1
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является
разнообразное использование театрального творчества школьников.
Ведение внеурочной деятельности “Театр в школе” способно эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и
учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный,
интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и
развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую
атмосферу в коллективе. Занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.
Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в
присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают
учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. На занятиях юные артисты работают
над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой,
точностью ритмического рисунка, находят нужные краски
и
средства
выразительности
для
раскрытия
художественного образа.
Занятия внеурочной деятельности способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности,
самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские
задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в
соответствии со своим пониманием и выдумкой.
2
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа
внеурочной деятельности предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в
театр, постановки мини-спектаклей.
Программа внеурочной деятельности «Театр в школе» предназначена для обучающихся 6 класса, на занятия
отводится 1 час в неделю.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях
младших
классов,
инсценирование сказок.
Основные цели занятий «Театр в школе» следующие:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
- обогащение духовных потребностей ребенка;
- развитие его творческой активности.
Основные задачи:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности учащихся: фантазию, воображение, внимание, контактность.
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I раздел «Основы театральной культуры»
- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в
формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростко в
в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика»
- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий.
Групповые этюды
Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки.
Образное представление неодушевлённых предметов
III раздел «Культура и техника речи»
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены
игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы
и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».
Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».
Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».
IV раздел «Подготовка спектакля»
4
- является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку
спектаклей.
5
Календарно-тематическое планирование
Количество часов
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Дата проведения
По плану
1
Вводное занятие.
1
05.09.
2
Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива кружка
1
12.09
3
1
19.09
4
Особенности театрального искусства, его отличие от других видов
искусства. Знакомство со структурой театра.
Устройство зрительного зала и сцены.
1
26.09
5
Репетиция сценки «Любимая учительница!»
1
6
Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример
1
10.10
7
Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
1
17.10
8
Костюмы и декорации из подручных материалов
1
24.10
9
Инсценирование рассказа «Карганай».
1
03.10
07.11
1
11
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
персонажа на сцене.
Театр и жизнь.
12
Постановка сценки «Колыбельная Мамы»
1
10
1
14.11
21.11
28.11
Распределение ролей.
6
Фактически
13
Игра: «Я пришел в театр»
1
14
Игра: «Что можно взять с собой в театр?»
1
15
1
18
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки
«Снегурочка»).
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
Обсуждение выступления профессиональных артистов
1
23.01
19
Выбор сценария. Знакомство со сценарием.
1
30.01
2021
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
2
2
20.02
27.02
2425
Монолог. Отработка монологов сценария.
2
06.03
13.03
2627
Отработка отдельных сцен сценария.
2
2829
Групповые этюды. Отработка групповых сцен.
2
10.04
17.04
30-
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
2
24.04
24.04
16
17
2223
7
05.12
12.12
19.12
1
26.12
1
16.01
06.02
13.02
20.03
03.04
31
3233
Первая репетиция в костюмах с декорациями.
2
34
Генеральная репетиция спектакля
1
30.04
15.05
22.05
Учебно-методические пособия:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2012.
Станиславский К.С.- Полное собрание сочинений.
Чехов М.А. – Литературное наследие.
«Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988
«Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания –
М. 1988
6. «Основы художественной речи» Киев. 1989
7. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976
1.
2.
3.
4.
5.
8