русский язык 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования разработана на
основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования” (ФГОС ООО),  Примерной рабочей
программы основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций)»,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от
27.09.2021 г.,
 Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р). Рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» на уровне основного общего образования разработана с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Личностные
и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной
общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного предмета русского языка,
реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
Цели изучения учебного предмета
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения
духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;

2

- проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных
взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических
ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности,
коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения,
анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил,
конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и др.);
- освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста,
его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора;
- логической структуры, роли языковых средств.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует
ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. В неделю 4 часа, всего
34 недели. Итого за год -136 часов.
Содержание тем курса «Русский язык» 7 класс (136 часов)
Русский язык как развивающееся явление.
3

Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь. Монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации
Текст
Текст как речевое произведение
Основные признаки текста (обобщение)
Структура текста
Абзац
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и
второстепенная информация текста
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение)
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические
(обобщение)
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Структурные особенности текста-рассуждения
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи
предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного)
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный,
публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы
Публицистический стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью)
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля
Официально-деловой стиль
Сфера употребления, функции, языковые особенности
Инструкция СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение)
Причастие
4

Причастия как особая группа слов
Признаки глагола и имени прилагательного в причастии
Причастия настоящего и прошедшего времени
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы страдательных причастий
Склонение причастий
Причастие в составе словосочетаний
Причастный оборот
Морфологический анализ причастий
Употребление причастия в речи
Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий) Употребление причастий с
суффиксом -ся
Согласование причастий в словосочетаниях типа прич + сущ
Ударение в некоторых формах причастий
Правописание падежных окончаний причастий
Правописание гласных в суффиксах причастий
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных
Правописание окончаний причастий
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов
Признаки глагола и наречия в деепричастии
Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Деепричастие в составе словосочетаний
Деепричастный оборот
Морфологический анализ деепричастий
Постановка ударения в деепричастиях
5

Правописание гласных в суффиксах деепричастий
Слитное и раздельное написание не с деепричастиями
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом
Наречие
Общее грамматическое значение наречий
Разряды наречий по значению
Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий
Словообразование наречий
Синтаксические свойства наречий
Морфологический анализ наречий
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий
Нормы образования степеней сравнения наречий
Роль наречий в тексте
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и
нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь
после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния
Роль слов категории состояния в речи
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи
Отличие самостоятельных частей речи от служебных
Предлог
Предлог как служебная часть речи
Грамматические функции предлогов
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные
Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные
6

Морфологический анализ предлогов
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями Нормы употребления
имён существительных и местоимений с предлогами
Правильное использование предлогов из — с, в — на
Правильное образование предложно-падежных формс предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез
Правописание производных предлогов
Союз
Союз как служебная часть речи
Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения
Разряды союзов по строению: простые и составные
Правописание составных союзов.
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные.
Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов
Роль союзов в тексте
Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями
Использование союзов как средства связи предложений и частей текста
Правописание союзов
Знаки препинания в сложных союзных предложениях
Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения
Частица
Частица как служебная часть речи
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской
Интонационные особенности предложений с частицами
Морфологический анализ частиц
Смысловые различия частиц не и ни
Использование частиц не и ни в письменной речи
7

Различение приставки не- и частицы не
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение)
Правописание частиц бы, ли, же с другими словами
Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия);
междометия производные и непроизводные
Морфологический анализ междометий
Звукоподражательные слова
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания
экспрессии
Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении Омонимия слов
разных частей речи
Грамматическая омонимия
Использование грамматических омонимов в речи
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
2.1 Личностные результаты
1) В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2) В сфере гражданского воспитания:
8

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3) В духовно-нравственной сфере:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в
том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4) В понимании ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
5) В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности
русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного
9

творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
6) В формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7) В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
8) В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение
точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

10

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
9) В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
11

2.2. Метапредметные результаты
1. В сфере универсальных учебных познавательных действий:
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
• устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
• составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
• проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

12

• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости
содержащейся в нём информации и усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких
источников с учётом поставленных целей;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать
себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
• знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
• в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента,
исследования, проекта;

13

• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других членов команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решения группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

14

• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
• принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений
объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текстобъёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство,
рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать
тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и
15

выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для
подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного
изложения — не менее 200 слов)
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со- здания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время
списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного
текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе
содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и словас непроверяемыми
написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности
абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения
объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной
форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица
рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста.

16

Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного
языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный,
публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления
языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического
стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги
(инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые
особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в
практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в
практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том
числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в
художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и
стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать
особенности употребления омонимов в речи.
17

Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия,
звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов.
Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия.
Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова.
Конструировать причастные обороты.
Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи.
Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий).
Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся.
Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных
именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов.
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
18

Конструировать деепричастный оборот.
Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с
деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи.
Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е;
написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и
и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями
. Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их
синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и
составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы
правописания производных предлогов.

