РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 8 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
учитель физической культуры
Кадранов Станислав Юрьевич
с. Паспарта, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания
учащихся 1-11 классов. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич.
М.: Просвещение,
2011 г. Рекомендовано
МО РФ. При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же
участие школы в общешкольной Спартакиаде проводимой в течение всего учебного года по традиционным видам
спорта ( баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика ).
Место предмета в учебном плане. Количество часов в неделю по учебному плану. Общее количество часов в
соответствии с программой.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней
школе, в 5-11 классах на его преподавание отводится 3 часа в неделю (всего 102 часа в год). Третий час на
преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г.
№889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического
воспитания».
Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи физического воспитания учащихся 5-11 классов направлены:
•
на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические
упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния
стрессам;
•
на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями
и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
•
на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
2
на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки,
значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;
•
на углубленное представление об основных видах спорта;
•
на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
занятием любимым видом спорта в свободное время;
•
на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию
развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
•
Освоение обучающимися содержания программы по физической культуре предполагает следующие результаты:
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в зале, с недооснащением общеобразовательного
учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования
невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам: -Гимнастика
(упражнения на брусьях, на перекладине), В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на
вариативную часть, раздел гимнастики дополнен акробатикой и элементами ритмической гимнастики.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
учебник: Физическая культура 5-11 классы. В.И.Лях, А.А. Зданевич. М.: П., 2011г.
- методические рекомендации:
Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к
олимпиадам. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- М.: «Глобус» 2009 г.
Предусмотрены следующие формы, способы и средства оценки результатов обучения:
составление комбинаций двигательных действий на основе имеющегося опыта, с учетом
поставленной задачи;
поиск и использование дополнительной информации;
3
аргументированная оценка и самооценка выполнения двигательных действий, с учетом
предъявляемых требований;
овладение логическими действиями и умственными операциями;
использование теоретических знаний и практических навыков в игровой и соревновательной
деятельности.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тесты) для определения
развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и
пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и оценки заносятся в журнал (таблица прилагается).
Текущий учет и контрольные тесты являются основным видом проверки успеваемости учащихся по физической
культуре. Они отражают качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока.
Основное содержание курса
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и
умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности;
укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование
4
здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к
активной жизнедеятельности.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и
задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля
за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально-ориентированной и
оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из
современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих
упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в
избранном виде спорта.
Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание,
легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость,
ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к
участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении
здоровья; поддержание репродуктивной функции человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от
особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические
процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении
спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
5
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе
здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование
индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов
самоконтроля, освоенных ранее.
2. Легкая атлетика
Беговые упражнения: высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 30, 60, 100 м; эстафетный бег; кроссовый бег;
длительный бег;
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки в длину с места, прыжки в длину с 15-25 шагов разбега;
прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега;
Метание: метание мяча, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель, гранаты с места на дальность, с 4-5
бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из различных исходных
положений;
3. Гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом в движении; перестроение из колонны по одному в колонну по
два, по четыре, по восемь в движении;
Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и упорах; Опорные
прыжки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см);
Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа,
стоя, сед углом, группировки и перекаты; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее
освоенных элементов;
Лазанье: лазанье по гимнастической скамейке с помощью и без помощи ног на скорость; лазанье по гимнастической
стенке, лестнице с помощью и без помощи ног;
6
Элементы ритмической гимнастики, элементы стрейтчинговой гимнастики.
Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов; упражнения с
партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. 4.Спортивные игры (21 ч) Баскетбол
Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника (в различных построениях);
Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника;
Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника;
Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание,
выбивание, перехват, накрывание);
Совершенствование техники
перемещений,
владения мячом
и
развитие кондиционных и
координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;
На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и
защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра по
правилам;
Волейбол
Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач;
Совершенствование техники подач: варианты подач мяча;
Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку;
Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и
вдвоем), страховка;
Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и
защите;
7
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра
«пионербол», игра по правилам;
5. Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные; переход с хода на ход в
зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; преодоление подъемов и препятствий; элементы тактики
лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; прохождение дистанции 1, 2, 3 км;
Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности при занятиях
лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях;
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
•
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки,
развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных
ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
•
обучение основам базовых видов двигательных действий;
•
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм,
равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и
кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
•
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями
на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
•
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
•
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре,
соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
8
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными
видами спорта в свободное время;
•
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения,
капитана команды, судьи;
•
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
•
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,
чувства ответственности;
•
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
•
9
Тематическое планирование по физической культуре 8 класс
8 класс 1 четверть 24ч.
