ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
2
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
4
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
5
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
7
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
8
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
9
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова
со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
10
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт;
щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный
мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.openclass.ru/
1
Общие сведения о языке
1
0
0
2
Фонетика и графика
6
2
4
3
Лексика
10
3
4
https://lesson.edu.ru/01/03
4
Состав слова
14
2
4
https://lesson.edu.ru/01/03
5
Морфология
19
3
5
http://suhin.narod.ru
6
Синтаксис
8
1
2
http://suhin.narod.ru
7
Орфография и пунктуация
50
2
1
http://schoolcollection.edu.ru/
8
Развитие речи
30
2
3
http://schoolcollection.edu.ru/
Резервное время
32
2
20
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
17
43
12
Открытый класс. .
http://www.openclass.ru/
Открытый класс. .
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА»
(АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
Дата изучения
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольны
е работы
Практичес
кие
работы
По плану
По
факту
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Язык как явление национальной
культуры. Многообразие
языкового пространства России и
мира. Наша речь и наш язык
1
0
0
02.09.2024
http://www.voron.box
mail.biz
2
Диалогическая форма речи
1
0
0
04.09.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
3
Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении слов
1
1
0
05.09.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
4
Текст
1
0
0
06.09.2024
5
Признаки текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений
в тексте; выражение в тексте
законченной мысли
1
0
0
07.09.2024
6
Тема текста
1
0
0
09.09.2024
7
Основная мысль
1
0
0
11.09.2024
8
Заглавие текста
1
0
0
12.09.2024
13
http://schoolcollection.edu.ru/
9
Подбор заголовков к
предложенным текстам
1
0
0
13.09.2024
10
Отработка умения подбирать
заголовки к предложенным
текстам. Отражение в заголовке
темы или основной мысли текста
1
0
0
14.09.2024
11
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка
1
0
0
16.09.2024
12
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг
1
0
1
18.09.2024
13
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений
1
0
0
19.09.2024
14
Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев
1
0
0
20.09.2024
http://nachalka.info/
15
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
абзацев
1
0
0
21.09.2024
http://nachalka.info/
16
Предложение как единица языка
1
0
1
23.09.2024
http://nachalka.info/
17
Предложение и слово
1
0
0
25.09.2024
http://nachalka.info/
18
Связь слов в предложении
1
0
0
26.09.2024
19
Связь слов в предложении
1
0
0
27.09.2024
20
Восклицательные и
невосклицательные предложения
1
0
0
28.09.2024
21
Повествовательные,
вопросительные, побудительные
1
0
0
30.09.2024
14
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
предложения
22
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
0
0
02.10.2024
23
Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и второстепенными
членами предложения
1
1
0
03.10.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
24
Резервный урок по разделу
синтаксис: установление связи
слов в предложении
1
0
0
04.10.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
25
Предложение: систематизация
знаний
1
0
0
05.10.2024
26
Слово и его значение
1
0
1
07.10.2024
27
Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту или с
помощью толкового словаря
1
0
0
09.10.2024
28
Однозначные и многозначные
слова
1
0
0
10.10.2024
29
Значение слова в словаре и тексте
1
0
0
11.10.2024
30
Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
1
0
0
12.10.2024
31
Синонимы
1
0
0
14.10.2024
32
Синонимы в тексте
1
0
0
16.10.2024
33
Антонимы
1
0
0
17.10.2024
15
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
34
Наблюдение за использованием
антонимов
1
0
0
18.10.2024
35
Резервный урок по разделу
лексика: работаем с толковым
словарем
1
0
0
19.10.2024
36
Обобщение знаний по разделу
«Лексика»
1
0
1
21.10.2024
37
Резервный урок по разделу
лексика: проверочная работа
1
1
0
23.10.2024
38
Однокоренные (родственные)
слова. Корень слова
1
0
0
24.10.2024
39
Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень слова
1
0
0
25.10.2024
40
Корень как часть слова
1
0
0
26.10.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
41
Корень как общая часть
родственных слов
1
0
0
06.11.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
42
Корень слова: обобщение знаний
1
0
0
07.11.2024
43
Окончание как изменяемая часть
слова
1
0
0
08.11.2024
44
Изменение формы слова с
помощью окончания
1
0
0
09.11.2024
45
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0
11.11.2024
46
Различение изменяемых и
неизменяемых слов (наблюдение)
1
0
1
13.11.2024
47
Суффикс как часть слова
1
0
0
14.11.2024
16
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
48
Суффикс как часть слова
1
0
0
15.11.2024
49
Роль суффиксов и приставок
1
0
0
16.11.2024
50
Состав слова: систематизация
знаний
1
0
0
1811.20234
51
Состав слова: обобщение
1
0
1
20.11.2024
52
Резервный урок по разделу состав
слова: Тренинг. Нахождение
однокоренных слов. Выделение
корня
1
0
1
21.11.2024
53
Резервный урок по разделу состав
слова: как образуются слова
(наблюдение)
1
0
0
22.11.2024
54
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
1
0
0
23.11.2024
55
Деление слов на слоги.
