Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является
разнообразное использование театрального творчества школьников.
Ведение внеурочной деятельности “Театр в школе” способно эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и
учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный,
интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и
развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую
атмосферу в коллективе. Занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.
Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в
присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают
учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. На занятиях юные артисты работают
над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой,
точностью ритмического рисунка, находят нужные краски
и
средства
выразительности
для
раскрытия
художественного образа.
Занятия внеурочной деятельности способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности,
самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские
задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в
соответствии со своим пониманием и выдумкой.
2
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа
внеурочной деятельности предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в
театр, постановки мини-спектаклей.
Программа внеурочной деятельности «Театр в школе» предназначена для обучающихся начальных классов, на
занятия отводится 2 часа в неделю.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях
младших
классов,
инсценирование сказок.
Основные цели занятий «Театр в школе» следующие:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
- обогащение духовных потребностей ребенка;
- развитие его творческой активности.
Основные задачи:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности учащихся: фантазию, воображение, внимание, контактность.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3
I раздел «Основы театральной культуры»
- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в
формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростко в
в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика»
- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий.
Групповые этюды
Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки.
Образное представление неодушевлённых предметов
III раздел «Культура и техника речи»
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены
игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы
и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».
Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».
Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».
IV раздел «Подготовка спектакля»
4
- является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку
спектаклей.
5
Календарно-тематическое планирование
Количество часов
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Дата проведения
По плану
1
Вводное занятие.
1
06.09.
2
Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива кружка
1
06.09
3
1
13.09
4
Особенности театрального искусства, его отличие от других видов
искусства.
Знакомство со структурой театра
1
13.09
5
Устройство зрительного зала и сцены.
1
6,7
Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример
2
8
Репетиция сценки «Любимая учительница!»
1
20.09
20.09
27.09
27.09
9,10
Выступление на празднике «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
2
11,12 Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
2
04.10
04.10
11.10
11.10
13
Декораций и костюмы
1
18.10
14
Костюмы и декорации из подручных материалов
1
18.10
15,16 Инсценирование сказки «Курочка Ряба».
17
18
19
Распределение ролей.
Концерт ко Дню пожилого человека
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
персонажа на сцене.
Театр и жизнь.
2
1
1
1
25.10
25.10
08.11
08.11
15.11
Фактически
20
Инсценирование рассказа «Карганай!»
1
21,22 Постановка сценки «Колыбельная Мамы»
2
15.11
22.11
22.11
23
Распределение ролей.
Выступление на празднике «День матери»
1
24
Игра: «Я пришел в театр»
1
29.11
25
Игра: «Что можно взять с собой в театр?»
1
06.12
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки
«Снегурочка»).
27
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
28,29 Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
30,31 Изготовление декораций и костюмов к сказке.
26
1
29.11
06.12
1
13.12
2
2
13.12
20.12
20.12
27.12
27.12
32
Выступление на Новогоднем празднике
1
3334
Обсуждение выступления профессиональных артистов
2
35
Обсуждение выступления профессиональных артистов
1
24.01
36,37 Выбор сценария. Знакомство со сценарием.
2
24.01
31.01
38,39 Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные,
дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям.
40.41 Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
42
Изготовление декораций и костюмов.
2
2
1
7
17.01
17.01
31.01
07.02
07.02
14.02
14.02
43,44 Выступление на празднике «23 февраля»
2
45,46 Монолог. Отработка монологов сценария.
2
47,48 Отработка отдельных сцен сценария.
2
49.50 Групповые этюды. Отработка групповых сцен.
2
51,52 Выступление на празднике «8 марта»
2
53,54 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
55,56 Первая репетиция в костюмах с декорациями.
2
57,58 Репетиция спектакля
2
59,60 Репетиция спектакля
2
61.62 Генеральная репетиция спектакля
2
63
Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню ПОБЕДЫ
2
21.02
21.02
28.02
28.02
07.03
07.03
14.03
14.03
21.03
21.03
04.04
04.04
11.04
11.04
18.04
18.04
25.04
25.04
30.04
30.04
1
06.05
64,65 Выступление: литературно-музыкальная композиция ко Дню
ПОБЕДЫ
66
Подготовка праздника «Последний звонок»
2
1
07.05
07.05
16.05
67,68 Выступление на празднике «Последний звонок»
2
23.05
23.05
8
Учебно-методические пособия:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2012.
Станиславский К.С.- Полное собрание сочинений.
Чехов М.А. – Литературное наследие.
«Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988
«Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М.
1988
6. «Основы художественной речи» Киев. 1989
7. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976
1.
2.
3.
4.
5.
9