Дата проведения
№
Наименование разделов и тем
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Кол-во
часов
по плану
Рассказ о правилах безопасности на уроках легкой атлетики.
Контрольное троеборье.
Оценивание результата в беге на 30м. Совершенствование техники
низкого старта и стартового разгона.
Совершенствование низкого старта. Бег до 4мин с 2-3 ускорениями до
50м.
Оценивание прыжка в длину с места. Совершенствование обучению
старту и стартовому разгону. Бег 5мин с 2-3 ускорениями.
Совершенствование техники прыжка с разбега.
1
05.09.2023
1
06.09.
1
07.09.
1
12.09.
1
13.09.
Оценивание техники низкого старта. Повторение техники метания
мяча с разбега. Бег до 8мин с 2-3 ускорениями.
Оценивание результата в беге на 60мин. Игра «Старты с
преследованием». Бег до 8мин с 2-3 ускорениями до 80м.
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега, метание мяча
с разбега (разбег 4-5 шагов). Бег 9мин.
Оценивание результата по прыжкам в длину с разбега.
Совершенствование техники метания мяча с разбега.
1
14.09.
1
19.09.
1
20.09.
1
21.09.
10
факт
12
Оценивание результата в метании мяча на дальность с разбега.
Проведение 10мин бега с 2-3 ускорениями до 100м.
Проведение игры «футбол». Десятиминутный бег с 2-3 ускорениями
до 100м.
Оценивание результата в беге на 2000м. Игра «футбол».
13
14
Баскетбол 7ч.
Баскетбол: обучение броску по кольцу после ведения
Баскетбол: обучение штрафному броску двумя руками.
15
Баскетбол: обучение передачи в парах в движении одной рукой
1
05.10.
16
Совершенствование техники пройденных элементов в баскетболе.
1
10.10.
17
1
11.10.
1
12.10.
1
17.10.
20
Проведение игры-эстафеты с включением пройденных элементов
баскетбола.
Совершенствование бросков по кольцу после ведения, штрафной
бросок, передачи в парах.
Игра «Мяч в воздухе». Учебная игра в баскетбол 3х3 с заданием в
защите и нападении.
Волейбол: обучение технике передачи мяча сверху.
1
18.10.
21
Волейбол: обучение технике приема мяча в парах или тройках.
1
19 .10.
22
Волейбол: обучение нижней прямой подаче.
1
24.10.
23
Учебно-тренировочная игра в волейбол.
1
25.10.
24
Совершенствование техники пройденных элементов волейбола.
1
26.10.
10
11
18
19
8 класс 2 четверть
11
1
26.09.
1
27.09.
1
28.09.
03.10.
04.10.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Рассказ о технике безопасности на уроках гимнастики. Обучение
кувыркам вперед и назад.
Объяснение о самостраховке, страховке и помощи при выполнении
упражнения. Обучение: мальчики – длинный кувырок; девочки –
кувырок назад в полушпагат.
Закрепление с мальчиками длинного кувырка с места; с девочками –
разучивание переход с моста на одно колено.
Разучивание акробатическое соединение.
1
07.11
1
08.11
1
09.11
1
14.11.
Оценивание кувырка вперед и назад.
1
15.11.
Совершенствование акробатических упражнений.
1
16.11.
Оценивание: мальчики – длинный кувырок с прыжком с места; девочки 1
– кувырок назад в полушпагат. Совершенствование акробатического
соединения.
Оценивание: мальчики – стойку на голове и руках прогнувшись;
1
девочки – с моста переход на одно колено.
Совершенствование техники акробатического соединения.
1
21 11.
Оценивание акробатического соединения. Техника опорного прыжка.
1
28.11
1
29.11
Баскетбол 7ч.
