РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 7 класса Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель информатики Уханова Л.В. с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 7 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ Министерства образования и науки Российской Федерации, авторской программы Н.Д.Угриновича (программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин – 2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012) Принципиальные позиции, положенные авторам в основу программы, позволяют в процессе обучения в полном объеме реализовывать миссию школы «Обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально благоприятных условий для каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных детей и создание условий для самореализации». а также обеспечивать выполнение следующих целей и задач образовательной программы школы: —обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего образования; — выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей; — интеллектуальное и нравственное развитие личности; — развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность. В программе Угриновича Н.Д.. использованы, в основном, традиционные для школы понятия и разделы. 2 Содержание учебного курса 1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок-интеллектуальная игра «Повторим, что знаем?» Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройство компьютера. Устройства ввода информации. Устройство ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса Компьютерные вирусы и антивирусные программы Компьютерный практикум Практическая работа №1 «Тренировка ввода и текстовой информации». Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации» Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» 2. Обработка текстовой информации 3 Создание документов в текстовых редакторах Ввод и редактирование документа Форматирование текстового документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки Таблицы Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Системы оптического распознавания документов Компьютерный практикум Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул». Практическая работа № 5«Форматирование символов и абзацев». Практическая работа № 6 «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 7 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ». Практическая работа № 8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа №9 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» 3. Обработка графической информации 4 Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Растровая и векторная анимация Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» Компьютерный практикум Практическая работа № 10 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практическая работа № 11 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практическая работа № 12 «Анимация». 4. Коммуникационные технологии Информационные ресурсы Интернета. Электронная почта. Файловые архивы Общение в Интернете. Мобильный Интернет Звук и видео в Интернете. Социальные сети Поиск информации в Интернете Электронная коммерция в Интернете Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» Компьютерный практикум Практическая работа № 13 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 14 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 15 «Загрузка файлов из Интернета». Практическая работа № 16 «Поиск информации в Интернете». Требования к уровню подготовки 5 В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны: знать: основные устройства компьютера; структуру внутренней памяти компьютера; файловый способ организации данных в компьютере; принципы работы в текстовых графических редакторах; принципиальные отличия растровой и векторной графики; инструменты растрового и векторного ГР; приёмы создания и редактирования изображений; понятия «мультимедиа», «анимация»; основные информационные ресурсы Интернета; уметь: работать на клавиатуре; определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти; обслуживать диски при помощи соответствующих программ; работать и ориентироваться в файловой системе; работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню); работать с антивирусными программами. создавать документы в текстовых редакторах; редактировать и форматировать данные в текстовом документе; настраивать палитру цветов; ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ; создавать и редактировать растровые и векторные изображения; ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет; искать информацию в Интернете; выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 6 эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных заданий, ИКТ. 7 Учебно-методический комплект 1. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин – 2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015.г.; 3. Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил. 4. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе» Перечень учебно-методического обеспечения 1. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе» 2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г. 3.Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил. 4. Мультимедийный проектор, экран. 5. Компьютеры с установленными ОС Windows/Linux, MSOffice/OpenOffice,MyTestX, подключенные к локальной сети с доступом к сети Интернет. 6. Принтер. 7. Сканер. 8. Устройства для вывода звуковой информации. 8 Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 7 классе № урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения урока По плану 1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Количество информации. Программная обработка данных на компьютере. 1 Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. П/Р.№1. Программное обеспечение компьютера. 1 Графический интерфейс операционных систем и приложений. П/Р. №2 Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. 1 Контрольная работа №1 универсальное устройство информации». 2. Обработка текстовой информации 9. 1 1 02.10 1 09.10 16.10 23.10 1 06.11 Создание документов в текстовых редакторах. 1 11. Ввод и редактирование документа Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». 1 Форматирование 1 текстового 18.09 25.09 10. 12. 11.09 1 1 «Компьютер как для обработки 04.09 13.11 20.11 документа. 9 27.11 Фактически Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул». 13. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа №5 «Форматирование символов и абзацев». 1 04.12 14. Сохранение и печать документа. 15. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №6 «Создание и форматирование списков». 1 Таблицы Практическая работа №7 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ». 1 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Системы оптического распознавания документов Практическая работа №9 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». 1 Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации». 3. Обработка графической информации 1 Растровая и векторная графика. Практическая работа №10 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». 1 16. 17. 18. 11.12 18.12 25.12 15.01 1 22.01 19. 20. 29.01 05.02 10 21. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. 1 22. Работа с объектами в растровых графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. П/Р. 11 Растровая и векторная анимация. П/Р. 12 1 Контрольная работа №3 «Обработка графической информации». 4. Коммуникационные технологии 1 26. Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №13 «Путешествие по Всемирной паутине». 1 27. Электронная почта. Практическая работа №14 «Работа с электронной Web-почтой». 1 Файловые архивы. Практическая «Загрузка файлов из Интернета». 1 23. 24. 1 1 25. 28. работа 12.02 19.02 26.02 04.03 11.03 18.03 08.04 №15 15.04 29. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. 1 22.04 30. Звук и видео в Интернете. Социальные сети. 1 29.04 31. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 16 «Поиск информации в Интернете». 1 32. Электронная коммерция в Интернете. 1 33. Контрольная технологии». 1 работа №4 06.05 «Коммуникационные 11 13.05 20.05 34. Обобщающий урок 1 12 21.05 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока По плану Тема урока Причина корректировки Фактически 13 Способ корректировки Согласование с зам.директора по УВР 14