Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (ФГОС ООО), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций)», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г., Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р). Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования разработана с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного предмета русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. Цели изучения учебного предмета Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: - осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; - проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; 2 - проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; - овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; - обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; - совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; - развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); - освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; - логической структуры, роли языковых средств. Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. В неделю 4 часа, всего 34 недели. Итого за год -136 часов. Содержание тем курса «Русский язык» 7 класс (136 часов) Русский язык как развивающееся явление. 3 Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь. Монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации Текст Текст как речевое произведение Основные признаки текста (обобщение) Структура текста Абзац Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение) Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение) Рассуждение как функционально-смысловой тип речи Структурные особенности текста-рассуждения Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного) Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы Публицистический стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью) Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля Официально-деловой стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности Инструкция СИСТЕМА ЯЗЫКА Морфология. Культура речи Морфология как раздел науки о языке (обобщение) Причастие 4 Причастия как особая группа слов Признаки глагола и имени прилагательного в причастии Причастия настоящего и прошедшего времени Действительные и страдательные причастия Полные и краткие формы страдательных причастий Склонение причастий Причастие в составе словосочетаний Причастный оборот Морфологический анализ причастий Употребление причастия в речи Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий) Употребление причастий с суффиксом -ся Согласование причастий в словосочетаниях типа прич + сущ Ударение в некоторых формах причастий Правописание падежных окончаний причастий Правописание гласных в суффиксах причастий Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных Правописание окончаний причастий Слитное и раздельное написание не с причастиями Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Деепричастие Деепричастия как особая группа слов Признаки глагола и наречия в деепричастии Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи Деепричастия совершенного и несовершенного вида Деепричастие в составе словосочетаний Деепричастный оборот Морфологический анализ деепричастий Постановка ударения в деепричастиях 5 Правописание гласных в суффиксах деепричастий Слитное и раздельное написание не с деепричастиями Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом Наречие Общее грамматическое значение наречий Разряды наречий по значению Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий Словообразование наречий Синтаксические свойства наречий Морфологический анализ наречий Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий Нормы образования степеней сравнения наречий Роль наречий в тексте Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния Роль слов категории состояния в речи Служебные части речи Общая характеристика служебных частей речи Отличие самостоятельных частей речи от служебных Предлог Предлог как служебная часть речи Грамматические функции предлогов Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные 6 Морфологический анализ предлогов Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами Правильное использование предлогов из — с, в — на Правильное образование предложно-падежных формс предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез Правописание производных предлогов Союз Союз как служебная часть речи Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения Разряды союзов по строению: простые и составные Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы. Морфологический анализ союзов Роль союзов в тексте Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями Использование союзов как средства связи предложений и частей текста Правописание союзов Знаки препинания в сложных союзных предложениях Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения Частица Частица как служебная часть речи Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской Интонационные особенности предложений с частицами Морфологический анализ частиц Смысловые различия частиц не и ни Использование частиц не и ни в письменной речи 7 Различение приставки не- и частицы не Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение) Правописание частиц бы, ли, же с другими словами Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка Междометия и звукоподражательные слова Междометия как особая группа слов Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные Морфологический анализ междометий Звукоподражательные слова Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении Омонимия слов разных частей речи Грамматическая омонимия Использование грамматических омонимов в речи Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: 2.1 Личностные результаты 1) В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2) В сфере гражданского воспитания: 8 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). 3) В духовно-нравственной сфере: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4) В понимании ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 5) В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного 9 творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 6) В формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7) В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. 8) В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; 10 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 9) В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 11 2.2. Метапредметные результаты 1. В сфере универсальных учебных познавательных действий: Базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: 12 • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач; • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; 13 • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: Самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; • делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; 14 • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. Эмоциональный интеллект: • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; • принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; • осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Иметь представление о языке как развивающемся явлении. Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры). Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации. Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текстобъёмом не менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и 15 выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 200 слов) Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со- здания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и словас непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. 16 Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля. Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи. 17 Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Причастие Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий. Склонять причастия. Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике. Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты. Определять роль причастия в предложении. Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ. Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий. Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Деепричастие Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии. Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. 18 Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях. Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Наречие Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями . Слова категории состояния Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи. Служебные части речи Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги. Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов. 19 Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из — с, в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Союз Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и. Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике. Частица Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц. Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике. Междометия и звукоподражательные слова Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе. Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями. Различать грамматические омонимы 20 п/ п № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1213 14 15 16 17 18 19 20 21 22 2324 Календарно- тематическое планирование Тема урока Кол-во часов Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч) Синтаксис. Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор Лексика и фразеология Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Тексты и стили (4 ч + 2ч) Р/Р Текст Р/Р Стили литературного языка Стили литературного языка Р/Р Публицистический стиль Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.» Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Морфология и орфография. Культура речи (67 ч) Причастие (33 ч) Причастие как часть речи Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми Действительные и страдательные причастия Действительные и страдательные причастия 21 Дата проведения 1 1 1 1 1 1 по плану 04.09 06.09 07.09 08.09 11.09 13.09 14.09 15.09 18.09 20.09 . 21.09 22.09 25.09 27.09 28.09 29.09 по факту 04.09 06.09 07.09 08.09 11.09 13.09 14.09 15.09 18.09 20.09 . 21.09 22.09 25.09 27.09 28.09 29.09 1 1 1 1 1 1 1 1 02.10 04.10 05.10 06.10 09.10 11.10 12.10 13.10 02.10 04.10 05.10 06.10 09.10 11.10 12.10 13.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Краткие и полные страдательные причастия Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени Р/Р Описание внешности человека Р/Р Сочинение-описание внешности человека Р/Р Анализ сочинения, работа над ошибками Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия прошедшего времени Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Морфологический разбор причастия Слитное и раздельное написание не с причастиями Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Словарный диктант Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16.10 18.10 19.10 20.10 23.10 25.10 26.10 27.10 06.11 16.10 18.10 19.10 20.10 23.10 25.10 26.10 27.10 06.11 1 08.11 08.11 1 1 1 09.11 10.11 11.11 09.11 10.11 11.11 1 13.11 13.11 1 15.11 15.11 1 16.11 16.11 1 1 1 1 1 17.11 20.11 22.11 23.11 24.11 17.11 20.11 22.11 23.11 24.11 1 27.11 27.11 Работа по тестам Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Деепричастие (12 ч) Деепричастие как часть речи 1 1 1 29.11 30.11 01.12 29.11 30.11 01.12 1 04.12 04.12 22 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 6768 6970 71 72 73 74 75 7677 7879 8081 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте Раздельное написание не с деепричастиями Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида Р/Р Составление рассказа по картине И. Бродского «Летний сад осенью» Морфологический разбор деепричастия Повторение изученного по теме «Деепричастие» Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» Работа по тестам Р/Р Контрольное сжатое изложение Наречие (23 ч) Наречие как часть речи Смысловые группы наречий Степени сравнения наречий Образование степеней сравнения наречий Морфологический разбор наречий Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е Р/Р Описание действий Буквы о и е после шипящих на конце наречий Буквы o и e после шипящих на конце наречий Буквы о и а на конце наречий Дефис между частями слова в наречиях Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч Мягкий знак после шипящих на конце наречий Мягкий знак после шипящих на конце наречий 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.12 07.12 08.12 11.12 13.12 14.12 15.12 18.12 20.12 20.12 21.12 06.12 07.12 08.12 11.12 13.12 14.12 15.12 18.12 20.12 20.12 21.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22.12 25.12 27.12 29.12 10.01 11.01 12.01 15.01 17.01 18.01 19.01 22.01 24.01 25.01 26.01 29.01 31.01 01.02 02.02 05.02 22.12 25.12 27.12 29.12 10.01 11.01 12.01 15.01 17.01 18.01 19.01 22.01 24.01 25.01 26.01 29.01 31.01 01.02 02.02 05.02 8283 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие» Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие» Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» Учебно-научная речь (3 ч) Р/Р Учебно-научная речь Словарный диктант Р/Р Отзыв Р/Р Учебный доклад Категория состояния (2 ч+ 2ч) Категория состояния как часть речи Морфологический разбор категории состояния Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» Р/Р Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» Служебные части речи (39 ч) Предлог (9 ч) Предлог как часть речи Употребление предлогов Производные и непроизводные предлоги Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога Р/Р Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» Слитное и раздельное написание производных предлогов Повторение изученного по теме «Предлог» Тест по теме «Предлог» Союз (11 ч) Союз как часть речи Простые и составные союзы Союзы сочинительные и подчинительные Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Сочинительные союзы Подчинительные союзы Морфологический разбор союза Слитное написание союзов также,тоже,чтобы 24 1 1 1 07.02 08.02 09.02 07.02 08.02 09.02 1 1 1 12.02 14.02 15.02 12.02 14.02 15.02 1 1 1 1 16.02 19.02 21.02 22.02 26.02 16.02 19.02 21.02 22.02 26.02 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.02 29.02 01.03 04.03 06.03 07.03 11.03 13.03 14.03 28.02 29.02 01.03 04.03 06.03 07.03 11.03 13.03 14.03 1 1 1 1 1 1 1 1 15.03 18.03 20.03 21.03 22.03 03.04 05.04 08.04 15.03 18.03 20.03 21.03 22.03 03.04 05.04 08.04 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Р/Р Контрольноесочинение-репортаж с места раскопок Повторение сведений о предлогах и союзах Тест по теме «Союз» Частица (12ч) Частица как часть речи Разряды частиц Формообразующие частицы Смысло-различительные частицы Раздельное и дефисное написание частиц Р/Р Контрольное изложение близкое к тексту Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы не и ни Различение приставки не-и частицы не Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни Повторение изученного по теме «Частица» Тест по теме «Частица» Междометие (5ч ) Междометие как часть речи Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Словарный диктант. Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи» Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи» Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч) Разделы науки о русском языке Текст и стили речи Р/Р Учебно-научная речь Фонетика и графика Лексика и фразеология Морфемика. Словообразование Словарный диктант Морфология. Орфография Синтаксис. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант. 25 1 1 1 10.04 11.04 12.04 10.04 11.04 12.04 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.04 17.04 18.04 19.04 22.04 24.04 25.04 26.04 29.04 02.05 03.05 06.05 15.04 17.04 18.04 19.04 22.04 24.04 25.04 26.04 29.04 02.05 03.05 06.05 1 1 1 1 1 08.05 10.05 13.05 15.05 16.05 08.05 10.05 13.05 15.05 16.05 1 1 17.05 20.05 17.05 20.05 1 1 1 1 1 22.05 23.05 24.05 27.05 29.05 22.05 23.05 24.05 27.05 29.05 Средства УМК 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018г. 2. Селезнёва Е.В. Тесты по русскому языку. 7класс. М «Экзамен», 2018 г 3. Электронное учебное пособие на СD-PОМ/Сост. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по русскому языку 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал 5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета 7. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru Список литературы для учащихся 1. Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2018 2. Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. 3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /А. Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995. Список литературы для учителя 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. 2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018. 26 3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2015. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2015 Лист корректировки. Тема урока Дата по плану Дата по факту 27