35
Ведение и передачи мяча в движении с сопротивлением. Учебная игра.
12
22.11.
23.11.
36
37
Бросок мяча одной рукой от плеча с места.
1
30.11
Сочетание передач, ведения и бросков с сопротивлением. Учебная
игра.
1
05.12
Оценка техники броска одной рукой от плеча с места. Учебная игра.
1
06.12.
Передачи мяча одной рукой от плеча в движении в тройках с
сопротивлением. Учебная игра.
1
07.12.
Личная защита. Учебная игра.
1
12.12.
Игровые задания (2х2, 3х3,4х4).
1
13.12.
Волейбол 7ч.
Передачи мяча в парах. Игра по упрощенным правилам.
1
14.12.
Отбивание мяча кулаком через сетку. Игра по упрощенным правилам.
1
19.12.
1
20.12.
38
39
40
41
42
43
44
Нижняя прямая подача, прием мяча. Игра по упрощенным правилам.
13
45
46
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
1
21.12
Нападающий удар после передачи. Игра по упрощенным правилам.
1
26.12
Передачи мяча в тройках после перемещений.
27.12.
47
48
49
50
51
52
53
54
55
1
Игра по упрощенным правилам.
1
8 класс 3 четверть 33ч.
Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке.
28.12
1
09.01.
Скользящий шаг без палок и с палками
1
10.01.
Попеременный двухшажный ход
1
11.01.
Повороты переступанием в движении
1
16.01.
Подъем в гору скользящим шагом
1
17.01.
Повороты на спуске плугом
1
18.01.
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
1
23 .01.
14
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Подъем «полуелочкой»
1
24.01
Коньковый ход
1
25.01.
Торможение и поворот упором
1
30.01.
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы
1
31.01.
Одновременные ходы
1
01.02.
Попеременный двухшажный ход
1
06.02.
Коньковый ход
1
07.02.
Коньковый ход
1
08.02.
Прохождение дистанции до 4,5км
1
13.02.
Торможение и поворот упором
1
14.02.
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)
1
15.02.
Баскетбол 6ч.
Баскетбол: оценивание действий игрока в защите.
1
20.02.
66
67
15
Совершенствование техники попаданий в кольцо с линии штрафного
броска.
Баскетбол: оценивание штрафного броска по кольцу. Попадания в
кольцо после 5 проходов от кольца к кольцу.
Баскетбол: закрепление техники броска в кольцо с линии штрафного
броска. Учебно-тренировочная игра.
Баскетбол: закрепление техники броска в кольцо с линии штрафного
броска. Учебно-тренировочная игра.
Позиционное нападение со сменой места. Учебная игра.
1
21.02
1
22.02.
1
27.02.
1
28.02.
Оценка техники штрафного броска. Быстрый прорыв. Учебная игра.
1
29.03.
Волейбол (9 ч.)
Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрощенным
правилам
1
05.03.
Оценка техники передачи мяча над собой во встречных колоннах.
1
06.03.
Игра по упрощенным правилам
1
07.03.
76
Прием мяча после подачи.
1
12.03.
77
Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания
1
13.03
68
69
70
71
72
73
74
75
16
мяча.
78
79
Оценка техники приема мяча двумя руками снизу в парах
1
14.03
Комбинации из разученных элементов в парах.
1
19. 03
Передачи, прием мяча, подачи. Игра по упрощенным правилам.
1
20.03.
80
1
81
Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания
мяча.
8 класс 4 четверть 24ч.
Баскетбол 7ч.
Баскетбол: повторение различных передачи, бросков по кольцу после
82
ведения, штрафные броски.
83
84
21.03.
1
03.04
Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением.
1
04.04.
Оценка техники ведения мяча с сопротивлением. Учебная игра.
1
09.04.
Взаимодействие двух игроков через заслон. Учебная игра.
1
10.04.
85
17
86
Быстрый прорыв (2х1,3х2). Учебная игра.
1
11.04.
Взаимодействие игроков защите и нападении через заслон. Учебная
игра.
1
16.04.
Взаимодействие игроков защите и нападении через заслон. Учебная
игра.
1
17.04.
1
18.04.
Нижняя прямая подача, прием мяча. Игра по упрощенным правилам.
