Учебный план начального общего образования
при шестидневной учебной неделе
Пояснительная записка
Учебный план основной образовательной программы начального общего
образования МКОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» (далее – учебный план)
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся при пятидневной учебной неделе в 1-м классе и шестидневной учебной
неделе во 2–4-х классах, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный план МКОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им.
А.Г. Калкина» разработан на основании следующих документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012г. №273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.21 г.
№ 286 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного
стандарта начального общего образования».
3. Федеральной образовательной программы начального общего
образования (приказ Минпросвещения от 18 мая 2023 г. №372).
4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образована и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования».
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования»
6. Письмом Министерства образования и науки Республики Алтай от
19.08.2022 г. под №01-09/5331 «О рекомендуемых объемах часов на изучение
учебных предметов «Родной (алтайский) язык, «Литературное чтение на родном
(алтайском) языке», «Родная (алтайская) литература».
7.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189.
8. Устава МКОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им.
А.Г. Калкина»
9. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Паспартинская
средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина»
2
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию
обучения.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана №
4
Федеральной
образовательной
программы,
утвержденной
приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 4 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в
режиме 6-ти дневной учебной недели. На обновленный ФГОС переходят 1, 2, 3, 4
классы.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов
составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Обучение на уровне начального общего образования организовано следующим
образом:
1-е классы – пятидневная учебная неделя;
2–4-е классы – шестидневная учебная неделя.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один в неделю – пять
уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 26 часов в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3345 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
3
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Русский язык и литературное чтение»;
«Родной язык и литературное чтение на родном языке»;
«Иностранный язык»;
«Математика и информатика»;
«Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»;
«Основы религиозных культур и светской этики»;
«Искусство»;
«Труд (Технология)»;
«Физическая культура».
В учебный план 4 класса включён 1 час в неделю на изучение учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля, изучаемого в
рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся и зафиксирован письменными заявлениями
родителей (законных представителей) обучающихся, а также
протоколом
родительского собрания. На основании произведённого выбора сформирована 1
группа обучающихся 4-х классов: одна по модулю «Основы светской этики ».
В условиях перехода с 1 сентября 2022 года на реализацию обновленных ФГОС
начального общего образования Министерство образования и науки Республики
Алтай рекомендует, необходимый объем часов на изучение учебных предметов
Алтай тил (Родной (алтайский) язык) и Литературалык кычырыш (Литературное
чтение (на алтайском языке)) включены в перечень обязательных предметов с
учетом преемственности реализации образовательных программ по данным
предметам в рамках ФГОС НОО 2009-2010 гг.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных
предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование
разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет);
4
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture
Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МКОУ
«Паспартинская СОШ», по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся:
- Алтай тил (Родной (алтайский) язык);
- Литературалык кычырыш (Литературное чтение (на алтайском языке))
На курсы внеурочной деятельности выделяется по 7 часов для каждого класса.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МКОУ «Паспартинская СОШ».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении
ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
возможностей МКОУ «Паспартинская СОШ»».
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372, и положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МКОУ
«Паспартинская СОШ»».
В первом классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится начиная со второго класса в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная
5
аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с
учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице.
