РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
учитель физической культуры
Кадранов Станислав Юрьевич
с. Паспарта, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического
воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы:
В.И. Лях, А.А. Зданевич.
М.: Просвещение,
2011 г.
Рекомендовано МО РФ.
При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же
участие школы в общешкольной Спартакиаде проводимой в течение всего учебного года по традиционным видам
спорта ( баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика ).
Место предмета в учебном плане. Количество часов в неделю по учебному плану. Общее количество часов
в соответствии с программой.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в
средней школе, в 5-11 классах на его преподавание отводится 3 часа в неделю (всего 102 часа в год). Третий час на
преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г.
№889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического
воспитания».
Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи физического воспитания учащихся 5-11 классов направлены:
•
на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические
упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния
стрессам;
•
на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и
формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
2
на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
•
на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки,
значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;
•
на углубленное представление об основных видах спорта;
•
на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием
любимым видом спорта в свободное время;
•
на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию
развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
•
Освоение обучающимися содержания программы по физической культуре предполагает следующие результаты:
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в зале, с недооснащением общеобразовательного
учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования
невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам: -Гимнастика
(упражнения на брусьях, на перекладине), В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на
вариативную часть, раздел гимнастики дополнен акробатикой и элементами ритмической гимнастики.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
учебник: Физическая культура 5-11 классы. В.И.Лях, А.А. Зданевич. М.: П., 2011г.
- методические рекомендации:
Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников
к олимпиадам. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- М.: «Глобус» 2009 г.
Предусмотрены следующие формы, способы и средства оценки результатов обучения:
составление комбинаций двигательных действий на основе имеющегося опыта, с учетом
поставленной задачи;
3
поиск и использование дополнительной информации;
аргументированная оценка и самооценка выполнения двигательных действий, с учетом
предъявляемых требований;
овладение логическими действиями и умственными операциями;
использование теоретических знаний и практических навыков в игровой и соревновательной
деятельности.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тесты) для определения
развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и
пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и оценки заносятся в журнал (таблица прилагается).
Текущий учет и контрольные тесты являются основным видом проверки успеваемости учащихся по
физической культуре. Они отражают качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач
конкретного урока.
Основное содержание курса
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков
и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности;
4
укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование
здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к
активной жизнедеятельности.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы
организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели
и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и
контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессиональноориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических
упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из
современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих
упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники
движений в избранном виде спорта.
Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика,
плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация,
гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной
подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении
здоровья; поддержание репродуктивной функции человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости
от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
5
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические
процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении
спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том
числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование
индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной
школе. Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов
самоконтроля, освоенных ранее.
2. Легкая атлетика
Беговые упражнения: высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 30, 60, 100 м; эстафетный бег; кроссовый
бег; длительный бег;
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки в длину с места, прыжки в длину с 15-25 шагов
разбега; прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега;
Метание: метание мяча, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель, гранаты с места на дальность, с 45 бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из различных исходных
положений;
3. Гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом в движении; перестроение из колонны по одному в колонну
по два, по четыре, по восемь в движении;
Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и упорах; Опорные
прыжки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см);
6
Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа,
стоя, сед углом, группировки и перекаты; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее
освоенных элементов;
Лазанье: лазанье по гимнастической скамейке с помощью и без помощи ног на скорость; лазанье по
гимнастической стенке, лестнице с помощью и без помощи ног;
Элементы ритмической гимнастики, элементы стрейтчинговой гимнастики.
Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов; упражнения с
партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. 4.Спортивные игры (21 ч) Баскетбол
Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника (в различных построениях);
Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника;
Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника;
Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание,
выбивание, перехват, накрывание);
Совершенствование
техники
перемещений,
владения мячом
и
развитие кондиционных
и координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом;
На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в
нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра
по правилам;
Волейбол
Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач;
7
Совершенствование техники подач: варианты подач мяча;
Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку;
Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и
вдвоем), страховка;
Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении
и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра
«пионербол», игра по правилам;
5. Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные; переход с хода на ход в
зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; преодоление подъемов и препятствий; элементы тактики
лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; прохождение дистанции 1, 2, 3 км;
Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности при занятиях
лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях;
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
•
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки,
развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных
ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
•
обучение основам базовых видов двигательных действий;
•
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм,
равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и
кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
8
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на
основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
•
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
•
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре,
соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
•
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными
видами спорта в свободное время;
•
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана
команды, судьи;
•
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
•
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства
ответственности;
•
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
•
9
Тематическое планирование по физической культуре 7 класс
7 класс 1 четверть
Дата проведения
№
Наименование разделов и тем
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кол-во
часов
Лёгкая атлетика 12 ч.