1
23.04
Оценка техники владения мячом, нападающего удара.
1
24.04
Нападающий удар в тройках через сетку. Игра по упрощенным
правилам.
1
25.04
Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам.
1
30.04
Легкая атлетика (12 ч.)
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
1
02.05
87
88
89
90
91
92
93
94
Волейбол (5 ч.)
Передачи в тройках, над собой. Игра по упрощенным правилам.
18
95
Повторить старт с опорой на одну руку.
1
07.05
96
Метание мяча с 3-5 шагов на дальность.
1
08.05
1
14.05
Метание мяча на результат.
1
15.05.
Низкий старт. Стартовый разгон. Бег 30 м.
1
16.05.
Бег 60 м на результат.
1
21.05.
Прыжок в длину способом «согнув ноги».
1
22.05.
Прыжок в длину на результат.
1
23.05.
97
98
99
100
101
102
Бег 60 м.
19
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу. В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной
школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
•
-основы истории развития физической культуры в России;
•
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания
физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с
разной функциональной направленностью;
•
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
•
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных
нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
•
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности
формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
•
•
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и
повышения физической подготовленности;
•
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших
спортивных сооружений и площадок;
•
20
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях
физическими уiiражнениями.
•
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
•
проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения
•
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения,
поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
•
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений,
добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
•
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;
•
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями,
оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
•
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами
с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
•
21
Демонстрировать
Физические
способности
Физические упражнения
мальчики девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
9,2
10,2
Прыжок в длину с места, см
190
165
Поднимание туловища из положения лежа на
спине, руки за головой, кол-во раз
30
25
Силовые
Выносливость
10 мин
8 мин 30 с 20
Кроссовый бег 2 км
с
Координация
Последовательное выполнение пяти кувырков, 10,0
с Бросок малого мяча в стандартную мишень,
12,0
м
14,0
10,0
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических движениях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого
старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов
совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с
22
использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с
места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места
по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов,
включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и
назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития
основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие
быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время
выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м,
прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из
видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей,
имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других
составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по
углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
23
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу. В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней
школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного
олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической
культуры и спорта высших достижений;
•
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных
привычек, ведении здорового образа жизни. Характеризовать:
•
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями
физическими упражнениями;
•
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими
упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной
направленности и контроля их эффективности;
•
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей
профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
•
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических
способностей на занятиях физической культурой;
•
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры,
содержания и направленности;
•
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и
развивающую эффективность. Соблюдать правила:
•
•
личной гигиены и закаливания организма;
24
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и
спортом;
•
•
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
•
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
•
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Проводить:
самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной
и оздоровительно-корригирующей направленностью;
•
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической
работоспособностью, осанкой;
•
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой
помощи при травмах и ушибах;
•
•
приемы массажа и самомассажа;
•
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
•
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
•
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
•
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Определять:
•
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую
работоспособность;
•
25
•
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Демонстрировать:
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Юноши
Физические упражнения
Девушки
Бег 30 м
5,0 с
5,4 с
Бег 100 м
14,3 с
17,5 с
Подтягивание из виса на высокой
перекладине
10 раз
—
Подтягивание в висе лежа на низкой
перекладине, раз
—
8 раз
Прыжок в длину с места, см
210 см
170 см
Кроссовый бег на 3 км
13 мин 50 с —
Кроссовый бег на 2 км
—
Двигательные умения, навыки и способности:
26
10 мин 00 с
В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые
мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта
бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м
(девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м
(юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой,
обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный
кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы
(юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по
одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного
комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических
способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с
целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков
физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
27
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м,
прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по
одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами
коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей,
имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно
лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий
вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению
одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
28
Литература.
1.Учебник: Т.В. Петрова, С.С.Петрова, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянская Физкультура: 8-9кл. –М.: Вентана-Граф, 2015г.
2. Учебное пособие С.Ф.Бурухин, Ярославль 2006г.
3. Рабочая программа по физической культуре. Авторы: В.И. Лях, А.А.Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г.
29