Алтай тил 1 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по алтайскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной общеобразовательной
программы начального общего образования МКОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г.Калкина» и авторской
программы К.К.Пиянтиновой, Н.Б.Тайбориной.
Цели и задачи
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению алтайского
языка. Программа по изучению алтайского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но
обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Курс «Обучение грамоте (бичиири)» придает всему процессу изучения алтайского языка четкую практическую
направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о родном языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении,
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с
учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
и других стран.
1

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями,
задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике алтайского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к алтайскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 1 класса общеобразовательной школы.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по алтайскому языку рассчитана на 99
часов в год, в неделю 3 часа (3З учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
2

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с
помощью учителя;
-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках)
при работе с учебным материалом;
-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
(опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие
коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях,
словарях учебника);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
3

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном
приложении к учебнику);
-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством
учителя;
-понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую
информацию;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством
учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как
составление целого из их частей (под руководством учителя);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под
руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова,
обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
4

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой
ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного
употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
-представление о языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
-представление о значимости языка и речи в жизни людей;
-представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики,
орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
-практические умения работать с языковыми единицами;
-представление о некоторых изменениях в системе алтайского языка и его развитии, пополнении словарного запаса
русского языка;
-представление о правилах речевого этикета

5

Содержание предмета
Бичикке белетеер öй (добукварный)
Этот период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на
создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом
этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания
и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной
функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы
(фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении,
развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и
слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на
слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и
букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и
согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках
письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала
элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный öй ( тöс бöлÿк)
Этот период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных
звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами,
не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении
чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое ;
работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с
различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

6

Предмет: алтай тил

Тематический план

Класс: 1
Ӱредÿчи: Язарова Н.М.
План аайынча берилген частар: бастыра 33 час; неделяда 1 час.
План Баштамы класстарга тургузылган «Алтай тилдин» программазы аайынча тургузылган
Бичик «Алтай тил»,Н.Б.Тайборина, «Горно-Алтайская типография», 2017 г

7

Тематическое планирование по алтайскому языку
№

Наименование разделов и тем

Кол
часов

Дата
урока

проведения

По плану

Фактическ
и

1

Jаан ла кичинек а,А таныктар.

1

05.09.

2

Jаан ла кичинек у,У ла У,у таныктар.

1

12.09.

3

Jаан ла кичинек С, с таныктар.

1

19.09.

4

Jаан ла кичинек Л,л таныктар.

1

26.09.

5

Jаан ла кичинек Р,р таныктар.

1

03.10

6

Jаан ла кичинек Ш,ш таныктар.

1

10.10

7

Jаан ла кичинек Т,т таныктар.

1

17.10

8

Jаан ла кичинек М,м таныктар.

1

24.10

9

Jаан ла кичинек Ы,ы таныктар.

1

07.11

10

Jаан ла кичинек К,к таныктар.

1

14.11

11

Jаан ла кичинек О,о ло О,о таныктар.

1

21.11

12

Jаан ла кичинек J,j таныктар.

1

28.11

13

Jаан ла кичинек Н,н ла н таныктар.

1

05.12

8

14

Jаан ла кичинек Б,б таныктар.

1

12.12

15

Jаан ла кичинек Е,е таныктар.

1

19.12

16

Jаан ла кичинек Э,э таныктар.

1

26.12

17

Jаан ла кичинек И,и таныктар.

1

16.01

18

Jаан ла кичинек Д,д таныктар.

1

23.01

19

Jаан ла кичинек З,з таныктар.

1

30.01

20

Jаан ла кичинек П,п таныктар.

1

06.02

21

Jаан ла кичинек Ч,ч таныктар.

1

13.02

22

Jаан ла кичинек Г,г таныктар.

1

27.02

23

Jаан ла кичинек Й,й таныктар.

1

06.03

24

Jаан ла кичинек Ж,ж таныктар.

1

13.03

25

Jаан ла кичинек Х,х таныктар.

1

20.03

26

Jаан ла кичинек В,в таныктар.

1

27.03

27

Jаан ла кичинек Я,я таныктар.

1

10.04

28

Jаан ла кичинек Ю,ю таныктар.

1

17.04

29

Jаан ла кичинек Ё,ё таныктар.

1

24.04

30

Jаан ла кичинек Ф,ф таныктар.

1

08.05

1

15.05

31

Jаан ла кичинек Ц,ц таныктар.

9

32

Jымжак темдек ь. Кату темдек ъ.

1

22.05

33

Jаан ла кичинек Щ,щ таныктар.

1

26.05

Контрольный-кемjÿлер ле дидактический материалдар

1. Тайборина Н.Б. Диктанттардын jуунтызы. / Н.Б.Тайборина . Г-А,2019

Тузаланар литература (Информационно-методическое обеспечение)
Бичиктер:
1.Барантаева М.А. Таныктöс. 1 класс/Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч_Сюмер» 2020
2. Барантаева М.А. Бичиктöс. 1 класс/Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч_Сюмер» 2020
3. Барантаева М.А. Пропись 1, 2, 3, 4.
/Барантаева М.А.-Г-А, 2019

1 класс/Министерство образования, науки и молодёжной политики РА.

4. Алтай тилдин таблицалары (комплект)

10

Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока
По плану

Фактически

Причина
корректировки

Тема урока

11

Способ
корректировки

Согласовани
е с зам.
директора
по УВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».