1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» 8 класса составлена на основе авторских учебных
дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся
общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–
9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Реализация программы «Основы финансовой грамотности» для 7 - 8 классов обеспечена электронным
пособием для учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и Липсиц И.В.,
Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольно-измерительными материалами.
Цели предмета «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной
позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7 - 8 классов;
- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших
сфер финансовых отношений;
- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый
орган, бизнес, пенсионная система и др.
Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности»:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание
благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
2
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая
запас знаний, дети могут применять их на практике.
В 8 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.
Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии,
обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе
изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки
поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря
развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает
осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая
некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные
потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать
внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать,
что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным
умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на
более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных
носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в
расширенном круге финансовых отношений.
Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное,
законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг
финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
3
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (8 класс, 34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов
населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи,
контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная
масса. Способы влияния государства на инфляцию.
Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.
Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня
благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные
ежемесячные траты семьи и личные трат.
Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит.
Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых
услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.
Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги.
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками.
Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.
Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия.
Банковские операции. Виды банковских операций.
4
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и
участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с
взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные
учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере
финансов;
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение
простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы,
схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
5
• овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно
этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые
идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников
6
Тематическое планирование
курса «Основы финансовой грамотности» 8 класс
Раздел. Тема.
Введение в
курс «Основы
финансовой
грамотности».
Колво
часов
1
Содержательн ые единицы
программы
Творч. работа
-
Планируемые результаты
Практ икум
-
7
Введение в курс
«Основы
финансовой
грамотности».
Цели и задачи
курса. Что мы
уже знаем и
умеем? Что мы
будем изучать?
Выпускник научится:
ориентироваться на
перспективу в
совершенствовании своих
умений и навыков в
процессе внеурочной
деятельности.
получит возможность
научиться: планировать
свои действия, выполнять
творческие задания;
работать в группе;
применять знания,
высказывать собственные
суждения; проводить
анализ, сопоставлять,
рассуждать.
приобретёт
опыт: вступать в речевое
общение; работать с
Раздел 1.
Управление
денежными
средствами
семьи
15
4
6
8
Эмиссия денег,
денежная масса,
покупательная
способность
денег,
Центральный
банк, структура
различными источниками
информации;
организовывать свой
досуг и рационально
использовать время в
школе.
Выпускник научится:
понимать, что наличные
деньги не единственная
форма оплаты товаров и
услуг; роль денег в
экономике страны как
важнейшего элемента
доходов населения,
структура
доходов семьи,
структура личных
доходов,
человеческий
капитал,
благосостояние
семьи, контроль
расходов семьи,
семейный
бюджет: профицит,
дефицит,
личный бюджет.
Каким именно
образом в
современной
экономике
осуществляется
эмиссия денег. Из
чего состоит
денежная масса.
Способы влияния
государства на
инфляцию.
Структура доходов
населения России
и её изменение в
конце XX –
9
рыночной экономики;
влияние образования на
последующую карьеру и
соответственно на личные
доходы; что бесконтрольная
трата семейных доходов
лишает семью возможности
обеспечить устойчивость
своего благосостояния и
может привести к
финансовым трудностям
семьи; различие в
структуре семейного
бюджета расходов и её
изменения в зависимости от
возраста членов семьи и
других факторов;
необходимости
планировать доходы и расходы
семьи.
пользоваться дебетовой
картой;
определять причины роста
инфляции;
рассчитывать личный и
семейный доход; читать
диаграммы,
графики,
иллюстрирующие
начале XXI в.
Факторы,
влияющие в
России на
размер доходов из
различных
источников.
Зависимость
уровня
благосостояния от
структуры
источников
доходов семьи.
Статьи семейного
и личного
бюджета.
10
структуру доходов
населения или семьи;
различать личные
расходы и расходы семьи;
считать личные расходы и
расходы семьи как в
краткосрочном, так и в
долгосрочном периодах;
вести учёт доходов и
расходов;
развивать критическое
мышление.
устанавливать причинноследственные связи между
нормой инфляции и уровнем
доходов семей; использовать
различные источники для
определения причин инфляции
и её влияния на покупательную
Обязательные
ежемесячные
траты семьи и
личные трат.
11
способность денег,
имеющихся в наличии;
определять и оценивать
варианты повышения личного
дохода;
соотносить вклад в личное
образование и
последующий личный
доход;
сравнивать различные
профессии и сферы
занятости для оценки
потенциала извлечения
дохода и роста своего
благосостояния на
коротком и длительном
жизненном горизонте;
оценивать свои
ежемесячные расходы;
соотносить различные
потребности и желания с
точки зрения финансовых
возможностей;
определять приоритетные
траты; исходя из этого
строить бюджет на
краткосрочную и
долгосрочную
перспективы;
осуществлять анализ
бюджета и
оптимизировать его для
формирования
сбережений.
12
Раздел 2.
Способы повышения
семейного
благосостояния
9
4
2
13
Банк.
Инвестиционны й
фонд.
Страховая
компания.
Финансовое
планирование.
Основные виды
финансовых
услуг и
продуктов для
физических лиц.
Возможные нормы
сбережения по
этапам
жизненного цикла.
