1
2
3
Пояснительная записка
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации
и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательных программам (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области
(Министерства образования Московской области от 24.03.2016 № Исх-3597/21)
6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Положение к письму Департамента
молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от
11.12.2006 № 06-1844).
Данная программа предусматривает возможность занятий в объединении детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, созданы условия для адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в группе сверстников.
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы, или при невозможности провести обязательное
количество занятий по объективным причинам (болезни, каникулы и др. уважительные причины) педагог может по
согласованию с администрацией учреждения изменять порядок изучения различных тем учебного плана или
добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных, а также изменять количество часов при изучении разделов и
тем.
4
Актуальность новизна программы
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач, развитию
интереса школьников к физике, а также развитию познавательного интереса при дальнейшем изучении физики.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний,
сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию
внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и
поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к физическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов
реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской
деятельностью. Программа направлена на формирование у учащихся 7 классов интереса к изучению физики, развитие
практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном
движении.
На дополнительных занятиях по физике в 7 классах закладываются основы многих практических умений
школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения физики. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Физики» в 7 классах достаточно
велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал
включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой
работы.
5
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной физики и
основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- образовательные: формирование системы научных знаний о системе начальных представлений о физических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях; приобретение опыта использования методов физической науки для
проведения несложных физических экспериментов; формировать систему экологических знаний в области физики и
экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;
- личностные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через
экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию,
активности, самостоятельности, коллективизму.
- метапредметные: развивать у детей навыки общения с природой, исследовательской и проектной деятельности
посредством наблюдений в природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы.
Отличительные особенности программы: Теоретический материал рабочей программы составлен таким
образом, чтобы сформировать в сознании детей и подростков картину целостного представления об окружающем его
мире.
Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для
самостоятельной работы в зависимости от темы. В рассматриваемых вопросах программы предусматривается более
полное изучение природных закономерностей. Весь материал построен с учетом экологического подхода,
раскрывающего межпредметные связи, дающие возможность создать в сознании ребенка целостную картину
окружающего его мира.
Адресат программы: Данная программа ориентирована на детей и подростков от 13 до 14 лет. Обучающиеся в
этом возрасте уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее
интеллектуальное приобретение – умение оперировать гипотезами, а также дедукция и индукция. Развитие
6
самосознания находит выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труд.
Активно совершенствуется самоконтроль: вначале – контроль по результату, затем способность выбрать и
избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Происходит перестройка памяти (преобладание
логической над механической). Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями
происходит в подростковом возрасте. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических
отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям
(вспоминать – значит мыслить). Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В общении
формируются и развиваются коммуникативные способности (умение вступать в контакт, расположение и
взаимопонимание).
Объем и срок прохождения программы: В 7 классе на курс внеурочной деятельности «Точка роста» отводится 34
часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели). Программа рассчитана на 1 учебный год.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская
деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Режим занятий: Занятия внеурочной деятельностью «Точка роста» проводятся 1 раз в неделю.
7
Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырех
междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся», «Основы учебной исследовательской и проектной деятельности», «Основы
смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После
изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и
олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин
(определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.
• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций
к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с
выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить
эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные
экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять
8
главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют,
выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на
вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
4. овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
3. приобретение
умения
собственную точку зрения;
ставить
перед
собой
познавательные
цели,
выдвигать гипотезы, доказывать
4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части
природы;
5. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете физики;
9
соблюдение правил работы с физическими приборами и инструментами.
Формы аттестации: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление,
презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Фиксация образовательных результатов
осуществляется с помощью ведения журнала посещаемости, заполнения портфолио обучающихся, фото- и
видеоотчетов.
Материально-техническое обеспечение: Занятия по дополнительной программе «Точка роста» проводятся в
кабинете физики с использованием цифровой лаборатории «Точка роста». Для лучшего усвоения программы
используются различные материально-технические средства: компьютер, проектор.
Информационное обеспечение: Для получения дополнительной информации обучающиеся
воспользоваться дополнительной литературой непосредственно в кабинете или в школьной библиотеке.
могут
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог высшей квалификационной категории, учитель физики
астрономии, педагог дополнительного образования Елагина Елена Борисовна.
10
Содержание учебного плана
Первоначальные сведения о строении вещества
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение
геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение
размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.
Взаимодействие тел
Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого
тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса
воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента
силы трения скольжения. Решение нестандартных задач.
