РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель программы
Кендиенова Светлана Алексеевна
с.Паспарта, 2023г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования
составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания
(одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области
«Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной
формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра
на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей,
проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому
себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.
Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом
при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых
национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная
2
установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и
методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение
мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы
импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и
др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
3
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа
музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и
др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов
(не менее 1 часа в неделю).
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наимено
вание
п/ разделов
п и
тем
програм
мы
Количество часов
Репертуар
все контрол практич для
го ьные
еские
слушан
работы работы ия
для
пения
Дата
Виды деятельности
изучени
для
музицир я
ования
Виды,
Электронн
формы
ые
контроля (цифровые)
образовате
льные
ресурсы
Исполне
ние
песни
«Улыбк
а»
Летучий 06.09.202 Освоение правил поведения на
2
концерте;
корабль
– песня
водяног
о
Устный
опрос;
Модуль 1. Классическая музыка
1.1 Компози
.
тор
—
исполнит
ель
—
слушател
ь
2
0
0
Геннади
й
Гладков
–
Песенка
друзей
1.2 Композитор 1
.
ы — детям
0
0
«Сладка «Детски
я греза»; й
альбом»
1.3 Оркестр
.
1
0
0
Когда
мои
друзья
со мной
Итого по
4
13.09.202 Музыкальная викторина.;
2
http://www.u
roki.net
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
20.09.202 Работа по группам — сочинение Самооцен http://www.u
2
roki.net
своего варианта ритмической
ка с
партитуры;
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
5
модулю
Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1 Весь мир
.
звучит
1
0
0
"Первы
й раз в
первый
класс"
27.09.202 Игра — подражание звукам и
2
голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
2.2 Звукоряд
.
2
0
0
«Дети
солнца»
.
04.10.202 Разучивание и исполнение
2
вокальных упражнений, песен,
построенных на элементах
звукоряда;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
2.3 Размер
.
1
0
0
«Потан
цуй со
мной,
дружок
».
11.10.202 Пение с названием нот, игра на
2
металлофоне звукоряда от ноты
«до».;
Письменн
ый
контроль;
Итого по
модулю
4
18.10.202 Просмотр видеозаписей парада,
2
церемонии награждения
спортсменов. Чувство гордости,
понятия достоинства и чести.
Обсуждение этических вопросов,
связанных с государственными
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
С.В.
Рахмани
нов
«Италья
нская
полька»
Модуль 3. Музыка в жизни человека
3.1 Главный
.
музыкальн
ый символ
2
0
0
Моя
Россия
6
символами страны;
Итого по
модулю
листа»;
2
Модуль 4. Народная музыка России
4.1 Русский
2
0
0
.
фольклор
4.2 Русские
1
.
народные
музыкальн
ые
инструмент
ы
0
0
4.3 Народные
.
праздники
3
0
0
4.4 Первые
.
артисты,
народный
театр
1
0
0
Итого по
7
Русские
народны
е
частушк
и
Изучени
е
народны
х песен
алтайск
ие
народны
е песни
25.10.202 Участие в коллективной
2
традиционной музыкальной
игре.;
Устный
опрос;
08.11.202 Двигательная игра —
2
импровизация-подражание игре
на музыкальных инструментах.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
15.11.202 Участие в народных гуляньях на Самооцен
2
улицах родного города, посёлка; ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
22.11.202 Просмотр фильма/ мультфильма, Письменн
2
фрагмента музыкального
ый
спектакля. Творческий проект — контроль;
театрализованная постановка;
7
модулю
Модуль 5. Музыкальная грамота
5.1 Звукоряд
1
0
0
.
С.В.
Рахмани
нов
«Италья
нская
полька»
29.11.202 Знакомство с элементами
2
нотной записи. Различение по
нотной записи, определение на
слух звукоряда в отличие от
других последовательностей
звуков.;
Тестирова
ние;
5.2 Интонация 1
.
0
0
вместе
весело
шагать
Л.
Книппер
а
«Почем
у
медведь
зимой
спит?».
06.12.202 Разучивание, исполнение
2
попевок, вокальных упражнений,
песен, вокальные и
инструментальные
импровизации на основе данных
интонаций.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
5.3 Ритм
.
0
0
П.И.
Чайковс
кий
"Вальс
цветов"
"Почем
у
медведь
зимой
спит"
13.12.202 Исполнение, импровизация с
2
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных инструментов
простых ритмов.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
20.12.202 Просмотр видеофильма о
2
культуре родного края.;
Устный
опрос;
1
Итого по
3
модулю
Модуль 6. Народная музыка России
6.1 Край, в
2
0
0
.
котором
ты живёшь
Слушан "Наш
ие песни край"
"Наш
край"
8
http://nachalk
a.info/
6.2 Жанры
1
.
музыкально
го
фольклора
0
0
Итого по
3
модулю
Модуль 7. Музыка в жизни человека
7. Какой же
1
0
0
1. праздник
без
музыки?
