РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для 7 класса Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год Составитель программы: математики Сабулова Ксения Лазаревна с. Паспарта, 2023 г. - - - - - ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основании следующих документов: Законы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». Программы: Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» на 2023-2024 учебный год (приказ от 31.08.2023 № 77). Постановления: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N 81, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 8). Приказы: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015); приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 2 - приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Данная рабочая программа реализуется с помощью учебника «Геометрия 7-9»: учебник для общеобразовательных организаций/Л.С.Атанасян, И.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др./.-М.:Просвещение, 2018 г. Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства. 3 Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. 3) в предметном направлении: В результате изучения курса учащиеся должны: знать: 4 основные понятия и определения геометрических фигур по программе; формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий; уметь: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур; решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии; проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; владеть алгоритмами решения основных задач на построение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир); владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов Место предмета в учебном плане Согласно учебного плана МБОУ «Паспартинская СОШ им.А.Г.Калкина на 2023-2024 учебный год отводится для обязательного изучения геометрии в 7 классе основной школы 2 часа в неделю. Фактически будет проведено 68 часов. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение следующих результатов: личностные: 1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач; 7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей; 6 5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий ( ИКТ-компетентности); 9. первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую доля решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12. умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 7 предметные: 1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2. умение работать с геометрическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур ( треугольников); 7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1.Начальные геометрические сведения Прямая и отрезок. Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности. Луч и угол. Луч. Угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. Измерение углов. Градусная мера угла. Измерение углов на местности. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности 2.Треугольники Первый признак равенства треугольников. Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника Второй и третий признаки равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Задачи на построение. Окружность. Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение 3.Параллельные прямые Признаки параллельности двух прямых. Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника . Прямоугольные треугольники . Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Уголковый отражатель. 9 Построение треугольника по трём элементам. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам. Итоговое повторение курса 10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема урока Кол-во часов Дата По плану Гл.I.Начальные геометрические сведения Прямая и отрезок 1 Луч и угол 1 Сравнение отрезков и углов 1 Измерение отрезков 1 Измерение углов 1 Смежные и вертикальные углы 1 Перпендикулярные прямые 1 Решение задач по теме: «Начальные 2 геометрические сведения» Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные 1 геометрические сведения» Гл.II.Треугольники 05.09 07.09 12.09 14.09 19.09 21.09 26.09 28.09 03.10 05.10 Треугольник 1 10.10 12-13 Первый признак равенства треугольников 2 14-15 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 2 Равнобедренный треугольник Свойства равнобедренного треугольника Второй признак равенства треугольников Третий признак равенства треугольников 1 1 1 1 17.10 19.10 24.10 26.10 07.11 09.11 14.11 16.11 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 16 17 18 19 11 факт Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников» Окружность 1 21.11 1 23.11 22-23 Примеры задач на построение 2 24-25 Решение задач на применение признаков равенства треугольников Решение задач по теме: «Треугольники» 2 28.11 30.11 05.12 07.12 12.12 14.12 19.12 20 21 26-27 28 29 30 2 Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» 1 Гл.III. Параллельные прямые Определение параллельных прямых. Признаки 1 параллельности двух прямых Признаки параллельности двух прямых 1 21.12 26.12 31 Практические способы построения параллельных прямых 1 28.12 32-33 Решение задач по теме "Признаки параллельности прямых" 2 09.01 11.01 Аксиома параллельных прямых 1 16.01 35-37 Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей 3 38-40 Решение задач по теме: "Параллельные прямые" 3 18.01 23.01 25.01 30.01 01.02 34 12 41 42 43 44-45 46 47 48 49 50-51 52-53 54 55-57 06.02 08.02 Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные 1 прямые» Гл.IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника Теорема о сумме углов треугольника 1 13.02 Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники 1 15.02 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника Неравенство треугольника 2 1 20.02 22.02 27.02 Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника» Контрольная работа № 4 по теме: «Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника» Некоторые свойства прямоугольных треугольников 1 29.02 1 05.03 1 07.03 Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника Признаки равенства прямоугольных треугольников Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми Построение треугольника по трем элементам 2 12.03 14.03 19.03 21.03 04.04 13 2 1 3 09.04 11.04 58-59 60 61 62 63 64-65 66-67 68 1 16.04 18.04 23.04 25.04 1 30.04 1 02.05 1 07.05 2 14.05 16.05 21.05 23.05 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники» Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники» Итоговое повторение Повторение по теме: «Начальные геометрические сведения» Повторение по темам: «Признаки равенства треугольников. Свойства равнобедренного треугольника» Повторение по теме: «Признаки и свойства параллельных прямых» Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника » Повторение по теме: «Прямоугольные треугольники» 2 Итоговая контрольная работа 1 14 2 24.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Геометрия, 7-9 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебник и дидактические материалы ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ, Учи.ру, ЦОК 15 16