информатика 9 класс 2024

Рабочая программа
по информатике
9 класс (базовый уровень)
Учебник:
1. Информатика. Учебник для 9 класса. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова,
Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2021 г.

Количество часов: 9 класс – 1 час в неделю

1

Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования
учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике
для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»)

Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


владение общепредметными понятиями;
2

 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации
в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
информационные процессы, файл;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами.

Тема «Моделирование и формализация»
3

Выпускник научится:










понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей.
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из
простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых
операций по созданию изображений.

Выпускник получит возможность:
 сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о
моделировании как методе научного познания;
 приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
 познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево)
в соответствии с поставленной задачей;
 научиться систематизировать знания об основных возможностях графического интерфейса и
правилах организации индивидуального информационного пространства;
 создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов
растрового
графического редактора;
 создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов векторного
графического редактора.

Тема «Алгоритмизация и программирование»
Выпускник научится:





исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива
с определѐнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);

Выпускник получит возможность научиться:




исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива
с определѐнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции;

4



разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Тема «Обработка числовой информации»







Выпускник научится:
использовать основные приѐмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение
средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;

Тема «Коммуникационные технологии»










Выпускник научится:
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Выпускник получит возможность:
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надѐжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов деятельности
9 класс (33 часа)
Моделирование и формализация (9 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и
т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных
моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертѐж, граф,
дерево, список и др.) и их назначение. Графы, деревья, списки и их применение при
моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении практических задач.
5

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных.
Алгоритмизация и программирование (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.
Обработка числовой информации (8 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Использование формул. Выполнение расчѐтов. Построение графиков и диаграмм.
Коммуникационные технологии (6 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Поиск
информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основная форма организации учебного занятия: урок
Основные типы учебных занятий:


Урок получения нового знания (виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия,
исследование, составление проекта)



Урок закрепления новых знаний (виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа,
проект, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)



Урок обобщения и систематизации (виды: семинар, собеседование, исследование,
дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины)



Урок проверки и оценки знаний (виды: зачеты, тесты, фронтальный опрос, контрольные
работы)



Комбинированный урок.

Основным типом урока является комбинированный.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
по информатике в 9 классе.
6

Тема урока

Кол-во часов

№ урока

1 час в неделю при 33 учебных неделях. Всего 33 часа в год (Учебники: 1. учебник
«Информатика учебник для 9 класса» под ред. Босовой)

Дата
проведения
План

Д/з

Факт

Моделирование и формализация (9 ч)
1

Техника безопасности и
организация рабочего места.
Моделирование как метод
познания.

1

§1.1

2

Знаковые модели.

1

§1.2

3

Графические модели.

1

§1.3.
вопросы №1-4,7,11

4

5

Практическая работа №1
«Построение графических
моделей»

1

Табличные модели.

1

§1.3.
вопросы №1-4,7,11
§1.4
вопросы №1-4

6

7

Практическая работа №2
«Построение табличных моделей»
База данных как модель
предметной области.

1

§1.4

2

вопросы №1-4
§1.5.

8

Тема урока

Кол-во часов

№ урока

вопросы № 1-7

Система управления базами
данных. Решение задач.

Дата
проведения
План

Д/з

Факт
§1.6

7

вопросы №1-4

10

11

12

13
14
15
16

17
18
19

20

№ урока

21

22

Проверочная работа
1
«Моделирование как метод
познания»
Алгоритмизация и программирование (10 ч)
Практическая работа №3
1
«Решение задач на компьютере».
Одномерные массивы целых
чисел. Описание, заполнение,
вывод массива.
Практическая работа №4
«Написание программ,
реализующих алгоритмы
заполнение и вывод одномерных
массивов»
Вычисление суммы элементов
массива.

Тест, стр. 51-57

§2.1

1

§2.2

1

§2.2

1

§2.2

Последовательный поиск в
1
массиве.
Сортировка массива.
1
Практическая работа №5
1
«Написание программ
нахождения суммы и количества
элементов массива»
Процедуры
1
Функции
1
Проверочная работа
1
«Алгоритмизация и
программирование».
Обработка числовой информации (8 ч)
Интерфейс электронных таблиц.
1
Данные в ячейках таблицы.
Основные режимы работы.
Организация вычислений.
1
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки.

§2.2

Тема урока

Кол-во часов

9

Практическая работа №7
«Вычисления в электронных

1
8

§2.2
§2.2

§2.4 (п. 2.4.1)
§2.4 (п.2.4.2)
Тест, стр. 98-99

§3.1
§3.2

Дата
проведения
План

Д/з

Факт
§3.2

23

24

25
26

27

28

29

30

31

32
33

таблицах»
Встроенные функции. Логические
функции.

1

§3.2

Практическая работа №8
«Использование встроенных
функций»
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа №9
«Построение диаграмм и
графиков»

1

§3.2

1
1

§3.3
§3.3

Проверочная работа «Обработка
числовой информации в
электронных таблицах».
Коммуникационные технологии
(6 ч)
Компьютерные сети: виды,
структура, принципы
функционирования.
Интернет Служба WorldWideWeb.
Способы поиска информации в
Интернете.

1

Тест, стр. 134-138

1

§4.1

1

§4.2

Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие.
Сетевой этикет.
Технологии создания сайта.

1

§4.3

1

§4.4

Содержание, структура,
оформление сайта.
Проверочная работа
«Коммуникационные технологии»

1

§4.4

1

Тест, стр. 170-175

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».