Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 3 класс 2024-2025 у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике для 3 класса составлена на основе авторской
программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П.
Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основной
образовательной программы начального общего образования, с учётом образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования. Программа нацелена на
обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В связи с изменением учебного плана школы в программу внесены изменения. С целью выполнения курса
информатики в начальной школе за счет часов из темы «Информация, человек и компьютер» (повторение в начале года)
вводится тема из курса 2 класса «Документ. Способы создания документов». Также в ходе повторения курса за 2 класс,
происходит изучение соответствующих тем.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения
информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших
школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с
использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в
формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование
которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный
предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из
ведущих предметов в формировании УУД.
Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о
сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и
2

обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения
информатики формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи,
сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем
ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных
носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе.
Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами
работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся
использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог
рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные
технологические операции своими именами.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика
начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных
компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных
навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
 формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
 формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов
представления информации;
 овладение приемами и способами информационной деятельности;
 формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных
технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
 информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
 информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
 источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
 работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
 средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
3

 организация

информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося
использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для:
 доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
 обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
 интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение,
сопоставление);
 оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
 создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д..
Содержание курса информатики в 3 классе
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса.
Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об
объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов,
процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно
рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные
абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма,
свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в
четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных
системах.
№
п/
п
1

Тема (количество часов/контрольных работ)
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители
информации. Компьютер.
4

2

3

Знать: что живые существа получают информацию из окружающего
мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники
информации; что такое носитель информации; что компьютер
предназначен для обработки различных видов информации с помощью
программ; правила работы с компьютером и технику безопасности.
Уметь: называть органы чувств и различать виды информации;
различать источники и приемники информации; называть древние и
современные носители информации; представлять в тетради и на экране
компьютера одну и ту же информацию об объекте различными
способами с помощью программ; использовать компьютер для решения
учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин.
Контрольный тест «Человек и информация»
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование
информации. Кодирование информации и шифрование данных.
Хранение информации. Обработка информации.
Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять на
носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков
препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и
передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Знать: что данные - это закодированная информация
Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности,
используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и
электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных
и простейших практических задач.
Контрольный тест по теме «Действия с информацией»
Мир объектов.
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав
5

4

объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта.
Документ и данные об объекте.
Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем,
свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать
характеристику; что документы
- это информационные объекты,
содержащие данные об объектах.
Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов:
назначение, элементный состав, действия; давать характеристику
объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же
информацию об объекте различными способами; работать с текстами и
изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.
Контрольный тест по теме «Мир объектов»
Компьютер, системы и сети.
Компьютер – это система. Системные программы и операционная
система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные
системы.
Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования,
программ и данных; назначение и виды различных программ:
системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ
– это файл с именем; что существует определенный порядок хранения
файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и
глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит.
Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь
различать системные, прикладные и инструментальные программы;
уметь находить файл в файловой системе; использовать
информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
использовать компьютер для решения учебных и простейших
практических задач.
Контрольный тест по теме «Компьютер, системы и сети».
6

Требования к уровню подготовки учеников 3-го класса
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала
по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 3-го класса, качество обучения – не ниже 64%.
Учащиеся должны знать/понимать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков
препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные - это закодированная информация;
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ – это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит.
уметь:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
7

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с
помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на
бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

8

Планируемые результаты
Личностные результаты:
1.
2.
3.
4.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и равзивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:
1.
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
3.
умение использовать знаково-символические средства представления информации;
4.
активное использование речевых средств и средств ИКТ;
5.
умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации;
6.
умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты;
7.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и т.д.;
8.
готовность слушать собеседника и вести диалог;
9.
готовность конструктивно решать конфликты;
10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и
явлений действительности;
11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
1.
2.
3.

основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения при работе с компьютером.
9

Уметь:
1.
составлять небольшие письменные описания предмета, картинки с помощью текстового редактора;
2.
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
3.
сравнивать различные объекты реальной действительности и выражать эти отношения с помощью схем;
4.
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
5.
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
6.
определять цель своей деятельности, осуществлять ее организацию в соответствии с планом и осуществлять
самоконтроль за ее ходом и результатами;
7.
получать необходимую информацию об объекте деятельности;
8.
работать с разными источниками информации;
9.
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск
дополнительной информации;
10. самостоятельно использовать всевозможные электронные конструкторы, тренажеры;
11. осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;
12. решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
13. осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так
и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и
умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на
практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
10

 Повышение уровня качества начального образования;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения
и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание
компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и
ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК
«Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и
процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для
реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются
электронные образовательные ресурсы.
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного
комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения,
ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение
учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения
образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных
продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также
электронные учебники.
11

Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала,
использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории
и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель –
ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с
помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
 Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
 Информатика: учебник для 3 класса, ч. 1
 Информатика: учебник для 3класса, ч. 2
 Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
 Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
 Информатика: контрольные работы для 3 класса
 Информатика: методическое пособие для 3 класса
 Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
 Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
 ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru)
 ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
 Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
 Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8)
 ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
 ЭОР «Фантазия» 2-4 классы
12

Календарно–тематическое планирование для 3 класса, 34 часа (1 час/нед.)
Дата проведения
№ урока

Тема
урока

Количество часов
По плану

Глава 1. Информация, человек и компьютер
1

04.09

1

Техника безопасности при работе на компьютере.
Человек и информация

2

Источники и приёмники информации

1

11.09

3

Носители информации

1

18.09

4

Компьютер

1

25.09

5

Документ и способы его создания

1

02.10

1

6

Повторение по теме «Информация, человек и
компьютер»

09.10

1

7

Контрольный тест по теме «Информация, человек
и компьютер»

16.10

Глава 2. Действия с информацией

Фактически

Дата проведения
№ урока

Тема
урока

Количество часов
По плану
1

23.10

Представление информации

1

06.11

10

Кодирование информации

1

13.11

11

Кодирование и шифрование данных

1

20.11

12

Хранение информации

1

27.11

13

Обработка информации

1

04.12

14

Повторение по теме «Действия с информацией»

1

11.12

15

Контрольный тест по теме «Действия с
информацией»

1

18.12

16

Работа над ошибками

1

25.12

1

15.01

1

22.01

8

Получение информации

9

Глава 3. Мир объектов
17

Объект и его имя

18

Свойства объекта

19

Функции объекта

1

14

29.01

Фактически

Дата проведения
Тема
урока

Количество часов

20

Функции объекта

1

05.01

21

Отношения между объектами

1

12.02

22

Характеристика объекта

1

19.02

23

Документ и данные об объекте

1

26.02

24

Повторение по теме «Мир объектов»

1

05.03

25

Контрольный тест по теме «Мир объектов»

1

12.03

26

Работа над ошибками

1

19.03

№ урока

По плану

Глава 4. Компьютер, системы и сети
27

Компьютер – это система

1

02.04

28

Системные программы и операционная система

1

09.04

1

16.04

1

23.04

29

Файловая система

30

Компьютерные сети

15

Фактически

Дата проведения
Тема
урока

Количество часов

31

Информационные системы

1

30.04

32

Повторение по теме «Компьютер, системы и сети»

1

07.05

33

Контрольный тест по теме «Компьютер, системы и
сети»

1

14.05

Итоговая зачетная работа.

1

21.05

34

№ урока

По плану

16

Фактически

Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока

По плану

Тема урока

Причина корректировки

Фактически

17

Способ корректировки

Согласование с
зам.директора по ВР

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».