русский язык 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования разработана на
основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования” (ФГОС ООО),  Примерной рабочей
программы основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций)»,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от
27.09.2021 г.,
 Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р). Рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» на уровне основного общего образования разработана с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Личностные
и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной
общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного предмета русского языка,
реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
Цели изучения учебного предмета
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения
духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;

2

- проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных
взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических
ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности,
коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения,
анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил,
конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и др.);
- освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста,
его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора;
- логической структуры, роли языковых средств.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует
ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. В неделю 4 часа, всего
34 недели. Итого за год -136 часов.
Содержание тем курса «Русский язык» 7 класс (136 часов)
Русский язык как развивающееся явление.
3

Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь. Монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации
Текст
Текст как речевое произведение
Основные признаки текста (обобщение)
Структура текста
Абзац
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и
второстепенная информация текста
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение)
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические
(обобщение)
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Структурные особенности текста-рассуждения
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи
предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного)
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный,
публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы
Публицистический стиль Сфера употребления, функции, языковые особенности
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью)
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля
Официально-деловой стиль
Сфера употребления, функции, языковые особенности
Инструкция СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение)
Причастие
4

Причастия как особая группа слов
Признаки глагола и имени прилагательного в причастии
Причастия настоящего и прошедшего времени
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы страдательных причастий
Склонение причастий
Причастие в составе словосочетаний
Причастный оборот
Морфологический анализ причастий
Употребление причастия в речи
Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий) Употребление причастий с
суффиксом -ся
Согласование причастий в словосочетаниях типа прич + сущ
Ударение в некоторых формах причастий
Правописание падежных окончаний причастий
Правописание гласных в суффиксах причастий
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных
Правописание окончаний причастий
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов
Признаки глагола и наречия в деепричастии
Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Деепричастие в составе словосочетаний
Деепричастный оборот
Морфологический анализ деепричастий
Постановка ударения в деепричастиях
5

Правописание гласных в суффиксах деепричастий
Слитное и раздельное написание не с деепричастиями
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом
Наречие
Общее грамматическое значение наречий
Разряды наречий по значению
Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий
Словообразование наречий
Синтаксические свойства наречий
Морфологический анализ наречий
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий
Нормы образования степеней сравнения наречий
Роль наречий в тексте
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и
нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь
после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния
Роль слов категории состояния в речи
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи
Отличие самостоятельных частей речи от служебных
Предлог
Предлог как служебная часть речи
Грамматические функции предлогов
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные
Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные
6

Морфологический анализ предлогов
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями Нормы употребления
имён существительных и местоимений с предлогами
Правильное использование предлогов из — с, в — на
Правильное образование предложно-падежных формс предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез
Правописание производных предлогов
Союз
Союз как служебная часть речи
Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения
Разряды союзов по строению: простые и составные
Правописание составных союзов.
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные.
Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов
Роль союзов в тексте
Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями
Использование союзов как средства связи предложений и частей текста
Правописание союзов
Знаки препинания в сложных союзных предложениях
Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения
Частица
Частица как служебная часть речи
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской
Интонационные особенности предложений с частицами
Морфологический анализ частиц
Смысловые различия частиц не и ни
Использование частиц не и ни в письменной речи
7

Различение приставки не- и частицы не
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение)
Правописание частиц бы, ли, же с другими словами
Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия);
междометия производные и непроизводные
Морфологический анализ междометий
Звукоподражательные слова
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания
экспрессии
Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении Омонимия слов
разных частей речи
Грамматическая омонимия
Использование грамматических омонимов в речи
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
2.1 Личностные результаты
1) В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2) В сфере гражданского воспитания:
8

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3) В духовно-нравственной сфере:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в
том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4) В понимании ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
5) В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности
русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного
9

творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
6) В формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7) В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
8) В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение
точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

10

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
9) В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
11

2.2. Метапредметные результаты
1. В сфере универсальных учебных познавательных действий:
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
• устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами
языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
• составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
• проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых
единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

12

• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости
содержащейся в нём информации и усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких
источников с учётом поставленных целей;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать
себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
• знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
• в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента,
исследования, проекта;

13

• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других членов команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решения группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

14

• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
• принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений
объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текстобъёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство,
рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать
тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и
15

выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для
подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного
изложения — не менее 200 слов)
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со- здания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время
списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного
текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе
содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и словас непроверяемыми
написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности
абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные,
лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на
произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения
объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной
форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица
рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста.

16

Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного
языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный,
публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления
языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического
стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги
(инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые
особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в
практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в
практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том
числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в
художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и
стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать
особенности употребления омонимов в речи.
17

Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия,
звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов.
Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия.
Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова.
Конструировать причастные обороты.
Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи.
Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий).
Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся.
Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных
именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов.
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
18

Конструировать деепричастный оборот.
Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с
деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи.
Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е;
написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и
и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями
. Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их
синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и
составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы
правописания производных предлогов.

