физика 8 класс 2023 (1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 8 класса
Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год

Составитель программы: учитель физики
Суртаева Солунай Артуровна

с. Паспарта, 2023 г.
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к
развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования, на основе
авторской программы основного общего образования по физике в 8 классе (авторы: А. В. Пёрышкин, Н. В.
Филонович, Е. М. Гутник)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 7 часов
в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе
в 7-8классах по 2 учебных часа в неделю. В данной рабочей программе на изучение физики в 8 классе отводится 2
часа в неделю.
Преподавание ведется по учебнику: А.В. Перышкин Физика 8 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2019.

2

Цели и задачи:
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих
эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой
основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к
самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения
безопасности жизнедеятельности.






Задачи
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять
знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах
физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов
в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание
роли практики в познании физических явлений и законов;
3



формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных
мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

4

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам
обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями
и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения
проблем;
5

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических
законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение
полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических
устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности
научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать
причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации .

6

Содержание учебного предмета
Тепловые явления
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача.
Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты
при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и
отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность
воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего
сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры .
2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Определение относительной влажности воздуха.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики
и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда.
Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники
тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для
участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы токов ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6.Измерение силы тока и его регулирование реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления

7

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные
магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие
магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон
отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние
линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
11. Изучение свойств изображения в линзах.
Итоговая контрольная работа

8

Календарно-тематическое планирование по физике ( 8 класс ).
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура.
Внутренняя энергия.
Способы изменения внутренней энергии.
Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение.
Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
Удельная теплоёмкость.
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого телом при охлаждении.
Лабораторная работа №1 по теме « Определение количеств теплоты
при смешивании воды разной температуры ».
Лабораторная работа№2 по теме « Определение удельной
теплоёмкости твёрдого тела ».
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Закон сохранения и превращения в механических и тепловых
процессах.
Решение задач по теме: « Тепловые явления »
Контрольная работа №1 по теме « Тепловые явления ».
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
кристаллических тел.
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная
теплота плавления.
9

Дата
проведения

Количество
часов

План

1
1
1
1
1
1
1
1

07.09.23
08.09.23
13.09.23
14.09.23
20.09.23
21.09.23
27.09.23
28.09.23

1

04.10.23

1

05.10.23

1
1

11.10.23
12.10.23

1
1
1

18.10.23
19.10.23
25.10.23

1

26.10.23

Факт

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии
при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования,
количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации
(парообразовании).
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Лабораторная работа №3 по теме « Определение относительной
влажности воздуха ».
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

08.11.23

1
1

09.11.23
15.11.23

1
1

16.11.23
22.11.23

1
1

23.11.23
29.11.23

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №2 « Агрегатные состояния вещества »
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных
тел.
Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники
электрического тока .
Электрическое поле.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.
Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических
явлений.
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в
металлах.
Действие электрического тока. Направление электрического тока.
Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Лабораторная работа№4 по теме « Сборка электрической цепи и

1
1

30.11.23
06.12.23

1

07.12.23

1

13.12.23

1
1
1

14.12.23
20.12.23
21.12.23

1
1

27.12.23
28.01.24

1
1
1

10.01.24
11.01.24
17.01.24

10

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

измерение силы тока в её различных участках ».
Электрическое напряжение. Единицы напряжения.
Лабораторная работа№5 по теме « Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи »
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление
проводников. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка цепи.
Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и
напряжения.
Реостаты. Лабораторная работа № 6 по теме « Измерение силы тока
и его регулирование реостатом »
Лабораторная работа №7 по теме « Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра ».
Последовательное соединение проводников.
Параллельное соединение проводников.
Решение задач на тему: « Соединение проводников. Закон Ома для
участка цепи »
Работа и мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Лабораторная работа № 8 « Измерение мощности и работы тока в
электрической лампе »
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.
Конденсатор. Электроемкость конденсатора.
Осветительные приборы. Электрические нагревательные приборы.
Короткое замыкание, предохранители.
Повторение и обобщение темы « Электрические явления »
Контрольная работа № 3 по темам « Электрические явления ».
11

1
1

18.01.24
24.01.24

1

25.01.24

1
1
1

31.01.24
01.02.24
07.02.24

1

08.02.24

1

14.02.24

1
1
1

15.02.24
21.02.24
22.02.24

1
1
1

28.03.24
29.03.24
06.03.24

1
1
1

07.03.24
13.03.24
14.03.24

1
1

20.03.24
21.03.24

55
56

57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.
Лабораторная работа № 9 по теме « Сборка электромагнита и
испытание его действия ».
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель. Лабораторная работа №10 по теме « Изучение
электрического двигателя постоянного тока (на модели) ».
Контрольная работа №4 по теме « Электромагнитные явления ».
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Источники света. Распространение света. Видимое движение светил.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света. Закон преломления света.
Линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой.
Лабораторная работа № 11 по теме « Изучение свойств изображения
в линзах ».
Контрольная работа №5 по теме « Законы отражения и преломления
света »
Глаз и зрение. Построение изображений, полученных с помощью линз
Итоговое повторение.

12

1
1

03.04.24
04.04.24

1

10.04.24

1

11.04.24

1

17.04.24

1
1
1
1
1
1

18.04.24
24.05.24
25.05.24
02.05.23
08.05.23
15.05.23

1

16.05.23

1
1

22.05.23
23.05.23

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Примерные программы основного общего образования. ФИЗИКА. (Стандарты второго поколения.) - М.:
Просвещение, 2014.
2. Программа. Планирование учебного материала. Физика. 7- 9 классы./ А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М.
Гутник . М. Дрофа. 2019/
3. Физика: учебник для 8 класса./ А. В. Пёрышкин. М. Дрофа. 2019/
4. Физика. 8 класс. Методическое пособие./ А. В. Пёрышкин. М. Дрофа. 2019/
5. Физика. 8 класс. Дидактические материалы. /./ А. В. Пёрышкин. М. Дрофа. 2019/
6. Физика:8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций./ А. В. Пёрышкин. М.
Дрофа. 2017/
7. Физика: учебник для 8 класса./ А. В. Пёрышкин. М. Дрофа. 2019

13

Лист корректировки тематического планирования
Дата
проведения
урока

Наименование
тем

разделов

и

Причина
корректировки

14

Способ
корректировки

Согласование зам.
директора по УВР

15

1


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».