7.
2.
Танцы,
игры и
веселье
1
0
0
Итого по
2
модулю
Модуль 8. Музыкальная грамота
8. Ритмически 2
0
0
1. й рисунок
Скорого
ворки
"Марш"
из
балета
"Щелкун
чик"
Струве
"Пестры
й
колпачок
"
И.
Штраус
"Трик Трак"
«Разные
ребята"
9
27.12.202 Импровизации, сочинение к ним
2
ритмических аккомпанементов
(звучащими жестами, на
ударных инструментах).;
Самооцен http://nachalk
a.info/
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
10.01.202 Диалог с учителем о значении
3
музыки на празднике;
Самооцен http://nachal
ka.info/
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
17.01.202 Проблемная ситуация: зачем
3
люди танцуют?;
Устный
опрос;
24.01.202 Исполнение, импровизация с
3
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных инструментов
простых ритмов.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
8.
2.
Музыкальн 1
ый язык
0
0
Итого по
3
модулю
Модуль 9. Музыка народов мира
9. Музыка
1
0
0
1. наших
соседей
Итого по
1
модулю
Модуль 10. Музыкальная грамота
10. Музыкальн 1
0
0
1. ый язык
Итого по
1
модулю
Модуль 11. Духовная музыка
11. Инструмент 1
0
1. альная
музыка в
церкви
Итого по
Слушан
ие песни
"Бабушк
аи
дедушка
"
31.01.202 Составление музыкального
3
словаря;
Устный
опрос;
«Я
граждан
ин
России»
07.02.202 Музыкальная викторина на
3
знание тембров народных
инструментов.;
Устный
опрос;
"Конек- Валенти
горбунок нки
"
14.02.202 Использование элементов
3
музыкального языка для
создания определённого образа,
настроения в вокальных и
инструментальных
импровизациях.;
Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
28.02.202 Игровая имитация особенностей Устный
3
опрос;
игры на органе (во время
07.03.202 слушания).;
3
0
1
10
модулю
Модуль 12. Классическая музыка
12. Композитор 2
0
0
1. ы — детям
Итого по
2
модулю
ОБЩЕЕ
33
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
16.05.202
3
0
11
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата изучения
всег контроль практич По плану
о
ные
еские
работы
работы
По факту
Виды, формы
контроля
1.
Композитор
1
0
0
07.09.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
2.
Исполнит
ель —
слушател
ь
1
0
0
14.09.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
3.
Композиторы —
детям
1
0
0
21.09.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
4.
Оркестр
1
0
0
28.09.2022
Устный опрос;
5.
Весь мир звучит
1
0
0
05.10.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
6.
Звукоряд
1
0
0
12.10.2022
Письменный
контроль;
7.
Звукоряд
1
0
0
19.10.2022
Устный опрос;
8.
Размер
1
0
0
26.10.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
9.
Главный
музыкальный
символ
1
0
0
09.11.2022
Письменный
контроль;
10. Главный
музыкальный
символ
1
0
0
16.11.2022
Устный опрос;
12
11. Русский фольклор
1
0
0
23.11.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
12.
Русский фольклор
1
0
0
30.11.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
13.
Русские
народные
музыкальн
ые
инструмент
ы
1
0
0
07.12.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
14.
Народные
праздники
1
0
0
14.12.2022
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
15.
Народные
праздники
1
0
0
21.12.2022
Устный опрос;
16.
Народные
праздники
1
0
0
11.01.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17.
Первые
артисты,
народный
театр
1
0
0
18.01.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
18.
Звукоряд
1
0
0
25.01.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
19.
Интонация
1
0
0
01.02.2023
Письменный
контроль;
20.
Ритм
1
0
0
08.02.2023
Устный опрос;
21.
Край, в
котором мы
живем
1
0
0
15.02.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
13
22.
Край, в
котором мы
живем
1
0
0
01.03.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
23.
Жанры
музыкального
фольклора
1
0
0
15.03.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
24.
Какой же
праздник без
музыки?
1
0
0
22.03.2023
Устный опрос;
25.
Танцы, игры и
веселье
1
0
0
05.04.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
26.
Ритмический
рисунок
1
0
0
12.04.2023
Устный опрос;
27.
Ритмический
рисунок
1
0
0
19.04.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
28.
Музыкальный язык 1
0
0
26.04.2023
Зачет;
29.
Музыка наших
соседей
1
0
0
03.05.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
30.
Музыкальный язык 1
0
0
10.05.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
31.
Инструмент
альная
музыка в
церкви
1
0
0
17.05.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
32.
Композиторы —
детям
1
0
0
24.05.2023
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
14
33.
Композиторы —
детям
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
0
0
33
0
0
23.05.2023
15
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка (в 2 частях, 1 класс /Бакланова Т.И., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://nachalka.info/
16
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Плакаты, стенды, карточки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
0
17
18