Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель информатики Суртаева Солунай Артуровна с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка. Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу: 1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г); 2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 3) основная образовательная программа ООО для 5-9 классов (Приказ от 30.08.2019г № 115); 4) авторской программы Угриновича Н.Д. (книга «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.»). 5) Учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс. Н.Д. Угринович.- Бином. Лаборатория знаний, 2018 Базисный учебный план на изучение информатики в 9 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 34 урока. По учебному плану МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г.Калкина» в 2022-2023 учебном году предусматривается в 9 классе 34 учебные недели. Тематическое планирование курса информатики составлено в соответствии с учебным планом школы. 2 Цели изучения предмета: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий; Задачи: сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы; познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором. изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации. сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права. 3 Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; 4 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об 5 алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права . Основы алгоритмической культуры Выпускник научится: понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем; строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды); составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); использовать логические значения, операции и выражения с ними; понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее. 6 Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: базовым навыкам работы с компьютером; использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. Выпускник получит возможность: познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.). Работа в информационном пространстве Выпускник научится: базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач; организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основам соблюдения норм информационной этики и права. Выпускник получит возможность: познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете; 7 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; получить представление о тенденциях развития ИКТ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 8 Содержание учебного предмета, курса в 9 классе 1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектноориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic. Практические работы: Практическая работа 1.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Практическая работа 1.2. Проект «Переменные» Практическая работа 1.3. Проект «Калькулятор» Практическая работа 1.4. Проект «Строковый калькулятор» Практическая работа 1.5. Проект «Даты и время» Практическая работа 1.6. Проект «Сравнение кодов символов» Практическая работа 1.7. Проект «Отметка» Практическая работа 1.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 1.9. Проект «Слово-перевертыш» Практическая работа 1.10. Проект «Графический редактор» Практическая работа 1.11. Проект «Системы координат» Практическая работа 1.12. Проект «Анимация» Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации». 2. Моделирование и формализация Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное 9 решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Практические работы: Практическая работа 2.1. Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа 2.2. Проект «Графическое решение уравнения» Практическая работа 2.3. Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» Практическая работа 2.4. Проект «Распознавание удобрений» Практическая работа 2.5. Проект «Модели систем управления». Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация». 3. Логика и логические основы компьютера Алгебра логики. Логические высказывания и логические переменные. Логические функции. Законы логики. Упрощение логических функций. Таблицы истинности. Логические основы компьютера. Практическая работа 3.1. Таблицы истинности логических функций Практическая работа 3.2. Модели электрических схем логических элементов и, или, не Контрольная работа № 3 «Основы логики». 4. Информационное общество и информационная безопасность Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. 10 Календарно-тематическое планирование № Тема урока Количество Дата проведения часов по плану факт Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 1 Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители 1 05.09.22 2 1 12.09.22 1 26.09.22 4 Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа 1.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Линейный алгоритм. 1 03.10.22 5 Алгоритмическая структура «ветвление». 1 10.10.22 6 Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2. Проект «Переменные». Практическая работа 1.3. Проект «Калькулятор». Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа 1.4. Проект «Строковый калькулятор» Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа 1.5. Проект «Даты и время» Практическая работа 1.6. Проект «Сравнение кодов символов». Способы применения оператора выбора. Практическая работа 1.7. Проект «Отметка». 1 17.10.22 24.10.22 3 7 8 9 10 11 11 1 1 07.11.22 1 14.11.22 1 21.11.22 1 28.11.22 1 05.12.22 1 05.12.22 1 12.12.22 1 19.12.22 15 Способы применения оператора цикла с предусловием. Практическая работа 1.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 1.9. Проект «Слово-перевертыш» Способы применения оператора цикла с предусловием. Практическая работа 1.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 1.9. Проект «Слово-перевертыш» Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic. Практическая работа 1.10. Проект «Графический редактор». Системы координат в компьютерной системе. Практическая работа 1.11. Проект «Системы координат». Анимация. Практическая работа 1.12. Проект «Анимация» 1 26.12.22 16 Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации». 1 16.01.23 17 Моделирование и формализация Окружающий мир как иерархическая система. 1 Моделирование как метод познания. Практическая работа 2.1. Проект «Бросание мячика в площадку» 12 12 13 14 18 19 20 21 23.01.23 Материальные и информационные модели. Практическая работа 2.2. Проект «Графическое решение уравнения». Формализация и визуализация информационных моделей. 1 30.01.23 1 06.02.23 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа 2.3. Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 2.4. Проект «Распознавание удобрений» 1 13.02.23 1 20.02.23 12 31 Приближенное решение уравнений. Практическая работа 1 2.5. Проект «Модели систем управления». Экспертные системы распознавания химических веществ. 1 Информационные модели управления объектами 1 1 Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация». Логика и логические основы компьютера Алгебра логики. 1 Логические операции. Практическая работа 3.1. Таблицы 1 истинности логических функций Логические основы устройства компьютера. Практическая 1 работа 3.2. Модели электрических схем логических элементов и, или, не Сумматор двоичных чисел 1 Построение таблиц истинности для логических 1 выражений. 1 Контрольная работа № 3 «Основы логики». 32 33 34 Информационное общество и информационная безопасность Информационное общество. 1 15.05.23 Информационная культура. Перспективы развития ИКТ. 1 19.05.23 Итоговая контрольная работа. 1 22.05.23 22 23 24 25 26 27 28 29 30 13 27.02.23 06.03.23 13.03.23 20.03.23 10.04.23 17.04.23 24.04.23 06.05.23 08.05.23 13.05.23 Описание учебно -методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса. Учебно-методические пособия: 1. 1. Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 2. 2. Н.Д.Угринович. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1 3. II. Литература для учителя 4. 1. Н.Угринович. Преподавание курса информатики в основной и старшей школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 5. 2. Н.Угринович. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1 Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 6. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010. 8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 9. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010. Технические средства обучения: Компьютер, презентации. Программные средства Операционная система – Windows XP, Linux. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. 14 Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Wеb-страниц. Интернет ресурсы: 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. 2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал". 3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов» 5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 6. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий. 7. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. 8. http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал 10. http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал 11. http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации 12. http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования 13. http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования 14. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 15. http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ 16. http://www.km-school.ru - КМ-школа 17. http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика» /методические материалы/ 18. http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ 15 Дата проведения урока По плану Лист корректировки тематического планирования Тема урока Причина Способ корректировки Согласование с корректировки зам.директора по УВР Фактически 16