Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа имени А. Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе для 8 класса Срок реализации 2022 - 2023 учебный год. Составитель программы: учитель русского языка и литературы Язарова Галина Исаковна. c. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.032012г № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации » № 286; ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021г, №287,с учётом примерной Программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014), рекомендованной Министерством образовании и науки РФ, и учебника 8 класса В.Я Коровиной и др.(М.: Просвещение, 2020) ) и в соответствии с основной образовательной программой ООО и учебным планом МБОУ «Паспартинская СОШ имени А. Г. Калкина». Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 8 класса. Уровень изучения - базовый. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов. Цели и задачи курса литературы в 8 классе Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; 2 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы. выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; 3 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); выполнение контрольных работ и письменных ответов на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; творческая работа по иллюстрации к произведению или портрету писателя; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; индивидуальная и коллективная проектная деятельность. 4 Планируемые результаты освоения предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Учащийся получит возможность для формирования: -оценивания собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. – потребности в самовыражении через слово. Метапредметные результаты Регулятивные Учащийся научится: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать ,корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Учащийся получит возможность научиться: Адекватной оценке трудностей. Адекватной оценке своих возможностей. 5 Познавательные Учащийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 6 - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные Ученик научится: - работать в группе; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. Ученик получит возможность научиться: - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности; - осуществлять коммуникативную рефлексию; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога. 7 Предметные результаты Учащийся научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы ; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Учащийся получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 8 Содержание учебного курса ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы.«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч) Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления)Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3+1 ч) Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении P.р (1 ч)Сочинение «Воспитание и образование в комедии «Недоросль» 9 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч) Александр Сергеевич Пушкин (13= 2ч) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Падение Белгородской крепости. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Р. р. (1ч ) Сочинение по роману «Капитанская дочка» 1. «В чем заключается ценность преданности?» 2.«Верность и предательство в жизни героев» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Р.р (1ч ) Сочинение «Что объединяет друзей?» Михаил Юрьевич Лермонтов (3+1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве .Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. 10 Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Р.р(1ч.) Сочинение «В чем Мцыри видит счастье» по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Николай Васильевич Гоголь (6+1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Р.Р(1ч) Сочинение «Актуальна ли комедия Н. В .Гоголя в 21 веке» «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель .«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателягражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на 11 официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой (1=1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Р.р.(1 ч)1. Сочинение «Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?»2. «Что дает человеку мечта?» Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч) А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Антон Павлович Чехов (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (6 ч) Александр Иванович Куприн (1=1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. 12 Р. р (1ч) Сочинение «Любовь в жизни человека». по произведениям Н.С Лескова, А.П. Чехова, ,А. И. Куприна Александр Александрович Блок (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме. О .Е. Мандельштам (1ч) Слово о поэте. «Бессонница .Гомер. Тугие паруса » Иван Сергеевич Шмелев (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документальнобиографическими (мемуары, воспоминания, дневники).Теория литературы. Мемуарная литература.. Михаил Андреевич Осоргин. 1ч Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений). Писатели улыбаются (2 ч) Журнал «Сатирикон».1ч Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект. Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений). Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».1ч Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе. Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой 13 Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект. Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления). Александр Трифонович Твардовский (3=1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).Сочинение · "Теркин — кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" Виктор Петрович Астафьев (2ч)Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). А. В. Жвалевский, Е .Б. Пастернак 1ч «Неудачница» Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.(обзор) 1ч=1ч Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений)..Р.р (1ч)Сочинение «Мое любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине) 14 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 =1ч) Уильям Шекспир (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. .Жан Батист Мольер (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии). Вальтер Скотт (1ч)Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). ИТОГОВЫЙ УРОК Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе . К.р (1) Итоговое тестирование по курсу изучения русской литературы 8 кл. Рекомендации по чтению книг летом . Календарно - тематическое планирование по № п/п Название раздела, тема урока русской литературе в 8 классе Колво 15 Дата Факт. часов 1 ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Русская литература и история 1 05.09 2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) Русские народные песни. (исторические и лирические) Частушки 1 06.09 3 Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». 