Формы промежуточной аттестации
Классы Учебные предметы
Форма
Русский язык
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-е
Литературное чтение
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-е
Иностранный
(английский)
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
язык
2–4-е
Математика
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале, с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-е
Окружающий мир
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
Музыка
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
Изобразительное
Среднее арифметическое накопленных текущих
6
искусство
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
Труд (Технология)
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
Физическая культура
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
4-й
ОРКСЭ
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих
Алтай
тил
(Родной
оценок и результатов выполнения тематических
(алтайский) язык)
проверочных работ
2–3-и
Литературалык
Среднее арифметическое накопленных текущих
кычырыш (Литературное
оценок и результатов выполнения тематических
чтение (на алтайском
проверочных работ
языке))
2–4-е
Разговоры о важном
2–4-е
Становлюсь грамотным
читателем:
читаю, Текст в выбранном жанре
думаю, понимаю
Встроенное педагогическое наблюдение
7
Недельный учебный план начального общего образования
(1-й класс – пятидневная учебная неделя, 2–4-е классы – шестидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области Учебные предметы
Всего
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литературное чтение Литературное чтение
5
5
5
5
20
3
3
3
3
12
Алтай
тил
(Родной 1
(алтайский) язык)
2
2
2
7
1
1
1
4
язык –
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
–
Основы
религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики
–
–
1
1
Родной
язык
и
1
литературное чтение Литературалык
кычырыш
(Литературное
на родном языке
чтение (на алтайском
языке))
Иностранный
(английский)
Иностранный язык
Математика
информатика
Обществознание
и
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд (Технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
21
24
24
25
94
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
0
2
2
1
5
Алтай тил (Родной (алтайский) язык)
-
1
1
1
3
Литературалык кычырыш (Литературное чтение –
(на алтайском языке))
1
1
_
2
Всего в неделю
21
26
26
26
99
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
26
26
26
99
8
(для 1-го класса – при пятидневной учебной
неделе, для 2–4-х классов – при шестидневной)
в соответствии с действующими санитарными
правилами и нормами
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный период
693
884
884
884
3345
1
1
1
1
4
читаю, 1
1
1
1
4
Литературалык кычырыш (Литературное чтение 1
(на алтайском языке))
-
-
1
2
Алтай тил (Родной (алтайский) язык)
-
-
-
2
1
1
1
3
1
1
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Становлюсь грамотным
думаю, понимаю
читателем:
2
В мире информатики
Финансовая грамотность
Мой друг английский
1
Физическая культура
1
1
1
1
4
Орлята России
1
1
1
1
4
7
28
Театр в школе
2
Акварель
1
Итого на реализацию курсов внеурочной 7
деятельности
7
7
9
Годовой учебный план начального общего образования
(1-й класс – пятидневная учебная неделя, 2–4-е классы – шестидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области Учебные предметы
Всего
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литературное чтение
Литературное чтение
170
170
170
170
850
102
102
102
102
510
68
68
68
272
34
34
34
102
68
68
68
204
136
136
136
136
544
68
68
68
68
272
–
–
68
68
Алтай
тил
(Родной 68
(алтайский) язык)
Родной
язык
и
литературное чтение Литературалык
кычырыш
(Литературное
на родном языке
чтение (на алтайском
языке))
Иностранный
(английский)
Иностранный язык
Математика
информатика
и
язык –
Математика
Обществознание
и
естествознание
Окружающий мир
(Окружающий мир)
Основы религиозных
–
Основы
религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики
Изобразительное
искусство
68
68
68
68
272
Музыка
34
34
34
34
136
Технология
Технология
34
34
34
34
136
Физическая культура
Физическая культура
68
68
68
68
272
20
24
24
25
94
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
34
68
68
34
204
Алтай тил (Родной (алтайский) язык)
34
34
34
34
136
34
34
_
68
Литературалык кычырыш (Литературное чтение –
10
(на алтайском языке))
Всего в неделю
21
26
26
26
99
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
(для 1-го класса – при пятидневной учебной
неделе, для 2–4-х классов – при шестидневной)
в соответствии с действующими санитарными
правилами и нормами
26
26
26
99
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный период
693
884
884
884
3345
34
34
34
34
136
читаю, 34
34
34
34
136
Литературалык кычырыш (Литературное чтение 68
(на алтайском языке))
-
-
34
68
В мире информатики
34
34
34
102
34
34
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Становлюсь грамотным
думаю, понимаю
читателем:
Финансовая грамотность
Мой друг английский
34
34
Физическая культура
34
34
34
34
136
Орлята России
34
34
34
34
136
Театр в школе
68
Акварель
34
Итого на реализацию курсов внеурочной 238
деятельности
238
238
34
238
952
11