РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 8 класса на 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель физической культуры Кадранов Станислав Юрьевич с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г. Рекомендовано МО РФ. При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в общешкольной Спартакиаде проводимой в течение всего учебного года по традиционным видам спорта ( баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика ). Место предмета в учебном плане. Количество часов в неделю по учебному плану. Общее количество часов в соответствии с программой. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, в 5-11 классах на его преподавание отводится 3 часа в неделю (всего 102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи физического воспитания учащихся 5-11 классов направлены: • на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам; • на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; • на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; 2 на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности; • на углубленное представление об основных видах спорта; • на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время; • на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции. • Освоение обучающимися содержания программы по физической культуре предполагает следующие результаты: В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в зале, с недооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам: -Гимнастика (упражнения на брусьях, на перекладине), В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на вариативную часть, раздел гимнастики дополнен акробатикой и элементами ритмической гимнастики. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: учебник: Физическая культура 5-11 классы. В.И.Лях, А.А. Зданевич. М.: П., 2011г. - методические рекомендации: Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- М.: «Глобус» 2009 г. Предусмотрены следующие формы, способы и средства оценки результатов обучения: составление комбинаций двигательных действий на основе имеющегося опыта, с учетом поставленной задачи; поиск и использование дополнительной информации; 3 аргументированная оценка и самооценка выполнения двигательных действий, с учетом предъявляемых требований; овладение логическими действиями и умственными операциями; использование теоретических знаний и практических навыков в игровой и соревновательной деятельности. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и оценки заносятся в журнал (таблица прилагается). Текущий учет и контрольные тесты являются основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Они отражают качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Основное содержание курса 1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование 4 здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально-ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивной функции человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. 5 Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее. 2. Легкая атлетика Беговые упражнения: высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 30, 60, 100 м; эстафетный бег; кроссовый бег; длительный бег; Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки в длину с места, прыжки в длину с 15-25 шагов разбега; прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега; Метание: метание мяча, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель, гранаты с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из различных исходных положений; 3. Гимнастика с элементами акробатики Организующие команды и приемы: повороты кругом в движении; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении; Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и упорах; Опорные прыжки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см); Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа, стоя, сед углом, группировки и перекаты; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов; Лазанье: лазанье по гимнастической скамейке с помощью и без помощи ног на скорость; лазанье по гимнастической стенке, лестнице с помощью и без помощи ног; 6 Элементы ритмической гимнастики, элементы стрейтчинговой гимнастики. Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. 4.Спортивные игры (21 ч) Баскетбол Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях); Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание); Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра по правилам; Волейбол Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач; Совершенствование техники подач: варианты подач мяча; Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку; Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка; Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; 7 На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра «пионербол», игра по правилам; 5. Лыжная подготовка Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные; переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; преодоление подъемов и препятствий; элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; прохождение дистанции 1, 2, 3 км; Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности при занятиях лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях; Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов. Решение задач физического воспитания учащихся направлено на: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; • обучение основам базовых видов двигательных действий; • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей; • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля; • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; 8 воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. • 9 Тематическое планирование по физической культуре 8 класс 8 класс 1 четверть 24ч. Дата проведения № Наименование разделов и тем урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кол-во часов по плану Рассказ о правилах безопасности на уроках легкой атлетики. Контрольное троеборье. Оценивание результата в беге на 30м. Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона. Совершенствование низкого старта. Бег до 4мин с 2-3 ускорениями до 50м. Оценивание прыжка в длину с места. Совершенствование обучению старту и стартовому разгону. Бег 5мин с 2-3 ускорениями. Совершенствование техники прыжка с разбега. 1 05.09.2023 1 06.09. 1 07.09. 1 12.09. 1 13.09. Оценивание техники низкого старта. Повторение техники метания мяча с разбега. Бег до 8мин с 2-3 ускорениями. Оценивание результата в беге на 60мин. Игра «Старты с преследованием». Бег до 8мин с 2-3 ускорениями до 80м. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега, метание мяча с разбега (разбег 4-5 шагов). Бег 9мин. Оценивание результата по прыжкам в длину с разбега. Совершенствование техники метания мяча с разбега. 1 14.09. 1 19.09. 1 20.09. 1 21.09. 10 факт 12 Оценивание результата в метании мяча на дальность с разбега. Проведение 10мин бега с 2-3 ускорениями до 100м. Проведение игры «футбол». Десятиминутный бег с 2-3 ускорениями до 100м. Оценивание результата в беге на 2000м. Игра «футбол». 13 14 Баскетбол 7ч. Баскетбол: обучение броску по кольцу после ведения Баскетбол: обучение штрафному броску двумя руками. 15 Баскетбол: обучение передачи в парах в движении одной рукой 1 05.10. 16 Совершенствование техники пройденных элементов в баскетболе. 1 10.10. 17 1 11.10. 1 12.10. 1 17.10. 20 Проведение игры-эстафеты с включением пройденных элементов баскетбола. Совершенствование бросков по кольцу после ведения, штрафной бросок, передачи в парах. Игра «Мяч в воздухе». Учебная игра в баскетбол 3х3 с заданием в защите и нападении. Волейбол: обучение технике передачи мяча сверху. 1 18.10. 21 Волейбол: обучение технике приема мяча в парах или тройках. 1 19 .10. 22 Волейбол: обучение нижней прямой подаче. 1 24.10. 23 Учебно-тренировочная игра в волейбол. 1 25.10. 24 Совершенствование техники пройденных элементов волейбола. 1 26.10. 10 11 18 19 8 класс 2 четверть 11 1 26.09. 1 27.09. 1 28.09. 03.10. 04.10. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рассказ о технике безопасности на уроках гимнастики. Обучение кувыркам вперед и назад. Объяснение о самостраховке, страховке и помощи при выполнении упражнения. Обучение: мальчики – длинный кувырок; девочки – кувырок назад в полушпагат. Закрепление с мальчиками длинного кувырка с места; с девочками – разучивание переход с моста на одно колено. Разучивание акробатическое соединение. 1 07.11 1 08.11 1 09.11 1 14.11. Оценивание кувырка вперед и назад. 1 15.11. Совершенствование акробатических упражнений. 1 16.11. Оценивание: мальчики – длинный кувырок с прыжком с места; девочки 1 – кувырок назад в полушпагат. Совершенствование акробатического соединения. Оценивание: мальчики – стойку на голове и руках прогнувшись; 1 девочки – с моста переход на одно колено. Совершенствование техники акробатического соединения. 1 21 11. Оценивание акробатического соединения. Техника опорного прыжка. 1 28.11 1 29.11 Баскетбол 7ч. 35 Ведение и передачи мяча в движении с сопротивлением. Учебная игра. 12 22.11. 23.11. 36 37 Бросок мяча одной рукой от плеча с места. 1 30.11 Сочетание передач, ведения и бросков с сопротивлением. Учебная игра. 1 05.12 Оценка техники броска одной рукой от плеча с места. Учебная игра. 1 06.12. Передачи мяча одной рукой от плеча в движении в тройках с сопротивлением. Учебная игра. 1 07.12. Личная защита. Учебная игра. 1 12.12. Игровые задания (2х2, 3х3,4х4). 1 13.12. Волейбол 7ч. Передачи мяча в парах. Игра по упрощенным правилам. 1 14.12. Отбивание мяча кулаком через сетку. Игра по упрощенным правилам. 1 19.12. 1 20.12. 38 39 40 41 42 43 44 Нижняя прямая подача, прием мяча. Игра по упрощенным правилам. 13 45 46 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 1 21.12 Нападающий удар после передачи. Игра по упрощенным правилам. 1 26.12 Передачи мяча в тройках после перемещений. 27.12. 47 48 49 50 51 52 53 54 55 1 Игра по упрощенным правилам. 1 8 класс 3 четверть 33ч. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. 28.12 1 09.01. Скользящий шаг без палок и с палками 1 10.01. Попеременный двухшажный ход 1 11.01. Повороты переступанием в движении 1 16.01. Подъем в гору скользящим шагом 1 17.01. Повороты на спуске плугом 1 18.01. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) 1 23 .01. 14 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Подъем «полуелочкой» 1 24.01 Коньковый ход 1 25.01. Торможение и поворот упором 1 30.01. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы 1 31.01. Одновременные ходы 1 01.02. Попеременный двухшажный ход 1 06.02. Коньковый ход 1 07.02. Коньковый ход 1 08.02. Прохождение дистанции до 4,5км 1 13.02. Торможение и поворот упором 1 14.02. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) 1 15.02. Баскетбол 6ч. Баскетбол: оценивание действий игрока в защите. 1 20.02. 66 67 15 Совершенствование техники попаданий в кольцо с линии штрафного броска. Баскетбол: оценивание штрафного броска по кольцу. Попадания в кольцо после 5 проходов от кольца к кольцу. Баскетбол: закрепление техники броска в кольцо с линии штрафного броска. Учебно-тренировочная игра. Баскетбол: закрепление техники броска в кольцо с линии штрафного броска. Учебно-тренировочная игра. Позиционное нападение со сменой места. Учебная игра. 1 21.02 1 22.02. 1 27.02. 1 28.02. Оценка техники штрафного броска. Быстрый прорыв. Учебная игра. 1 29.03. Волейбол (9 ч.) Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрощенным правилам 1 05.03. Оценка техники передачи мяча над собой во встречных колоннах. 1 06.03. Игра по упрощенным правилам 1 07.03. 76 Прием мяча после подачи. 1 12.03. 77 Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания 1 13.03 68 69 70 71 72 73 74 75 16 мяча. 78 79 Оценка техники приема мяча двумя руками снизу в парах 1 14.03 Комбинации из разученных элементов в парах. 1 19. 03 Передачи, прием мяча, подачи. Игра по упрощенным правилам. 1 20.03. 80 1 81 Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания мяча. 8 класс 4 четверть 24ч. Баскетбол 7ч. Баскетбол: повторение различных передачи, бросков по кольцу после 82 ведения, штрафные броски. 83 84 21.03. 1 03.04 Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением. 1 04.04. Оценка техники ведения мяча с сопротивлением. Учебная игра. 1 09.04. Взаимодействие двух игроков через заслон. Учебная игра. 1 10.04. 85 17 86 Быстрый прорыв (2х1,3х2). Учебная игра. 1 11.04. Взаимодействие игроков защите и нападении через заслон. Учебная игра. 1 16.04. Взаимодействие игроков защите и нападении через заслон. Учебная игра. 1 17.04. 1 18.04. Нижняя прямая подача, прием мяча. Игра по упрощенным правилам. 1 23.04 Оценка техники владения мячом, нападающего удара. 1 24.04 Нападающий удар в тройках через сетку. Игра по упрощенным правилам. 1 25.04 Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам. 1 30.04 Легкая атлетика (12 ч.) Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. 1 02.05 87 88 89 90 91 92 93 94 Волейбол (5 ч.) Передачи в тройках, над собой. Игра по упрощенным правилам. 18 95 Повторить старт с опорой на одну руку. 1 07.05 96 Метание мяча с 3-5 шагов на дальность. 1 08.05 1 14.05 Метание мяча на результат. 1 15.05. Низкий старт. Стартовый разгон. Бег 30 м. 1 16.05. Бег 60 м на результат. 1 21.05. Прыжок в длину способом «согнув ноги». 1 22.05. Прыжок в длину на результат. 1 23.05. 97 98 99 100 101 102 Бег 60 м. 19 Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: • -основы истории развития физической культуры в России; • особенности развития избранного вида спорта; педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья; • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; • • психофункциональные особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; • 20 правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями. • Уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; • проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой. • 21 Демонстрировать Физические способности Физические упражнения мальчики девочки Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с 9,2 10,2 Прыжок в длину с места, см 190 165 Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз 30 25 Силовые Выносливость 10 мин 8 мин 30 с 20 Кроссовый бег 2 км с Координация Последовательное выполнение пяти кувырков, 10,0 с Бросок малого мяча в стандартную мишень, 12,0 м 14,0 10,0 Двигательные умения, навыки и способности В циклических и ациклических движениях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание». В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с 22 использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м. В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки). В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам). Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание. Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель. 23 Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснять: роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений; • роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Характеризовать: • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями; • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности; • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности; • особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; • особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. Соблюдать правила: • • личной гигиены и закаливания организма; 24 организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом; • • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Проводить: самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; • приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; • • приемы массажа и самомассажа; • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; • судейство соревнований по одному из видов спорта. Составлять: • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Определять: • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; • 25 • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Демонстрировать: Физические способности Скоростные Силовые Выносливость Юноши Физические упражнения Девушки Бег 30 м 5,0 с 5,4 с Бег 100 м 14,3 с 17,5 с Подтягивание из виса на высокой перекладине 10 раз — Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз — 8 раз Прыжок в длину с места, см 210 см 170 см Кроссовый бег на 3 км 13 мин 50 с — Кроссовый бег на 2 км — Двигательные умения, навыки и способности: 26 10 мин 00 с В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши). В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки). В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр. Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний. 27 Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях. Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель. 28 Литература. 1.Учебник: Т.В. Петрова, С.С.Петрова, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянская Физкультура: 8-9кл. –М.: Вентана-Граф, 2015г. 2. Учебное пособие С.Ф.Бурухин, Ярославль 2006г. 3. Рабочая программа по физической культуре. Авторы: В.И. Лях, А.А.Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г. 29