Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной
школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория
знаний, 2013 год, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» 2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего
образования. Программа нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
В связи с изменением учебного плана школы (предмет «Информатика» ранее не изучался), в программу внесены
изменения. С целью выполнения курса информатики в начальной школе, за счёт часов из темы «Повторение», вводится
углубленный материал по темам: «Компьютер как система», «Мир объектов», «Действия с информацией» и вводится
тема из курса 2 класса «Документ и способы его создания». В ходе повторения курса за 3-й класс, происходит изучение
соответствующих тем, что позволяет учащимся освоить программу «Информатика» за курс начального общего
образования.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика
начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных
компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных
навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов
представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
2
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных
технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося
использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение,
сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д..
Содержание курса информатики в 4 классе
Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной
школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир
моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными
понятиями.
Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе
необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети осваивают понятие
управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя
себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления.
3
Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный
результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их
связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между
объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А
это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в
современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются
предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и
упражнений.
№
п/
п
1
Тема (количество часов/контрольных работ)
Повторение.
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его
свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения
(звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);
классификацию по способу представления (текстовая, числовая,
графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а
компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события,
явления или предметы окружающей действительности называют
объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего
мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему;
что компьютер можно рассматривать как единую систему
взаимосвязанных устройств.
4
2
Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности;
основные источники получения информации; что одну и ту же
информацию можно представить разными способами: текстом,
рисунком, таблицей, символами.
Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося
источника; находить и называть отношения между объектами;
классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться
электронными средствами обучения для достижения цели решения
задачи.
Понятие, суждение, умозаключение.
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между
понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.
Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать
различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится
в определенных отношениях между собой; что существуют
симметричные и не симметричные понятия; для чего используют
диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями
(равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия
«истина» и «ложь».
Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной
действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир);
что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое
суждение и умозаключение.
Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий;
определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия,
делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями;
приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных
суждений; оценивать истинность высказывания.
5
3
4
Мир моделей.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель
действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель
алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях
моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о
понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и
« исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах
алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов:
текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от
исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя;
что такое компьютерная программа.
Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить
примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является
ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры
способов описания решения задачи; определять вид алгоритма;
приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в
текстовой и графической форме; использовать
электронные
образовательные ресурсы для решения поставленной задачи.
Управление.
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления.
Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления.
Результат управления. Современные средства коммуникации.
Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект
управления»; что управление объектами зависит от цели; что
управление может происходить с помощью управляющих воздействий
(словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может
осуществляться не только непосредственно, но и с помощью
6
современных средств коммуникации.
Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;
называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры
управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить
примеры современных средств коммуникации; пользоваться
электронными образовательными ресурсами для решения поставленной
задачи.
Итоговая контрольная работа.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание
компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и
ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК
«Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и
процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для
реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются
электронные образовательные ресурсы.
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного
комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения,
ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение
учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения
образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных
продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также
электронные учебники.
7
Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала,
использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории
и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель –
ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с
помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
8
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОРМАТИЕА В ИГРАХ И
ЗАДАЧАХ»
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения
учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует
ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на
восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не
только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и
слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах».
К личностным результатам можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
информационными и коммуникационными технологиями.
связанных
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах».
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
9
с
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и
классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах».
В результате изучения материала курса обучающиеся научатся:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных
предметов);
10
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у
разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
11
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
Информатика: учебник для 4 класса, ч. 1
Информатика: учебник для 4класса, ч. 2
Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
Информатика: контрольные работы для 4 класса
Информатика: методическое пособие для 4 класса
Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (http://school-collection.edu.ru)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8)
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЭОР «Фантазия» 2-4 классы
ЭОР «Мир информатики» - 1-4 классы
12
Календарно–тематическое планирование для 4 класса, 34 часа (1 час/нед.)
Дата проведения
№
урока
Тема
Урока
Количество
часов
план
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер
Техника безопасности при работе на компьютере
1
2
1
Человек в мире информации
05.09
1
Действия с данными
3
Объект и его свойства
4
Отношения между объектами
5
Компьютер как система
6
Документ и способы его создания Повторение.
Подготовка к контрольной работе
12.09
13
1
19.09
1
26.09
1
03.09
1
10.10
факт
Дата проведения
№
урока
Тема
Урока
Количество
часов
1
7
план
17.10
Повторение
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие
8
Мир понятий
1
24.10
1
07.11
1
14.11
1
21.11
9
Деление понятий
10
Обобщение понятий
11
Отношения между понятиями
12
Понятия «истина» и «ложь»
1
05.12
13
Суждение
1
12.12
14
факт
Дата проведения
№
урока
Тема
Урока
Количество
часов
14
Умозаключение
1
19.12
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»
1
26.12
15
Контрольный тест
1
09.01
16
1
16.01
план
Глава 3. Мир моделей
Модель объекта
17
Правила ТБ
18
Текстовая и графическая модели
1
23.01
19
Алгоритм как модель действий
1
30.01
20
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
1
06.02
21
Исполнитель алгоритма
1
13.02
22
Компьютер как исполнитель
1
20.02
15
факт
Дата проведения
№
урока
Тема
Урока
Количество
часов
23
Повторение по теме «Мир моделей»
1
27.02
24
Контрольный тест по теме «Мир моделей»
1
05.03
1
12.03
1
19.03
1
02.04
план
Глава 4. Управление
25
Кто кем и зачем управляет
26
Управляющий объект и объект управления
Правила ТБ.
27
Цель управления
28
Управляющее воздействие
1
09.04
29
Средство управления
1
16.04
30
Результат управления
1
23.04
31
Современные средства коммуникации
1
30.04
32
Повторение по теме «Управление»
1
07.05
16
факт
Дата проведения
№
урока
Тема
Урока
Количество
часов
33
Контрольный тест по теме «Управление»
1
14.05
34
Итоговая зачетная работа
1
21.05
17
план
факт
Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока
По плану
Тема
урока
Причина
корректировки
Фактически
18
Способ корректировки Согласование с
зам.директора по
УВР