литература 7 класс

Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на
основе примерное Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.
Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М.: Просвещение). Соответствует основной
общешкольной программе МБОУ «Паспартинская СОШ имени А.Г Калкина».
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на
принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории
литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Цели и задачи. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование
духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации; постижение
учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на
понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Цели изучения литературы могут быть достигнуты
при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения
их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель
литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
2

словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В этой
возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения
осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и
индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней
структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно
поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной
литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по
литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX,
XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их
речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию
учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика
учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ
науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемнотематического принципов.
Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы,
поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Ведущая тема при изучении литературы в 7
классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В
программе соблюдена системная направленность. В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной
литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению
произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в
условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе
3

выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся. В программу
включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельного чтения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и
обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и
стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло¬щение в былине нравственных свойств
русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и
Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного
чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники
пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный
смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,
сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора.
Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней
Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
4

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
(отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание
труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...»,
«Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем
Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и
отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).
Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие
языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена:
размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по-вествования и как завет
будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие пред¬ставлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом
прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность
стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устно¬го народного творчества. Оценка героев с позиций на¬рода. Образы гусляров. Язык и стих
поэмы.
5

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной
гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,
связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться
навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и
его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого
противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении
пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора
человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и
обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
6

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых.
Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь
(развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти».
Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие
фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко¬мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы xx века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое,
здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.
Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство
характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни
человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта,
сострадание лирического героя стихотворения.
7

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое
стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и
ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты,
взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.
Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия,
бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в
душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и
городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф.
Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
8

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи
человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные
представления).
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне
круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в
рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от
зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества,
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

9

 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
 Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
10













процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить
логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных
задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и
зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных
родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
11











понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского
языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений,
классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие
произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании
художественных образов литературных произведений.

12

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

в 7 классе.

КолТема урока
во
часов
Введение. (1 ч) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная 1
проблема литературы
Устное народное творчество (6 ч )
Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об 1
исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник».
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного 1
труда героя- труженика.
Вн.чт. Былины об Илье Муромце. «Садко». Русские богатыри как выражение 1
национального представления о героях.
Карело-финский эпос «Калевала»
1
Французский эпос «Песнь о Роланде».
1
Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости
Древнерусская литература (2 ч +1)
Из «Похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха»
«Повесть о Февронии и Петре Муромских»-как образец житийного жанра ДРЛ.
Контрольная работа №1 по древнерусской литературе
Русская литература 18 века (2 ч)
М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»
Лирика Г. Р. Державина. «Признание», «Река времен в своём стремленьи…», «На
птичку»
Русская литература 19 века (29 +1 ч)
13

Дата проведения
по
по
плану
факту
05.09
05.09
09.09

09.09

12.09

12.09

16.09

16.09

19.09
23.09

19.09
23.09

1

26.09

26.09

1
1
1

30.09
03.10
07.10

30.09
03.10
07.10

1
1

10.10
14.10

10.10
14.10

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

А. С. Пушкин (6 ч)
А. С. Пушкин и русская история. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.
Лирика А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд» «Медный
всадник» (отрывок).
А.С.Пушкин – драматург. «Борис Годунов»
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» цикл «Повести Белкина»
Главные герои: Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
«Медный всадник» Тема Петра 1 в поэме.
М.Ю Лермонтов (4ч)
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»-поэма об историческом
прошлом России.
М.Ю.Лермонтов « Степан Калашникова – носитель лучших качеств русского
национального характера.
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова «Молитвы», «Ангел», «Когда
волнуется желтеющая нива». Р.Р Обучение анализу одного стихотворения.
Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Н.В.Гоголь (5 ч)
Н.В.Гоголяь История создания повести «Тарас Бульба».
Противопоставление Остапа и Андрия.
Образ Запорожской Сечи. Осада польского города Дубно.
Природа и люди в повести
Р.Р. сочинение: 1. Дружба и товарищество в повести
2. Измена и верность в повести
И.С.Тургенев (2 ч)
И.С.Тургенев. сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача»

14

1
1

17.10
21.10

17.10
21.10

.1
1
1
1

24.10
07.11
11.11
14.11

24.10
07.11
11.11
14.11

1

18.11

18.11

1

21.11

21.11

1

25.11

25.11

1

28.11

28.11

1
1
1
1

02.12
05.12
09.12
12.12

02.12
05.12
09.12
12.12

1

16.12

16.12

1
1

19.12
23.12

19.12
23.12

41

Н.А. Некрасов (2ч)
Н.А. Некрасов- поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»
Н.А.Некрасов Своеобразие лирики «Размышления у парадного подъезда».
«Несжатая полоса».
А.А.Фет (1 ч)
А.А.Фет. Стихотворение «Шёпот робкое дыханье», «Как беден наш язык»
А.К.Толстой (1ч)
А.К.Толстой «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
М.Е. Салтыков-Щедрин(2ч)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Образ писателя. «Повесть о том как мужик двух
генералов прокормил» как сатирическая сказка.
Паразитизм генералов. Трудолюбиеи сметливость мужика
Контрольная работа №4 по произведениям писателей XIX века
Л.Н. Толстой(2ч)
Л.Н. Толстой . Детство писателя. Автобиографический характер повести
«Детство»
Главы «Маман», «Что за человек мой отец?», «Классы»
Глава «Наталья Савишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.
А.П.Чехов (4ч)
А.П.Чехов – мастер жанра короткого рассказа «Хамелеон»
Вн.чт А.Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Стихи русских поэтов XIX века о природе.(2ч)
Край ты мой, родимый край. Стихи о родной природе

42
43

Русская литература 20 века (22 ч)
И.А.Бунин (2 ч)
И.А.Бунин Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».
И.А.Бунин «Лапти». Самоотверженная.