Выпускник научится:
понимать
принцип
хранения денег на
банковском счёте;
варианты использования
сбережения и
инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла
семьи; необходимости
аккумулировать
сбережения для будущих трат;
возможных рисков при
сбережении и
инвестировании.
рассчитывать реальный
банковский процент;
доходность банковского
вклада и др. операций;
анализировать договоры;
отличать инвестиции от
сбережений;
сравнивать доходность
инвестиционных
продуктов.
Искать необходимую
информацию на сайтах банков,
страховых
компаний и др.
финансовых
учреждений;
оценивать
необходимость
использования
различных
финансовых
инструментов
для
повышения
благосостояния
семьи;
откладывать деньги на
определённые цели;
выбирать рациональные
схемы инвестирования
семейных сбережений для
обеспечения будущих
крупных расходов семьи.
14
Раздел 3.
Семья и финансовые
организации: как
сотрудничать без
проблем
7
4
1
15
Банк.
Коммерческий
банк.
Центральный банк.
Виды
банковских
операций,
осуществляемы х
банками.
Необходимость
наличия у банка
лицензии для
осуществления
банковских
операций.
Выпускник научится:
понимать устройства
банковской системы, что
вступление в отношения с
банком должны
осуществлять по
действительной
необходимости и со знанием
способов взаимодействия; от
чего зависят курсы валют;
условия при которых семья
может выиграть, размещая
семейные
сбережения в валюте. уметь
читать договор с банком;
рассчитывать банковский
процент и сумму выплат по
вкладам;
находить актуальную
информацию на
специальных сайтах,
посвящённых созданию
малого (в том числе
семейного) бизнеса;
рассчитывать издержки,
доход, прибыль;
Итого
оценивать необходимость
использования
банковских услуг для
решения своих финансовых
проблем и проблем семьи;
необходимость наличия
сбережений в валюте в
зависимости от
экономической ситуации в
стране.
34
12
9
Поурочное планирование
«Основы финансовой грамотности». (8 класс, 34 часа)
Дата проведения
КолВид контроля
во
план
факт
часов
1 Введение в курс «Основы финансовой
1
Устный опрос
09.09.
грамотности».
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 часов) Тема 1. Происхождение
денег. (4 часа)
2 Контрольная работа
Письменная работа
16.09
№
3
4
5
Тема занятия
Деньги: что это такое?
Современные деньги
Что может происходить с деньгами и
как это влияет на финансы нашей
1
1
1
Практикум
Творч.работа
Устный опрос
16
23.09
30.09
07.10
семьи
Наличные, безналичные, фальшивые
1
Практикум
деньги.
Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 часа)
7 Какие бывают источники доходов
1
Устный опрос
6
От чего зависят личные и семейные
доходы
9 Что такое налоги и зачем их платить
8
Практикум
1
1
Устный опрос
14.10
21.10
06.11
11.11
Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)
10 Как контролировать семейные
1
Устный опрос
18.11
расходы и зачем это делать?
11 Расходы семьи
1
Практикум
25.11
Тема 4. Построение семейного бюджета (6 часов)
12 Что такое семейный бюджет и как его
1
Устный опрос
02.12
построить
13 Как оптимизировать семейный
1
Устный опрос
09.12
бюджет
14 Семейный бюджет
1
Практикум
16.12
Письменная работа
23.12
15 Контрольная работа за первое
1
полугодие
16 Итоговая работа по разделу
1
Творч.работа
14.01
«Управление денежными средствами
семьи »
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (9 часов)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 часа)
17 Для чего нужны финансовые
организации
18 Как увеличить семейные расходы с
использованием финансовых
Творч.работа
1
1
Устный опрос
17
20.01
27.01
организаций
19 Чем поможет страхование
1
Практикум
03.02
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (6 часов)
20 Для чего нужно осуществлять
1
Устный опрос
10.02
финансовое планирование
21 Как осуществлять финансовое
1
Устный опрос
17.02
планирование на разных жизненных
этапах
22 Что такое пенсия и как сделать её
1
Практикум
24.02
достойной
23 Какие бывают финансовые риски
1
Творч.работа
03.03
24 Что такое финансовые пирамиды
1
Творч.работа
10.03
25 Итоговая работа по разделу «Способы
1
Устный опрос
17.03
повышения семейного
благосостояния».
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов) Тема 7. Банки и их роль
в жизни семьи (7 часов)
26 Что такое банк и чем он может быть
1
Устный опрос
24.03
вам полезен
27 Банки в родном городе
1
Творч.работа
07.04
28 Польза и риски банковских карт
1
Устный опрос
14.04
29 Что такое валютный рынок и как он
устроен
30 Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте
31 Что такое бизнес
32 Как создать свое дело
1
Практикум
21.04
1
Творч.работа
28.04
1
1
Творч.работа
Устный опрос
05.05
12.05
33 Промежуточная аттестация.
Контрольная работа.
1
Письменная работа
19.05
18
34 Итоговая работа по разделу «Семья и
1
финансовые организации: как
сотрудничать без проблем»
Итого 34 часа
Устный опрос
26.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по «Основы финансовой
грамотности».
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.— М.: ВИТАПРЕСС, 2020.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: учебная программа.—
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2021.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: материалы для
родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
19
8 классы Литература:
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
20
3. Липсиц
И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные
измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология.
Менеджмент»
21
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
22