Использование знания алфавита
при работе со словарями
1
0
0
25.11.2024
56
Перенос слов по слогам
1
0
0
27.11.2024
57
Перенос слов по слогам:
закрепление
1
0
0
2811.2024
58
Различение звуков и букв.
Различение ударных и безударных
гласных звуков
1
0
0
29.11.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
59
Составление устного рассказа по
репродукции картины З.
Серебряковой "За обедом"
1
0
0
30.11.2024
http://schoolcollection.edu.ru/
17
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
60
Резервный урок по разделу
фонетика: различаем звуки и
буквы
1
0
1
02.12.2024
61
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы
1
0
1
04.12.2024
62
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
1
0
0
05.12.2024
63
Единообразное написание
гласных в корне
1
0
0
06.12.2024
64
Способы проверки написания
буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова
1
0
0
07.12.2024
65
Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова
1
0
0
09.12.2024
66
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне:
закрепление
1
0
0
11.12.2024
67
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в
корне слова
1
0
0
12.12.2024
68
Непроверяемые гласные в корне
слова
1
0
0
13.12.2024
69
Правописание слов с
проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными в корне
слова
1
0
0
14.12.2024
18
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
70
Списывание текста. Словарный
диктант
1
1
0
16.12.2024
71
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях
слов
1
0
0
18.12.2024
72
Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки.
Согласный звук [й'] и буква И
краткое. Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их
обозначения
1
0
0
19.12.2024
73
Знакомство с жанром
поздравления
1
0
0
20.12.2024
74
Функции мягкого знака
1
0
0
21.12.2024
75
Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки
1
0
0
23.12.2024
76
Выбор языковых средств для
ответа на заданный вопрос при
работе в паре (группе)
1
0
0
25.12.2024
77
Выбор языковых средств для
выражения собственного мнения
при работе в паре (группе)
1
0
0
26.12.2024
78
Повторение алгоритма
списывания текста
1
0
0
27.12.2024
79
Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне
1
1
0
28.12.2024
19
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
слова)
80
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
1
13.01.2025
81
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Знаки
препинания в конце предложения"
с использованием электронных
образовательных ресурсов
1
0
1
15.01.2025
82
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Слог.
Перенос слов" с использованием
электронных образовательных
ресурсов
1
0
1
16.01.2025
83
Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова
1
0
0
17.01.2025
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
0
0
18.01.2025
85
Выбор языковых средств для
ведения разговора: начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)
1
0
0
20.01.2025
86
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением)
1
0
0
22.01.2025
87
Гласные после шипящих в
1
0
0
23.01.2025
20
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
сочетаниях ча, ща, чу, щу
88
Диктант на изученные правила
(гласные после шипящих,
сочетания чк, чн, чт)
1
1
0
24.01.2025
89
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
по рисунку на тему "День
рождения"
1
0
0
25.01.2025
90
Парные и непарные по звонкости
- глухости согласные звуки
1
0
0
27.01.2025
91
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в
корне слова
1
0
0
29.01.2025
92
Обозначение парных по
звонкости-глухости согласных в
корне слова
1
0
0
30.01.2025
93
Способы проверки согласных в
корне слова
1
0
0
31.01.2025
94
Отработка правописания слов с
парным по глухости звонкости
согласным в корне слова
1
0
0
01.02.2025
95
Учимся писать буквы согласных в
корне слова
1
0
0
03.02.2025
96
Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне
слова
1
0
0
05.02.2025
97
Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
1
0
0
06.02.2025
21
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
98
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по
глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
0
0
07.02.2025
99
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.
1
0
0
08.02.2025
100
Списывание текста. Словарный
диктант.
1
1
0
10.02.2025
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
0
0
12.02.2025
102
Правописание слов с
разделительным мягким знаком
1
0
0
13.02.2025
103
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком
1
0
0
14.02.2025
104
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными
орфограммами
1
0
0
15.02.2025
105
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
1
0
0
17.02.2025
22
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с
разделительным мягким знаком" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
106
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях
слов
1
0
0
19.02.2025
107
Списывание текста. Словарный
диктант..
1
1
0
20.02.2025
108
Имя существительное как часть
речи
1
0
0
21.02.2025
109
Имя существительное:
употребление в речи
1
0
0
22.02.2025
110
Имя существительное: значение
1
0
0
24.02.2025
111
Имя существительное : вопросы
(«кто?», «что?»)
1
0
0
26.02.2025
112
Употребление прописной и
строчной буквы
1
0
0
27.02.2025
113
Составление устного рассказа по
репродукции картины И.