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

15

1
1

26.12
13.01

26.12
13.01

1

16.01

16.01

1

20.01

20.01

1

23.01

23.01

1
1

27.01
30.01

27.01
30.01

1

03.02

03.02

1

06.02

06.02

1
1

10.02
13.02

10.02
13.02

1

20.02

20.02

1
1

24.02
05.03

24.02
05.03

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

М.Горький (5ч)
М.Горький О писателе. Автобиографический характер повести «Детство»
Свинцовые мерзости жизни, изображенные в повести.
Яркое, здоровое, творческое в русской жизни на страницах повести «Детство»
М. Горький «Старуха Изергиль» отрывок из рассказа «Легенда о Данко»
Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького
Л.А Андреев (1 ч)
Л.Н.Андреев. Личность писателя. Рассказ «Кусака»
В.В.Маяковский. (2 ч)
В.В.Маяковский. Ранние стихотворения поэта.
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским на даче.
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
А. П.Платонов (2+1ч)
А.Платонов Личность писателя. Рассказ «Юшка»
Вн. чт. А.Платонов
В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка
писателя.
Сочинение «Нужны ли нам сочувствие и сострадание? » по произведениям
писателей 20 века
Б.Л. Пастернак.(1ч)
Б.Л. Пастернак. Лирика
А.Т. Твардовский (2ч)
А.Т. Твардовский художник с мудрым сердцем и чистой совестью Лирика
Вн. чт .Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом-участником
Великой Отечественной войны.
Ф.А.Абрамов ().1ч
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»
Е.И. Носов (1ч) «Кукла», «Живое пламя»
Ю.П.Казаков (1ч) «Тихое утро»
16

1
1
1
1
1

09.03
12.03
16.03
18.03
23.03

09.03
12.03
16.03
18.03
23.03

1

06.04

06.04

1

09.04

09.04

1

13.04

13.04

1
1

16.04
20.04

16.04
20.04

1

23.04

23.04

1

27.04

27.04

1
1

30.04
04.05

30.04
04.05

1
1
1

07.05
11.05
14.05

07.05
211.04
14.05

Д.С.Лихачев (1ч)
61
«Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи
1
18.05
18.05
62
М.М. Зощенко (1ч) «Беда»
1
21.05
21.05
63
Вн. чт. Стихи поэтов XX века «Тихая моя родина» В. Брюсов, Ф.Сологуб, 1
21.05
21.05
С.Есенин, Н. Заболоцкий, Н.Рубцов
Из литературы народов России.(1ч)
64
Расул Гамзатов. « Земля как будто стала шире» и др.
1
25.05
25.05
Зарубежная литература (5+1)
65
Р.Бернс «Честная бедность». Д.Г.Байрон. Лирика
1
25.05
25.05
66
Японские хокку М.Басе. К. Исса
1
27.05
27.05
67
О.Генри «Дары волхвов
1
28.05
28.05
68
Р.Д.Брэдбери «Каникулы»
1
28.05
28.05
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса
Учебно-методическое обеспечение
Программа реализуется с использованием учебно-методического комплекта:
Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. /
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина,
В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной –
М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и
дополн. - М.: ВАКО, 2005.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Для учащихся: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.
17

Лист корректировки.
№пп

Тема урока

Дата по плану

18

Дата по факту

Особенности оценивания:
I.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах
программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание
теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с
ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке
устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать
связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль
основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной
речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого
произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью,
ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного
класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения,
19

бедность выразительных средств языка.
II. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой
подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: умение раскрыть тему; умение использовать
языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и
правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая –
за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка
считается отметкой по литературе, вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной
мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При
оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и
грамматических.
Содержание и речь. Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 негрубая
орфографическая, или 1 негрубая пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
20

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Отметка
«4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. Отметка
«3» может выставляться при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других
имеются однотипные и негрубые ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.
«1» Работа отсутствует
Примечание:
21

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического
сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая
реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания,
хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных
учеником исправлениях.
III. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 77 – 89 %; «3» - 50– 77 %; «2»- менее 50 %.
IV. Оценка письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой
ошибки и одного недочета; 1 или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух
грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех
негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии
четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание:
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником
оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
работа над ошибками, устранение пробелов.
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное
выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если
возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том
22

случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил.
Формы и средства контроля
Основные формы контроля: сочинение (по данному тексту, эссе, стилизация, на свободную тему, синквейн), тест
(задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов), устный и
письменный ответ на вопрос (высказывание), устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый, с изменением
лица), характеристика героя (одного, групповая, сравнительная), отзыв, план сочинения или доклада,
подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), устный и письменный анализ текста,
выразительно чтение текста, выполнение проекта, выразительное чтение наизусть, самостоятельная работа,
проверочная работа, составление плана.
Произведения для заучивания наизусть и для самостоятельного чтения в соответствии с программой по
литературе: Литература под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, Просвещение.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».