19

Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из — с, в — на в
составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль
союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы
правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков
препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль
частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные
особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания
частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль
междометий в речи.
Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной
литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы

20

п/
п
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
2324

Календарно- тематическое планирование
Тема урока
Кол-во
часов
Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Тексты и стили (4 ч + 2ч)
Р/Р Текст
Р/Р Стили литературного языка
Стили литературного языка
Р/Р Публицистический стиль
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.»
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
Морфология и орфография. Культура речи (67 ч)
Причастие (33 ч)
Причастие как часть речи
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Причастный оборот
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Действительные и страдательные причастия
Действительные и страдательные причастия

21

Дата
проведения

1
1
1
1
1
1

по плану
04.09
06.09
07.09
08.09
11.09
13.09
14.09
15.09
18.09
20.09
.
21.09
22.09
25.09
27.09
28.09
29.09

по факту
04.09
06.09
07.09
08.09
11.09
13.09
14.09
15.09
18.09
20.09
.
21.09
22.09
25.09
27.09
28.09
29.09

1
1
1
1
1
1
1
1

02.10
04.10
05.10
06.10
09.10
11.10
12.10
13.10

02.10
04.10
05.10
06.10
09.10
11.10
12.10
13.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Краткие и полные страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Р/Р Описание внешности человека
Р/Р Сочинение-описание внешности человека
Р/Р Анализ сочинения, работа над ошибками
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Словарный диктант
Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16.10
18.10
19.10
20.10
23.10
25.10
26.10
27.10
06.11

16.10
18.10
19.10
20.10
23.10
25.10
26.10
27.10
06.11

1

08.11

08.11

1
1
1

09.11
10.11
11.11

09.11
10.11
11.11

1

13.11

13.11

1

15.11

15.11

1

16.11

16.11

1
1
1
1
1

17.11
20.11
22.11
23.11
24.11

17.11
20.11
22.11
23.11
24.11

1

27.11

27.11

Работа по тестам
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
Деепричастие (12 ч)
Деепричастие как часть речи

1
1
1

29.11
30.11
01.12

29.11
30.11
01.12

1

04.12

04.12

22

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
6768
6970
71
72
73
74
75
7677
7879
8081

Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание не с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Р/Р Составление рассказа по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
Морфологический разбор деепричастия
Повторение изученного по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»
Работа по тестам
Р/Р Контрольное сжатое изложение
Наречие (23 ч)
Наречие как часть речи
Смысловые группы наречий
Степени сравнения наречий
Образование степеней сравнения наречий
Морфологический разбор наречий
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий
Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е
Р/Р Описание действий
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Буквы o и e после шипящих на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и кч
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Мягкий знак после шипящих на конце наречий

23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.12
07.12
08.12
11.12
13.12
14.12
15.12
18.12
20.12
20.12
21.12

06.12
07.12
08.12
11.12
13.12
14.12
15.12
18.12
20.12
20.12
21.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.12
25.12
27.12
29.12
10.01
11.01
12.01
15.01
17.01
18.01
19.01
22.01
24.01
25.01
26.01
29.01
31.01
01.02
02.02
05.02

22.12
25.12
27.12
29.12
10.01
11.01
12.01
15.01
17.01
18.01
19.01
22.01
24.01
25.01
26.01
29.01
31.01
01.02
02.02
05.02

8283
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»
Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»
Учебно-научная речь (3 ч)
Р/Р Учебно-научная речь Словарный диктант
Р/Р Отзыв
Р/Р Учебный доклад
Категория состояния (2 ч+ 2ч)
Категория состояния как часть речи
Морфологический разбор категории состояния
Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»
Р/Р Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»
Служебные части речи (39 ч)
Предлог (9 ч)
Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Производные и непроизводные предлоги
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога
Р/Р Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Повторение изученного по теме «Предлог»
Тест по теме «Предлог»
Союз (11 ч)
Союз как часть речи
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза
Слитное написание союзов также,тоже,чтобы

24

1
1
1

07.02
08.02
09.02

07.02
08.02
09.02

1
1
1

12.02
14.02
15.02

12.02
14.02
15.02

1
1
1
1

16.02
19.02
21.02
22.02
26.02

16.02
19.02
21.02
22.02
26.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.02
29.02
01.03
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03

28.02
29.02
01.03
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03

1
1
1
1
1
1
1
1

15.03
18.03
20.03
21.03
22.03
03.04
05.04
08.04

15.03
18.03
20.03
21.03
22.03
03.04
05.04
08.04

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Р/Р Контрольноесочинение-репортаж с места раскопок
Повторение сведений о предлогах и союзах
Тест по теме «Союз»
Частица (12ч)
Частица как часть речи
Разряды частиц
Формообразующие частицы
Смысло-различительные частицы
Раздельное и дефисное написание частиц
Р/Р Контрольное изложение близкое к тексту
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы не и ни
Различение приставки не-и частицы не
Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни
Повторение изученного по теме «Частица»
Тест по теме «Частица»
Междометие (5ч )
Междометие как часть речи
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Словарный диктант.
Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи»
Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч)
Разделы науки о русском языке
Текст и стили речи
Р/Р Учебно-научная речь
Фонетика и графика
Лексика и фразеология
Морфемика. Словообразование Словарный диктант
Морфология. Орфография
Синтаксис. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант.

25

1
1
1

10.04
11.04
12.04

10.04
11.04
12.04

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15.04
17.04
18.04
19.04
22.04
24.04
25.04
26.04
29.04
02.05
03.05
06.05

15.04
17.04
18.04
19.04
22.04
24.04
25.04
26.04
29.04
02.05
03.05
06.05

1
1
1
1
1

08.05
10.05
13.05
15.05
16.05

08.05
10.05
13.05
15.05
16.05

1
1

17.05
20.05

17.05
20.05

1
1
1
1
1

22.05
23.05
24.05
27.05
29.05

22.05
23.05
24.05
27.05
29.05

Средства УМК
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М.:
Просвещение, 2018г.
2. Селезнёва Е.В. Тесты по русскому языку. 7класс. М «Экзамен», 2018 г
3. Электронное учебное пособие на СD-PОМ/Сост. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская
Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по русскому языку
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн.
Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи,
освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Список литературы для учащихся
1. Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2018
2. Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.
3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /А. Т. Арсирий; под ред. Л. П.
Крысина. - М.: Просвещение,
1995.
Список литературы для учителя
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений. М.:
Просвещение, 2018.
26

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей
и методистов. М.:
Просвещение, 2015.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,
2015
Лист корректировки.
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту

27


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».