ВМФ. | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с сообщениями о родах войск ВС РФ | 14.05.17г. | 14.05.17г. | ||||
12 | Ракетные войска стратегического назначения. Вооружение и военная техника РВСН. | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с сообщениями о родах войск ВС РФ |
|
| ||||
13 | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение . | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с рефератами о родах войск ВС РФ |
|
| ||||
14 | Космические войска, их состав и предназначение. | 1 | Работа с текстом, источниками, выступления с сообщениями о родах войск ВС РФ |
|
| ||||
15 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ | 1 | Работа в группах |
|
| ||||
16 | Повторение:Виды и рода войск ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. |
1 | Систематизируют, обобщают пройденные материалы. Выполняют практические задания по разделам.Тестирование, работа по карточкам- заданиям |
|
| ||||
17 | Итоговый тест за курс 10 класса
| 1 | Систематизируют, обобщают пройденные материалы. Выполняют практические задания по разделам. |
|
| ||||
18 | Обобщающее повторение за курс 10 класса. | 1 | Тестирование, работа по карточкам- заданиям |
|
| ||||
Итого: |
35 |
|
|
| |||||
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
- знать
· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
· порядок первоначальной постановки граждан на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
· основные вида военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту; альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС и ГО;
· правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
- уметь:
· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
· соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
· адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
· прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ведения здорового образа жизни;
Список ТСО и учебно-методической литературы
I.Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
Материально-техническое оснащение
1.Аудиоколонки.
2.Принтер.
3.Интерактивная доска
Учебно-методический комплект / Литература
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
М.: Просвещение, 2011
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2012.;
Методическая литература для учителя
1. Вольхин С.Н. и др. Основы защиты от терроризма – М.: Дрофа, 2007.
2. Евлахов В.М. ОБЖ. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
3. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в ЧС – М.: Экзамен, 2006.
4. Засядько Ю.П. Поурочные планы, 11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
5. Латчук В.Н. Планирование и организация занятий, 5-11 – М.: Дрофа, 2004.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / (А. Т. Смирнов,
Б. О. Хренников). — М.: Просвещение, 2007.
7. Смирнов А.Т., Васнецов В.А. Основы военной службы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2004.
8. Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.— М.: Военное издательство, 1994.
10. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5.
Дополнительная литература для учащихся
1. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных ситуациях – М.: Владос, 2004.
2. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
3. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при террористических актах, 5-11 кл. Справочник школьника. – М.: Дрофа, 2008.
5. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) ВС РФ. – М.: Русь РКБ, 1998.
6. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, 2008;
7. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -
М., Дрофа, 2004
8. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
9. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
10. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов
Название сайта
| Электронный адрес |
Совет безопасности РФ |
|
Министерство внутренних дел РФ |
|
МЧС России |
|
Министерство обороны РФ |
|
Министерство здравоохранения РФ |
|
Министерство образования и науки РФ |
|
Министерство природных ресурсов РФ |
|
Энциклопедия безопасности |
|
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html
|
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
|
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях |
|