19

Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из — с, в — на в
составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль
союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы
правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков
препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль
частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные
особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания
частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль
междометий в речи.
Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной
литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы

20

п/
п
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
2324

Календарно- тематическое планирование
Тема урока
Кол-во
часов
Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Тексты и стили (4 ч + 2ч)
Р/Р Текст
Р/Р Стили литературного языка
Стили литературного языка
Р/Р Публицистический стиль
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.»
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
Морфология и орфография. Культура речи (67 ч)
Причастие (33 ч)
Причастие как часть речи
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Причастный оборот
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Действительные и страдательные причастия
Действительные и страдательные причастия

21

Дата
проведения

1
1
1
1
1
1

по плану
04.09
06.09
07.09
08.09
11.09
13.09
14.09
15.09
18.09
20.09
.
21.09
22.09
25.09
27.09
28.09
29.09

по факту
04.09
06.09
07.09
08.09
11.09
13.09
14.09
15.09
18.09
20.09
.
21.09
22.09
25.09
27.09
28.09
29.09

1
1
1
1
1
1
1
1

02.10
04.10
05.10
06.10
09.10
11.10
12.10
13.10

02.10
04.10
05.10
06.10
09.10
11.10
12.10
13.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Краткие и полные страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Р/Р Описание внешности человека
Р/Р Сочинение-описание внешности человека
Р/Р Анализ сочинения, работа над ошибками
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Словарный диктант
Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16.10
18.10
19.10
20.10
23.10
25.10
26.10
27.10
06.11

16.10
18.10
19.10
20.10
23.10
25.10
26.10
27.10
06.11

1

08.11

08.11

1
1
1

09.11
10.11
11.11

09.11
10.11
11.11

1

13.11

13.11

1

15.11

15.11

1

16.11

16.11

1
1
1
1
1

17.11
20.11
22.11
23.11
24.11

17.11
20.11
22.11
23.11
24.11

1

27.11

27.11

Работа по тестам
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
Деепричастие (12 ч)
Деепричастие как часть речи

1
1
1

29.11
30.11
01.12

29.11
30.11
01.12

1

04.12

04.12

22

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
6768
6970
71
72
73
74
75
7677
7879
8081

Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание не с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Р/Р Составление рассказа по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
Морфологический разбор деепричастия
Повторение изученного по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»
Работа по тестам
Р/Р Контрольное сжатое изложение
Наречие (23 ч)
Наречие как часть речи
Смысловые группы наречий
Степени сравнения наречий
Образование степеней сравнения наречий
Морфологический разбор наречий
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий
Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е
Р/Р Описание действий
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Буквы o и e после шипящих на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Мягкий знак после шипящих на конце наречий

23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.12
07.12
08.12
11.12
13.12
14.12
15.12
18.12
20.12
20.12
21.12

06.12
07.12
08.12
11.12
13.12
14.12
15.12
18.12
20.12
20.12
21.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.12
25.12
27.12
29.12
10.01
11.01
12.01
15.01
17.01
18.01
19.01
22.01
24.01
25.01
26.01
29.01
31.01
01.02
02.02
05.02

22.12
25.12
27.12
29.12
10.01
11.01
12.01
15.01
17.01
18.01
19.01
22.01
24.01
25.01
26.01
29.01
31.01
01.02
02.02
05.02

8283
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»
Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»
Учебно-научная речь (3 ч)
Р/Р Учебно-научная речь Словарный диктант
Р/Р Отзыв
Р/Р Учебный доклад
Категория состояния (2 ч+ 2ч)
Категория состояния как часть речи
Морфологический разбор категории состояния
Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»
Р/Р Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»
Служебные части речи (39 ч)
Предлог (9 ч)
Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Производные и непроизводные предлоги
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога
Р/Р Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Повторение изученного по теме «Предлог»
Тест по теме «Предлог»
Союз (11 ч)
Союз как часть речи
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза
Слитное написание союзов также,тоже,чтобы

24

1
1
1

07.02
08.02
09.02

07.02
08.02
09.02

1
1
1

12.02
14.02
15.02

12.02
14.02
15.02

1
1
1
1

16.02
19.02
21.02
22.02
26.02

16.02
19.02
21.02
22.02
26.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.02
29.02
01.03
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03

28.02
29.02
01.03
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03

1
1
1
1
1
1
1
1

15.03
18.03
20.03
21.03
22.03
03.04
05.04
08.04

15.03
18.03
20.03
21.03
22.03
03.04
05.04
08.04

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Р/Р Контрольноесочинение-репортаж с места раскопок
Повторение сведений о предлогах и союзах
Тест по теме «Союз»
Частица (12ч)
Частица как часть речи
Разряды частиц
Формообразующие частицы
Смысло-различительные частицы
Раздельное и дефисное написание частиц
Р/Р Контрольное изложение близкое к тексту
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы не и ни
Различение приставки не-и частицы не
Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни
Повторение изученного по теме «Частица»
Тест по теме «Частица»
Междометие (5ч )
Междометие как часть речи
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Словарный диктант.
Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи»
Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч)
Разделы науки о русском языке
Текст и стили речи
Р/Р Учебно-научная речь
Фонетика и графика
Лексика и фразеология
Морфемика. Словообразование Словарный диктант
Морфология. Орфография
Синтаксис. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант.

25

1
1
1

10.04
11.04
12.04

10.04
11.04
12.04

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15.04
17.04
18.04
19.04
22.04
24.04
25.04
26.04
29.04
02.05
03.05
06.05

15.04
17.04
18.04
19.04
22.04
24.04
25.04
26.04
29.04
02.05
03.05
06.05

1
1
1
1
1

08.05
10.05
13.05
15.05
16.05

08.05
10.05
13.05
15.05
16.05

1
1

17.05
20.05

17.05
20.05

1
1
1
1
1

22.05
23.05
24.05
27.05
29.05

22.05
23.05
24.05
27.05
29.05

Средства УМК
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М.:
Просвещение, 2018г.
2. Селезнёва Е.В. Тесты по русскому языку. 7класс. М «Экзамен», 2018 г
3. Электронное учебное пособие на СD-PОМ/Сост. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская
Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по русскому языку
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн.
Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи,
освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Список литературы для учащихся
1. Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2018
2. Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.
3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /А. Т. Арсирий; под ред. Л. П.
Крысина. - М.: Просвещение,
1995.
Список литературы для учителя
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений. М.:
Просвещение, 2018.
26

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей
и методистов. М.:
Просвещение, 2015.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,
2015
Лист корректировки.
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».