РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 7 класса
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
учитель информатики
Уханова Л.В.
с. Паспарта, 2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 7 класс составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы
основного общего образования по информатике и ИКТ Министерства образования и науки Российской Федерации,
авторской программы Н.Д.Угриновича (программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое
пособие/составитель М.Н.Бородин – 2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012)
Принципиальные позиции, положенные авторам в основу программы, позволяют в процессе обучения в полном
объеме реализовывать
миссию школы «Обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально
благоприятных условий для каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных детей и создание условий для
самореализации».
а также обеспечивать выполнение следующих целей и задач образовательной программы школы:
—обеспечение преемственности основного общего, среднего (полного) общего образования;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;
— интеллектуальное и нравственное развитие личности;
— развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и
исследовательскую деятельность.
В программе Угриновича Н.Д.. использованы, в основном, традиционные для школы понятия и разделы.
2
Содержание учебного курса
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.
Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места.
Урок-интеллектуальная игра «Повторим, что знаем?»
Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройство компьютера.
Устройства ввода информации.
Устройство ввода информации.
Устройства вывода информации. Оперативная память.
Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК
Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Тренировка ввода и текстовой информации».
Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации»
Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
2. Обработка текстовой информации
3
Создание документов в текстовых редакторах
Ввод и редактирование документа
Форматирование текстового документа.
Форматирование символов. Форматирование абзацев
Сохранение и печать документа.
Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки
Таблицы
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного
тренажёра».
Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 5«Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 6 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 7 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №9 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
4
Растровая и векторная графика.
Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и
векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков
Растровая и векторная анимация
Контрольная работа №3 «Обработка графической информации»
Компьютерный практикум
Практическая работа № 10 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета.
Электронная почта. Файловые архивы
Общение в Интернете. Мобильный Интернет
Звук и видео в Интернете. Социальные сети
Поиск информации в Интернете
Электронная коммерция в Интернете
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»
Компьютерный практикум
Практическая работа № 13 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 14 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 15 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 16 «Поиск информации в Интернете».
Требования к уровню подготовки
5
В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:
знать:
основные устройства компьютера;
структуру внутренней памяти компьютера;
файловый способ организации данных в компьютере;
принципы работы в текстовых графических редакторах;
принципиальные отличия растровой и векторной графики;
инструменты растрового и векторного ГР;
приёмы создания и редактирования изображений;
понятия «мультимедиа», «анимация»;
основные информационные ресурсы Интернета;
уметь:
работать на клавиатуре;
определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
работать и ориентироваться в файловой системе;
работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
работать с антивирусными программами.
создавать документы в текстовых редакторах;
редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
настраивать палитру цветов;
ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
искать информацию в Интернете;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
6
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и
репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих
технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных
заданий, ИКТ.
7
Учебно-методический комплект
1. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин –
2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015.г.;
3. Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.:
Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил.
4. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и
старшей школе»
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и
старшей школе»
2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
3.Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.:
Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил.
4. Мультимедийный проектор, экран.
5. Компьютеры с установленными ОС Windows/Linux, MSOffice/OpenOffice,MyTestX, подключенные к локальной сети
с доступом к сети Интернет.
6. Принтер.
7. Сканер.
8. Устройства для вывода звуковой информации.
8
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 7 классе
№ урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения урока
По плану
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация. Количество информации.
Программная обработка данных на компьютере.
1
Устройство компьютера. Процессор и системная
плата.
Файлы и файловая система. Работа с файлами и
дисками. П/Р.№1.
Программное обеспечение компьютера.
1
Графический интерфейс операционных систем и
приложений. П/Р. №2
Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
Контрольная
работа
№1
универсальное
устройство
информации».
2. Обработка текстовой информации
9.
1
1
02.10
1
09.10
16.10
23.10
1
06.11
Создание документов в текстовых редакторах.
1
11.
Ввод и редактирование документа Практическая
работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой
информации с помощью клавиатурного тренажёра».
1
Форматирование
1
текстового
18.09
25.09
10.
12.
11.09
1
1
«Компьютер
как
для
обработки
04.09
13.11
20.11
документа.
9
27.11
Фактически
Практическая работа № 4 «Вставка в документ
формул».
13.
Форматирование
символов.
Форматирование
абзацев. Практическая работа №5 «Форматирование
символов и абзацев».
1
04.12
14.
Сохранение и печать документа.
15.
Форматирование документа. Нумерованные и
маркированные списки. Практическая работа №6
«Создание и форматирование списков».
1
Таблицы
Практическая работа №7 «Вставка в документ
таблицы, её форматирование и заполнение данными
».
1
Компьютерные словари и системы машинного
перевода текстов. Практическая работа №8 «Перевод
текста с помощью компьютерного словаря».
Системы оптического распознавания документов
Практическая работа №9 «Сканирование и
распознавание «бумажного» текстового документа».
1
Контрольная работа №2 «Обработка текстовой
информации».
3. Обработка графической информации
1
Растровая и векторная графика. Практическая работа
№10 «Редактирование изображений в растровом
графическом редакторе».
1
16.
17.
18.
11.12
18.12
25.12
15.01
1
22.01
19.
20.
29.01
05.02
10
21.
Интерфейс и основные возможности графических
редакторов.
1
22.
Работа с объектами в растровых графических
редакторах. Редактирование изображений и рисунков
Работа с объектами в векторных графических
редакторах. Редактирование изображений и
рисунков. П/Р. 11
Растровая и векторная анимация. П/Р. 12
1
Контрольная работа №3 «Обработка графической
информации».
4. Коммуникационные технологии
1
26.
Информационные ресурсы Интернета. Практическая
работа №13 «Путешествие по Всемирной паутине».
1
27.
Электронная почта.
Практическая работа №14 «Работа с электронной
Web-почтой».
1
Файловые архивы. Практическая
«Загрузка файлов из Интернета».
1
23.
24.
1
1
25.
28.
работа
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
08.04
№15
15.04
29.
Общение в Интернете. Мобильный Интернет.
1
22.04
30.
Звук и видео в Интернете. Социальные сети.
1
29.04
31.
Поиск информации в Интернете. Практическая
работа № 16 «Поиск информации в Интернете».
1
32.
Электронная коммерция в Интернете.
1
33.
Контрольная
технологии».
1
работа
№4
06.05
«Коммуникационные
11
13.05
20.05
34.
Обобщающий урок
1
12
21.05
Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока
По плану
Тема
урока
Причина корректировки
Фактически
13
Способ корректировки
Согласование с
зам.директора по УВР
14