РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель программы Кендиенова Светлана Алексеевна с.Паспарта, 2023г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная 2 установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 3 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю). 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наимено вание п/ разделов п и тем програм мы Количество часов Репертуар все контрол практич для го ьные еские слушан работы работы ия для пения Дата Виды деятельности изучени для музицир я ования Виды, Электронн формы ые контроля (цифровые) образовате льные ресурсы Исполне ние песни «Улыбк а» Летучий 06.09.202 Освоение правил поведения на 2 концерте; корабль – песня водяног о Устный опрос; Модуль 1. Классическая музыка 1.1 Компози . тор — исполнит ель — слушател ь 2 0 0 Геннади й Гладков – Песенка друзей 1.2 Композитор 1 . ы — детям 0 0 «Сладка «Детски я греза»; й альбом» 1.3 Оркестр . 1 0 0 Когда мои друзья со мной Итого по 4 13.09.202 Музыкальная викторина.; 2 http://www.u roki.net Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 20.09.202 Работа по группам — сочинение Самооцен http://www.u 2 roki.net своего варианта ритмической ка с партитуры; использов анием «Оценочн ого листа»; 5 модулю Модуль 2. Музыкальная грамота 2.1 Весь мир . звучит 1 0 0 "Первы й раз в первый класс" 27.09.202 Игра — подражание звукам и 2 голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 2.2 Звукоряд . 2 0 0 «Дети солнца» . 04.10.202 Разучивание и исполнение 2 вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 2.3 Размер . 1 0 0 «Потан цуй со мной, дружок ». 11.10.202 Пение с названием нот, игра на 2 металлофоне звукоряда от ноты «до».; Письменн ый контроль; Итого по модулю 4 18.10.202 Просмотр видеозаписей парада, 2 церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого С.В. Рахмани нов «Италья нская полька» Модуль 3. Музыка в жизни человека 3.1 Главный . музыкальн ый символ 2 0 0 Моя Россия 6 символами страны; Итого по модулю листа»; 2 Модуль 4. Народная музыка России 4.1 Русский 2 0 0 . фольклор 4.2 Русские 1 . народные музыкальн ые инструмент ы 0 0 4.3 Народные . праздники 3 0 0 4.4 Первые . артисты, народный театр 1 0 0 Итого по 7 Русские народны е частушк и Изучени е народны х песен алтайск ие народны е песни 25.10.202 Участие в коллективной 2 традиционной музыкальной игре.; Устный опрос; 08.11.202 Двигательная игра — 2 импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 15.11.202 Участие в народных гуляньях на Самооцен 2 улицах родного города, посёлка; ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 22.11.202 Просмотр фильма/ мультфильма, Письменн 2 фрагмента музыкального ый спектакля. Творческий проект — контроль; театрализованная постановка; 7 модулю Модуль 5. Музыкальная грамота 5.1 Звукоряд 1 0 0 . С.В. Рахмани нов «Италья нская полька» 29.11.202 Знакомство с элементами 2 нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.; Тестирова ние; 5.2 Интонация 1 . 0 0 вместе весело шагать Л. Книппер а «Почем у медведь зимой спит?». 06.12.202 Разучивание, исполнение 2 попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 5.3 Ритм . 0 0 П.И. Чайковс кий "Вальс цветов" "Почем у медведь зимой спит" 13.12.202 Исполнение, импровизация с 2 помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 20.12.202 Просмотр видеофильма о 2 культуре родного края.; Устный опрос; 1 Итого по 3 модулю Модуль 6. Народная музыка России 6.1 Край, в 2 0 0 . котором ты живёшь Слушан "Наш ие песни край" "Наш край" 8 http://nachalk a.info/ 6.2 Жанры 1 . музыкально го фольклора 0 0 Итого по 3 модулю Модуль 7. Музыка в жизни человека 7. Какой же 1 0 0 1. праздник без музыки? 7. 2. Танцы, игры и веселье 1 0 0 Итого по 2 модулю Модуль 8. Музыкальная грамота 8. Ритмически 2 0 0 1. й рисунок Скорого ворки "Марш" из балета "Щелкун чик" Струве "Пестры й колпачок " И. Штраус "Трик Трак" «Разные ребята" 9 27.12.202 Импровизации, сочинение к ним 2 ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах).; Самооцен http://nachalk a.info/ ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 10.01.202 Диалог с учителем о значении 3 музыки на празднике; Самооцен http://nachal ka.info/ ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 17.01.202 Проблемная ситуация: зачем 3 люди танцуют?; Устный опрос; 24.01.202 Исполнение, импровизация с 3 помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 8. 2. Музыкальн 1 ый язык 0 0 Итого по 3 модулю Модуль 9. Музыка народов мира 9. Музыка 1 0 0 1. наших соседей Итого по 1 модулю Модуль 10. Музыкальная грамота 10. Музыкальн 1 0 0 1. ый язык Итого по 1 модулю Модуль 11. Духовная музыка 11. Инструмент 1 0 1. альная музыка в церкви Итого по Слушан ие песни "Бабушк аи дедушка " 31.01.202 Составление музыкального 3 словаря; Устный опрос; «Я граждан ин России» 07.02.202 Музыкальная викторина на 3 знание тембров народных инструментов.; Устный опрос; "Конек- Валенти горбунок нки " 14.02.202 Использование элементов 3 музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 28.02.202 Игровая имитация особенностей Устный 3 опрос; игры на органе (во время 07.03.202 слушания).; 3 0 1 10 модулю Модуль 12. Классическая музыка 12. Композитор 2 0 0 1. ы — детям Итого по 2 модулю ОБЩЕЕ 33 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 16.05.202 3 0 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата изучения всег контроль практич По плану о ные еские работы работы По факту Виды, формы контроля 1. Композитор 1 0 0 07.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 2. Исполнит ель — слушател ь 1 0 0 14.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 3. Композиторы — детям 1 0 0 21.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 4. Оркестр 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 5. Весь мир звучит 1 0 0 05.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 6. Звукоряд 1 0 0 12.10.2022 Письменный контроль; 7. Звукоряд 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 8. Размер 1 0 0 26.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 9. Главный музыкальный символ 1 0 0 09.11.2022 Письменный контроль; 10. Главный музыкальный символ 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 12 11. Русский фольклор 1 0 0 23.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12. Русский фольклор 1 0 0 30.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 13. Русские народные музыкальн ые инструмент ы 1 0 0 07.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 14. Народные праздники 1 0 0 14.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 15. Народные праздники 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 16. Народные праздники 1 0 0 11.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17. Первые артисты, народный театр 1 0 0 18.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 18. Звукоряд 1 0 0 25.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 19. Интонация 1 0 0 01.02.2023 Письменный контроль; 20. Ритм 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 21. Край, в котором мы живем 1 0 0 15.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 13 22. Край, в котором мы живем 1 0 0 01.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 23. Жанры музыкального фольклора 1 0 0 15.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 24. Какой же праздник без музыки? 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 25. Танцы, игры и веселье 1 0 0 05.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 26. Ритмический рисунок 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 27. Ритмический рисунок 1 0 0 19.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 28. Музыкальный язык 1 0 0 26.04.2023 Зачет; 29. Музыка наших соседей 1 0 0 03.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 30. Музыкальный язык 1 0 0 10.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 31. Инструмент альная музыка в церкви 1 0 0 17.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 32. Композиторы — детям 1 0 0 24.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 14 33. Композиторы — детям ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 33 0 0 23.05.2023 15 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка (в 2 частях, 1 класс /Бакланова Т.И., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://nachalka.info/ 16 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Плакаты, стенды, карточки ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 0 17 18