Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель биологии Кадранова Чечек Юрьевна с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н. И. Сонина (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс). Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин -М.:Дрофа,2014. Цели обучения: Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы; Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов. Задачи обучения: Формирование целостной научной картины мира; Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; Овладение научным подходом к решению различных задач; 2 Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно. Содержание программы учебного предмета РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов Тема 1.1. Основные свойства живых организмов Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2. Химический состав клеток 3 Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. • Лабораторные работы: 1. Определение состава семян пшеницы. 2. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. • Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*, Тема 1.4. Ткани растений и животных Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. • Лабораторная работа 4. Ткани живых организмов*. Тема 1.5. Органы и системы органов 4 Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. • Лабораторная работа 5. Распознавание органов у растений и животных. Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма Тема 2.1. Питание и пищеварение Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. 5 • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений. Тема 2.2. Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3. Передвижение веществ в организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). • Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*. • Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека. Тема 2.4. ) Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5. 6 Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. • Лабораторная работа 6. Разнообразие опорных систем животных. • Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. Тема 2.6. Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. •Лабораторные и практические 7. Движение инфузории туфельки. работы 1. Перемещение дождевого червя. Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. Тема 2.8. Размножение 7 Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. • Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений*. • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий. Тема 2.9. Рост и развитие Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. • Лабораторная работа. 1. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*. • Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян. РАЗДЕЛ 3 Организм и среда Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. 8 • Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. • Демонстрация моделей экологических систем и младшим товарищам. 9 № Тема урока Дата проведения. живых организмов. Основные 1 Многообразие организмов. 2 3 4 Химический состав клетки Строение растительной клетки Строение животной клетки 1 1 1 10.09 17.09 24.09 5 Деление клетки 1 01.10 6 Ткани растений 1 08.10 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Ткани животных Органы цветковых растений. Корень. Побег. Лист. Цветок и плод. Строение семян. Органы и системы органов животных Организм как единое целое Обобщение по теме. «Строение живых организмов» Почвенное и воздушное питание растений Питание животных Дыхание растений Дыхание животных Передвижение \веществ у растений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 10 свойства Кол-во по плану часов живых 1 03.09.22 факт 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Передвижение веществ у животных Выделение у растений, у животных Обмен веществ и энергии Опорные системы растений и животных Движение животных в водной, наземной и воздушной среде Движение позвоночных животных. Движение растений Регуляция процессов жизнедеятельности организмов взаимосвязей с окружающей средой Бесполое размножениеРегуляция Половое размножение животных 1 1 21.01 28.01 1 1 1 1 их 1 04.02 11.02 18.02 25.02 04.03 1 1 11.03 18.03 1 1 1 позвоночных 1 25.03 08.04 15.04 22.04 1 29.04 и 31 Половое размножение растений Рост и развитие растений. Рост и развитие животных Ростовые вещества растений жизнедеятельности животных и их взаимосвязей с окружающей средой Эндокринная система и ее роль 32 Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов» 1 06.05 33 34 35 Среда обитания. Экологические факторы Природные сообщества Обобщение по теме «Организм и среда» 1 1 1 13.05 20.05 27.05 27 28 29 30 11 Требования к уровню подготовки учащихся В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения; формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.; формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека; уважительное отношение к старшим Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) 12 Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 13 Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; Понимать смысл биологических терминов; Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; Знать: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие); характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания. 14 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего; Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними; Проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 15 Литература. 1. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014. 2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014. Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций) 1. Ботаника. Электронный атлас для школьника 6-7 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004 2. Растительный мир. 5000 фотографий 3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006 4. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы 5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение, Новый диск. 2001 6. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004 7. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004 16 Лист корректировки тематического планирования Дата Наименование разделов и тем проведения урока Причина корректировки 17 Способ корректировки Согласование зам. директора по УВР