Шишкина "Утро в сосновом лесу"
1
0
1
28.02.2025
114
Прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички животных
1
0
0
01.03.2025
115
Прописная буква в именах
собственных: географические
названия
1
0
0
03.03.2025
23
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
116
Составление устного рассказа с
опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о
своем любимом домашнем
питомце по вопросам
1
0
0
05.03.2025
117
Имя существительное: изменение
по числам
1
0
0
06.03.2025
118
Число имён существительных
1
0
0
07.03.2025
119
Резервный урок по разделу
морфология: изменение по числам
имен существительных
1
0
0
10.03.2025
120
Объяснительный диктант на
изученные правила (орфограммы
корня, прописная буква и др.)
1
0
0
12.03.2025
121
Глагол как часть речи
1
0
0
13.03.2025
122
Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?
1
0
0
14.03.2025
123
Глагол: вопросы «что делать?»,
«что сделать?» и др.
1
0
0
15.03.2025
124
Единственное и множественное
число глаголов
1
0
0
17.03.2025
125
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста на тему пословицы
1
0
0
19.03.2025
126
Текст-повествование
1
0
0
20.03.2025
127
Особенности текстовповествований
1
0
0
21.03.2025
24
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
128
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся сочинять
текст-повествование. Составление
текста-повествования на тему
"Как приготовить салат"
1
0
0
22.03.2025
129
Обобщение знаний о глаголе
1
0
1
31.03.2025
130
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг. Отработка
темы "Глагол"
1
0
1
02.04.2025
131
Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)
1
1
0
03.04.2025
132
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
1
04.04.2025
133
Имя прилагательное как часть
речи
1
0
0
05.04.2025
134
Имя прилагательное: значение
1
0
0
07.04.2025
135
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
0
1
09.04.2025
136
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и множественное
число имен прилагательных
1
0
1
10.04.2025
137
Связь имени прилагательного с
именем существительным
1
0
0
11.04.2025
138
Текст-описание
1
0
0
12.04.2025
25
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
139
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
(рассказа или сказки) на тему
"Путешествие снежинки на
землю"
1
0
0
14.04.2025
140
Особенности текстов-описаний
1
0
0
16.04.2025
141
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся сочинять
текст-описание. Составление
текста-описания натюрморта
1
0
0
17.04.2025
142
Диктант на изученные
орфограммы в корне слова
1
1
0
18.04.2025
143
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
1
19.04.2025
144
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
0
0
21.04.2025
145
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление текста
по рисунку с включением в него
диалога. Практикум по овладению
диалогической речью
1
0
0
23.04.2025
146
Текст-рассуждение
1
0
0
24.04.2025
147
Особенности текстоврассуждений
1
0
0
25.04.2025
26
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
148
Предлог. Отличие предлогов от
приставок
1
0
0
26.04.2025
149
Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у,
о, об и др.
1
0
0
28.04.2025
150
Раздельное написание предлогов с
именами существительными
1
0
0
30.04.2025
151
Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление
1
0
0
05.05.2025
152
Части речи: обобщение. Тренинг
1
0
0
07.05.2025
153
Умение договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
1
0
0
12.05.2025
154
Резервный урок по разделу
морфология: части речи. Тренинг
1
0
0
14.05.2025
155
Различение текстов-описаний и
текстов-повествований
1
0
0
15.05.2025
156
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг. Отработка
темы "Предлоги"
1
0
0
16.05.2025
157
Части речи: систематизация
знаний
1
0
0
17.05.2025
158
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
1
0
0
19.05.2025
27
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
существительных в тексте
159
Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в
тексте
1
0
0
21.05.2025
160
Правописание слов с
орфограммами в значимых частях
слов: систематизация
1
0
0
22.05.2025
161
Правописание слов с
орфограммами в значимых частях
слов: обобщение
1
0
0
23.05.2025
162
Резервный урок по разделу
развитие речи: проверочная
работа
1
1
0
24.05.2025
163
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
"Правописание имен
собственных" с использованием
электронных образовательных
ресурсов
1
0
0
26.05.2025
164
Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имён
1
0
0
27.05.2025
28
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
существительных; правописание
парных по глухости-звонкости
согласны звуков в корне слова (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
165
Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким знаком (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
1
0
0
28.05.2025
166
Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими
звуками (с использованием
электронных образовательных
ресурсов)
1
0
0
29.05.2025
167
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
1
0
0
30.05.2025
29
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
168
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа
1
1
0
169
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа
1
1
0
31.05.2025
170
Контрольный диктант
1
1
0
31.05.2025
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
14
19
30
30.05.2025
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Справочные материалы, словари
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/
31
Лист корректировки тематического плана
Дата
проведения
По
По
плану факту
Тема урока
Причина
корректировки
32
Способ
корректировки
Согласование
с зам.
директора по
УВР
33