1 12.09 1 13.09 1 1 1 19.09 20.09 26.09 1 27.09 1 1 1 03.10 04.10 10.10 1 1 2 11.10 17.10 18-24.10 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-15 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3=1ч) Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Анализ эпизодов комедии .Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Сочинение «Воспитание и образование в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч) АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (13=2 ч) А.С. Пушкин .Рассказ о писателе. История романа «Капитанская дочка» Формирование характера и взглядов Петра Гринева .Анализ 1и 2 глав. Проблема чести, достоинства ,нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав. Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав. Значение образа Савельича. Особенности композиции. Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав. 16 16 Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» 1 25.10 17 18-19 Образ Маши Мироновой ,ее душевная стойкость и нравственная красота. Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. P.P. Сочинение по роману «Капитанская дочка».1. «В чем заключается ценность преданности?» 2. «Верность и предательство в жизни героев» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Лирика А.С. Пушкина «Тучи» «19 октября» Сочинение «Что объединяет друзей?» Стихотворение «Я помню чудное мгновенье..» МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (3=1 ч) М.Ю. Лермонтов .Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтический герой. Воспитание в монастыре. Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В.Г. Белинский о «Мцыри». Р.Р Сочинение «В чем Мцыри видит счастье» по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (6=1ч) Н.В. Гоголя Слово о писателе. 1 2 07.11 08-14.11 1 15.11 1 1 1 21.11 22.11 28.11 1 05.12 1 1 06.12 12 .12 1 13.12 1 19.12 1 1 1 1 20.12 23.12 24.12 27.12 1 11.01. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» .История создания комедии . Хлестаков и хлестаковщина .Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии. Мастерство автора. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор »(«Актуальна ли комедия Н.В. Гоголя в 21 веке»)» Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека »в повести. 17 Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (3ч) М.Е. Салтыкова-Щедрина Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» Ирония писателя –гражданина ,бичующего основанный на бесправии народа строй. 1 12. 01 1 16. 01 1 17.01 Гротескные образы градоначальников. НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1ч) Н. С. Лесков Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 1 23. 01 1 24. 01 1 30.01 1 31.01 1 1 06.02 07.02 1 13.02 44 А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа( « Куст сирени») 1 14.02 45 Сочинение «Любовь в жизни человека» по произведениям Н.С Лескова, А. П. Чехова, А. И. Куприна 20.02 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1=1ч) Л.H. Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала» Образ рассказчика. Идея разделенности двух Россий. Сочинение 1.«Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?» 2. «Что дает человеку мечта?» ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (2 ч) Поэзия родной природы (.А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов ) Поэзия родной природы .( Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.Н. Майков ) АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1ч) Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (8ч) АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1-1ч) 18 1 46 АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1ч) А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в стихотворении «Россия». ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1 ч) О. Э. Мандельштам Слово о поэте.. «Бессоница. Гомер. Тугие паруса» ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1ч) И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»-воспоминание о пути к творчеству. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч) М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» Вн. чт. Журнал «Сатирикон».Сатирическое изображение исторических событий. 1 21.02 1 27..02 1 28.02. 1 1 06.03 07.03 М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) (2 ч) Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», Лев Ошанин «Дороги», А. Фатьянов «Соловьи» Ироническое повествование о прошлом современности ( Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». ) АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (3=1 ч) 1 13.03 1 14.03. 1 20.03. 54 55 56 А. Т. Твардовский поэт-гражданин .История создания поэмы «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине . Новаторский характер Василия Теркина .Картины жизни воюющего народа. 1 1 1 21.03 04.04 10.04 57 Сочинение "Теркин — кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (2ч) 1 11.04 58 Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой 1 17.04 47 48 49 50 51 52 53 19 59 60 меня нет» Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева. А. В. Жвалевский ,Е. Б. Пастернак «Неудачница» 1 1 18.04 24.04 РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2ч) 61 И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; 1 25.04 62 Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...» 1 02.05 Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без 1 15.05 России...»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...» 64 Р .р (1ч)Сочинение «Мое любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и 1 16.05 поэтов русского зарубежья о природе и Родине) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 =1ч) 65 Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. 1 22.05 Сонеты 66 Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на 1 23.05 дворянство и невежество буржуа 67 Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» 1 29.05 68 Итоговое тестирование по курсу русской литературы 8 кл. 1 30.05 Учебно-методическое обеспечение Для учащихся 1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014 2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2014. 63 20 3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007. 4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001. 5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000. 6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001. 7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007. Для учителя 1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014. 2.Литература: 8 кл.: Методические советы / Полухина В. П. – М.: Просвещение, 2014. 3.Поурочные разработки по литературе: ФГОС. 8 класс./ Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2016. 4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007. 5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004. 6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000. 7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001. 8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007. 9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока Тема урока Причина корректировки 21 Способ Согласование с зам. корректировки директора по УВР 22