Давление. Давление жидкостей и газов
Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление
силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение
плотности твердого тела. Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных
задач.
Работа и мощность. Энергия
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в
силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической
энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.
11
Учебный план
№
О/Т
ПД
Д
Тема
Кол-во часов
Безопасность и правила охраны труда
Теория
Практика
Вводное занятие.
Вводный инструктаж по соблюдению обучающимися правил поведения и о/т в период проведения занятий.
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
1.
2.
3.
1 - Остановочный путь и скорость движения.
2 - Пешеходные переходы.
3 - Где еще можно переходить дорогу.
4 - Поездка на автобусе.
5 - Где можно и где нельзя играть?
6 - Дорожные знаки и дорожная разметка.
7 - Поездка за город.
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление. Давление жидкостей и газов
8
11
7
2
2
1
6
9
6
4.
Работа и мощность. Энергия
9
1
8
12
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы: «Физика в задачах и
экспериментах», 7 класс
№
Коли
чество
часов
1
по плану
1
16.09.24
1
23.09.24
1
30.09.24
Практическая работа № 1 «Изготовление измерительного
цилиндра».
6 Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел».
7 Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых тел».
8 Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа
бумаги».
9 Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения
тел»
10 Решение задач на тему «Скорость равномерного движения».
1
07.10.24
1
1
1
14.10.24
21.10.24
06.10.24
1
11.11.24
1
18.11.24
11 Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли воды»
12 Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска
сахара»
13 Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности
хозяйственного мыла».
1
1
25.11.24
02.12.24
1
09.12.24
1
2
3
4
Тема занятия
Вводный инструктаж.
Т/б при проведении лабораторных работ
Приборы для научных исследований.
Лабораторное оборудование
Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления
различных приборов».
Экспериментальная работа №2«Определение геометрических
размеров тел».
5
13
Дата
09.09.24
факт
14 Решение задач на тему «Плотность вещества».
15 Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела».
16 Экспериментальная работа № 11 «Определение массы и веса
воздуха в комнате».
17 Лабораторный практикум с использованием цифровой
лаборатории
18 Лабораторный практикум с использованием цифровой
лаборатории
19 Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по
одной прямой».
20 Экспериментальная работа № 15 «Исследование зависимости
давления от площади поверхности»
21 Экспериментальная работа № 16 «Определение давления
цилиндрического тела». Как мы видим?
22 Экспериментальная работа № 17 «Вычисление силы, с которой
атмосфера давит на поверхность стола».
23 Экспериментальная работа № 18 «Определение массы тела,
плавающего в воде»
24 Экспериментальная работа № 19 «Определение плотности
твердого тела».
1
1
16.12.24
23.12.24
1
13.01.25
1
20.01.25
1
27.01.25
1
03.02.25
1
10.02.25
1
17.02.25
1
24.02.25
1
10.03.25
25 Решение качественных задач на тему «Плавание тел».
26 Экспериментальная работа № 20 «Изучение условий плавания
тел».
27 Экспериментальная работа № 21 «Вычисление работы,
совершенной школьником при подъеме с 1 на 2 этаж».
28 Экспериментальная работа № 22 «Вычисление мощности
развиваемой школьником при подъеме с 1 на 2 этаж».
1
1
17.03.25
31.03.25
1
07.04.25
1
14.04.25
14
03.03.25
29 Решение задач на тему «Работа. Мощность»
30 Экспериментальная работа № 23 «Вычисление КПД наклонной
плоскости»
31 Экспериментальная работа № 24 «Измерение кинетической
энергии тела»
32 Решение задач на тему «Кинетическая энергия».
33 Экспериментальная работа № 25 «Измерение изменения
потенциальной энергии».
34 Отчетная конференция
15
1
1
21.04.25
28.04.25
1
05.05.25
1
1
12.05.25
19.05.25
1
26.05.25
Информационно – методическое обеспечение
1.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для
учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго
поколения).
2.
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа,
2013.-398 с.
3.
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный
подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред.
Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.
4.
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М.: Наука, 1972.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
6.
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим
доступа: http://минобрнауки.рф/
7.
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://metodist.lbz.ru/
8.
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:// www.media 2000.ru//
9.
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:// www.russobit-m.ru//
16
10.
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
11.
Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656 Формирование умений
учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0.html
17
Лист корректировки тематического планирования
Дата
проведения
урока
Наименование разделов и
тем
Причина
корректировки
18
Способ
корректировки
Согласование зам.
директора по УВР
19