музыка (1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель программы
Кендиенова Светлана Алексеевна

с.Паспарта, 2023г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования
составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания
(одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области
«Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной
формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра
на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей,
проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому
себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.
Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом
при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых
национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная
2

установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и
методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение
мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы
импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и
др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
3

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа
музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и
др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов
(не менее 1 часа в неделю).

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наимено
вание
п/ разделов
п и
тем
програм
мы

Количество часов

Репертуар

все контрол практич для
го ьные
еские
слушан
работы работы ия

для
пения

Дата
Виды деятельности
изучени
для
музицир я
ования

Виды,
Электронн
формы
ые
контроля (цифровые)
образовате
льные
ресурсы

Исполне
ние
песни
«Улыбк
а»

Летучий 06.09.202 Освоение правил поведения на
2
концерте;
корабль
– песня
водяног
о

Устный
опрос;

Модуль 1. Классическая музыка
1.1 Компози
.
тор
—
исполнит
ель
—
слушател
ь

2

0

0

Геннади
й
Гладков
–
Песенка
друзей

1.2 Композитор 1
.
ы — детям

0

0

«Сладка «Детски
я греза»; й
альбом»

1.3 Оркестр
.

1

0

0

Когда
мои
друзья
со мной

Итого по

4

13.09.202 Музыкальная викторина.;
2

http://www.u
roki.net

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

20.09.202 Работа по группам — сочинение Самооцен http://www.u
2
roki.net
своего варианта ритмической
ка с
партитуры;
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
5

модулю
Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1 Весь мир
.
звучит

1

0

0

"Первы
й раз в
первый
класс"

27.09.202 Игра — подражание звукам и
2
голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

2.2 Звукоряд
.

2

0

0

«Дети
солнца»
.

04.10.202 Разучивание и исполнение
2
вокальных упражнений, песен,
построенных на элементах
звукоряда;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

2.3 Размер
.

1

0

0

«Потан
цуй со
мной,
дружок
».

11.10.202 Пение с названием нот, игра на
2
металлофоне звукоряда от ноты
«до».;

Письменн
ый
контроль;

Итого по
модулю

4

18.10.202 Просмотр видеозаписей парада,
2
церемонии награждения
спортсменов. Чувство гордости,
понятия достоинства и чести.
Обсуждение этических вопросов,
связанных с государственными

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого

С.В.
Рахмани
нов
«Италья
нская
полька»

Модуль 3. Музыка в жизни человека
3.1 Главный
.
музыкальн
ый символ

2

0

0

Моя
Россия

6

символами страны;

Итого по
модулю

листа»;

2

Модуль 4. Народная музыка России
4.1 Русский
2
0
0
.
фольклор

4.2 Русские
1
.
народные
музыкальн
ые
инструмент
ы

0

0

4.3 Народные
.
праздники

3

0

0

4.4 Первые
.
артисты,
народный
театр

1

0

0

Итого по

7

Русские
народны
е
частушк
и

Изучени
е
народны
х песен
алтайск
ие
народны
е песни

25.10.202 Участие в коллективной
2
традиционной музыкальной
игре.;

Устный
опрос;

08.11.202 Двигательная игра —
2
импровизация-подражание игре
на музыкальных инструментах.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

15.11.202 Участие в народных гуляньях на Самооцен
2
улицах родного города, посёлка; ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;
22.11.202 Просмотр фильма/ мультфильма, Письменн
2
фрагмента музыкального
ый
спектакля. Творческий проект — контроль;
театрализованная постановка;
7

модулю
Модуль 5. Музыкальная грамота
5.1 Звукоряд
1
0
0
.

С.В.
Рахмани
нов
«Италья
нская
полька»

29.11.202 Знакомство с элементами
2
нотной записи. Различение по
нотной записи, определение на
слух звукоряда в отличие от
других последовательностей
звуков.;

Тестирова
ние;

5.2 Интонация 1
.

0

0

вместе
весело
шагать

Л.
Книппер
а
«Почем
у
медведь
зимой
спит?».

06.12.202 Разучивание, исполнение
2
попевок, вокальных упражнений,
песен, вокальные и
инструментальные
импровизации на основе данных
интонаций.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

5.3 Ритм
.

0

0

П.И.
Чайковс
кий
"Вальс
цветов"

"Почем
у
медведь
зимой
спит"

13.12.202 Исполнение, импровизация с
2
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных инструментов
простых ритмов.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

20.12.202 Просмотр видеофильма о
2
культуре родного края.;

Устный
опрос;

1

Итого по
3
модулю
Модуль 6. Народная музыка России
6.1 Край, в
2
0
0
.
котором
ты живёшь

Слушан "Наш
ие песни край"
"Наш
край"
8

http://nachalk
a.info/

6.2 Жанры
1
.
музыкально
го
фольклора

0

0

Итого по
3
модулю
Модуль 7. Музыка в жизни человека
7. Какой же
1
0
0
1. праздник
без
музыки?

