2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и
реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого
находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
(ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов
функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа учебного курса
«Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление
содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
3
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование
стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 5 классов.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация
программы
предполагает
использование
форм
работы,
которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную
внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных
сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация
программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/),
материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а
4
также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего
коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию
школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
Осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
5
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа;
Готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
Осознание ценности самостоятельности и инициативы;
Наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;
Проявление интереса к способам познания;
Стремление к самоизменению;
Сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
Установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
Активное участие в жизни семьи;
Готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
Соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
Осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
Умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду;
6
Метапредметные результаты:
Владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнение,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
Владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной учебной задачи и критериев;
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
Эффективно запоминать и систематизировать информацию;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
7
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
8
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
9
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение в курс «Функциональная грамотность» (1 ч)
2. Модуль 1: «Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
3. Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч)
Мои увлечения
Растения и животные в нашей жизни (2ч)
Загадочные явления (2ч)
4. Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (6ч)
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на
примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями;
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать
разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые;
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего
нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны
креативные идеи;
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания; (2ч)
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы;
5. Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие (1ч)
6. Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4ч)
Путешествия и отдых
Транспорт
Здоровье
10
Домашнее хозяйство
7. Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4ч)
Собираемся за покупками: что важно знать
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
8. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность (2ч)
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
9. Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (6 ч)
Мы умеем дружить
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть
глобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое»
и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки» (2ч)
10.Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. (1ч)
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, тем
№
п/п
Количество часов
1 Введение в курс «Функциональная грамотность
1
2 Модуль 1: «Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию»
3 Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Наука рядом»
5
4 Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
5
5 Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие
5
1
6 Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни»
4
7 Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений»
4
8 Интегрированные занятия: Финансовая грамотность
2
9 Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами»
6
10 Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
1
ИТОГО
34
12
Формы организации внеурочной деятельности:
- мини-лекция,
- дискуссия,
- проектная деятельность,
- игры,
- беседы,
- тесты и анкетирование,
- круглые столы,
- экскурсии,
- викторина,
- конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений,
- выпуск газет, листовок.
Виды внеурочной деятельности:
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3.Проблемно-целостное общение.
13
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем
п/п
1.
Введение в курс «Функциональная грамотность
Плановые сроки
прохождения
Фактические сроки
прохождения
14.09
Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5ч)
2
3
4
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
21.09
28.09
05.10
5
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
12.10
6
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
19.10
Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5ч)
7
Мои увлечения
8
9
10
11
Растения и животные в нашей жизни
09.11
Растения и животные в нашей жизни
16.10
Загадочные явления
23.10
Загадочные явления
30.10
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5ч)
26.10
14
12
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на
примерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями
07.11
13
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать
разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые
14.11
14
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего
нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны
креативные идеи
21.11
15
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания
28.11
16
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания
18.01
17
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы
25.01
18
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное
занятие
01.02
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4ч)
19
Путешествия и отдых
08.02
15
20
Транспорт
15.02
21
22
Здоровье
Домашнее хозяйство
22.02
01.03
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4)
23
Собираемся за покупками: что важно знать
07.03
24
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
15.03
25
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
22.03
26
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
05.04
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность (2ч)
27
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
12.04
28
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
19.04
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (6 ч)
29
Мы умеем дружить
26.04
16
30
31
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть
глобально компетентным?
03.05
07.05
32
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и
«Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
17.05
33
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и
«Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
24.05
34
26.05
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
17