7.
2.

Танцы,
игры и
веселье

1

0

0

Итого по
2
модулю
Модуль 8. Музыкальная грамота
8. Ритмически 2
0
0
1. й рисунок

Скорого
ворки

"Марш"
из
балета
"Щелкун
чик"

Струве
"Пестры
й
колпачок
"

И.
Штраус
"Трик Трак"

«Разные
ребята"

9

27.12.202 Импровизации, сочинение к ним
2
ритмических аккомпанементов
(звучащими жестами, на
ударных инструментах).;

Самооцен http://nachalk
a.info/
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

10.01.202 Диалог с учителем о значении
3
музыки на празднике;

Самооцен http://nachal
ka.info/
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

17.01.202 Проблемная ситуация: зачем
3
люди танцуют?;

Устный
опрос;

24.01.202 Исполнение, импровизация с
3
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных инструментов
простых ритмов.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

8.
2.

Музыкальн 1
ый язык

0

0

Итого по
3
модулю
Модуль 9. Музыка народов мира
9. Музыка
1
0
0
1. наших
соседей
Итого по
1
модулю
Модуль 10. Музыкальная грамота
10. Музыкальн 1
0
0
1. ый язык

Итого по
1
модулю
Модуль 11. Духовная музыка
11. Инструмент 1
0
1. альная
музыка в
церкви
Итого по

Слушан
ие песни
"Бабушк
аи
дедушка
"

31.01.202 Составление музыкального
3
словаря;

Устный
опрос;

«Я
граждан
ин
России»

07.02.202 Музыкальная викторина на
3
знание тембров народных
инструментов.;

Устный
опрос;

"Конек- Валенти
горбунок нки
"

14.02.202 Использование элементов
3
музыкального языка для
создания определённого образа,
настроения в вокальных и
инструментальных
импровизациях.;

Самооцен
ка с
использов
анием
«Оценочн
ого
листа»;

28.02.202 Игровая имитация особенностей Устный
3
опрос;
игры на органе (во время
07.03.202 слушания).;
3

0

1
10

модулю
Модуль 12. Классическая музыка
12. Композитор 2
0
0
1. ы — детям
Итого по
2
модулю
ОБЩЕЕ
33
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

16.05.202
3

0

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата изучения

всег контроль практич По плану
о
ные
еские
работы
работы

По факту

Виды, формы
контроля

1.

Композитор

1

0

0

07.09.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Исполнит
ель —
слушател
ь

1

0

0

14.09.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

Композиторы —
детям

1

0

0

21.09.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

4.

Оркестр

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

5.

Весь мир звучит

1

0

0

05.10.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

6.

Звукоряд

1

0

0

12.10.2022

Письменный
контроль;

7.

Звукоряд

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос;

8.

Размер

1

0

0

26.10.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

9.

Главный
музыкальный
символ

1

0

0

09.11.2022

Письменный
контроль;

10. Главный
музыкальный
символ

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

12

11. Русский фольклор

1

0

0

23.11.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12.

Русский фольклор

1

0

0

30.11.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

13.

Русские
народные
музыкальн
ые
инструмент
ы

1

0

0

07.12.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14.

Народные
праздники

1

0

0

14.12.2022

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

15.

Народные
праздники

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос;

16.

Народные
праздники

1

0

0

11.01.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17.

Первые
артисты,
народный
театр

1

0

0

18.01.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

18.

Звукоряд

1

0

0

25.01.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

19.

Интонация

1

0

0

01.02.2023

Письменный
контроль;

20.

Ритм

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

21.

Край, в
котором мы
живем

1

0

0

15.02.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

13

22.

Край, в
котором мы
живем

1

0

0

01.03.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23.

Жанры
музыкального
фольклора

1

0

0

15.03.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

25.

Танцы, игры и
веселье

1

0

0

05.04.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

26.

Ритмический
рисунок

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

27.

Ритмический
рисунок

1

0

0

19.04.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

28.

Музыкальный язык 1

0

0

26.04.2023

Зачет;

29.

Музыка наших
соседей

1

0

0

03.05.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

30.

Музыкальный язык 1

0

0

10.05.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

31.

Инструмент
альная
музыка в
церкви

1

0

0

17.05.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

32.

Композиторы —
детям

1

0

0

24.05.2023

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14

33.

Композиторы —
детям

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

33

0

0

23.05.2023

15

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка (в 2 частях, 1 класс /Бакланова Т.И., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://nachalka.info/

16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Плакаты, стенды, карточки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
0

17

18


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».