Напоминание правил безопасности на уроках легкой атлетики.
Проведение контрольного троеборья.
Оценивание результата в беге на 30м. Проведение линейной
эстафеты с этапом до 40м 2-3 раза.
Совершенствование техники низкого старта. Бег до 4 мин.
Оценивание результата в прыжках в длину с места.
Совершенствование техники низкого старта. Обучение разбегу в
прыжках в длину. Бег до 4мин.
Закрепление техники прыжков в длину с разбега. Обучение
метанию мяча с разбега.
Оценивание техники низкого старта. Бег до 6мин с 2-3 ускорениями
до 40-50м.
Оценивание результата в беге на 60м. Совершенствование техники
прыжка в длину с разбега, метания мяча.
10
по плану
07.09.2023
1
1
08.09.
1
09.09.
1
14.09.
1
15.09.
1
16.09.
1
21.09.
факт
8.
Совершенствование техники прыжков и метания.
1
22.09.
9.
Оценивание результата прыжков в длину с разбега.
Совершенствование техники метания с разбега. Бег до 7мин с 2-3
ускорениями по50-60мин.
Оценивание результата в метании мяча на дальность с разбега.
Совершенствование качества ловкости и выносливости при
преодолении полосы препятствий.
1
23.09.
1
28.09.
11.
Совершенствование преодоления полосы препятствий. Бег до 8 мин. 1
29.09.
12.
Зачётный урок.
30.09
10.
1
Баскетбол 7 ч.
05.10.
13.
14.
Сочетание приёмов передвижений и остановок игрока.
Передача мяча от груди двумя руками. Учебная игра.
06.10.
15.
Бросок мяча двумя руками в движении снизу. Учебная игра.
1
07.10.
16.
Бросок мяча в движении двумя руками от головы.
1
12.10.
17.
Оценка техники ведение мяча с различной высотой отскока и
изменением направления. Игра 3х3.
1
13.10.
11
18.
Сочетание приемов ведения, передач, бросков. Учебная игра.
1
14.10.
19.
Оценка техники броска одной рукой от плеча с места. Учебная игра. 1
19.10.
20.10.
20.
Волейбол (5ч.)
Передачи мяча сверху двумя руками в парах через сетку.
1
21.
Нижняя прямая подача. Игра по упрощенным правилам.
1
21.10.
22.
Передачи мяча в парах и прием. Игра по упрощенным правилам.
1
26.10.
23.
Оценка техники передачи мяча сверху двумя руками в парах через
сетку.
1
27.10.
24.
Прием мяча снизу после подачи. Игра по упрощенным правилам.
1
28.10.
7 класс 2 четверть 24 ч.
1
Гимнастика 10 ч.
Правила безопасности на уроках гимнастики. Повторение
25.
акробатических упражнений: мальчики-кувырки вперед в стойку на
лопатках, девочки - мост.
Разучивание: мальчики – стойку на голове согнувшись, девочки –
1
26.
кувырок назад в полушпагат.
Оценка выполнения подтягивания в висе на перекладине.
1
27.
12
09.11.
10.11.
11.11.
Опорный прыжок способом «согнув ноги» (м.), прыжок боком с
поворотом на 90 градусов (д.).
1
16.11.
Оценивание у мальчиков кувырка вперед в стойку на лопатках, у
девочек – мост из положения стоя.
Игра и гимнастическими скакалками.
1
17.11.
1
18.11.
1
23.11.
32
Оценивание у мальчиков стойку на голове согнувшись, у девочек –
кувырок назад в полушпагат.
Оценивание акробатическое соединение.
1
24.11.
1
25.11.
33.
Акробатика. Кувырки назад, стойка ноги врозь (м.). «Мост» и
поворот в упор на одном колене (д.).
1
30.11
1
01.12
35.
Обучение опорному прыжку:
мальчики – согнув ноги через козла в длину; девочки – ноги врозь
через козла в ширину.
Баскетбол 7 ч.
Передачи и броски мяча с сопротивлением. Учебная игра.
1
02.12.
36.
Передача мяча двумя руками от груди в движении парами с
сопротивлением. Личная защита. Учебная игра.
Бросок одной рукой от плеча с места. Учебная игра.
1
07.12.
28.
29.
30.
31.
34
37.
13
38.
39.
40.
41
42.
43.
44.
45.
46.
Оценка техники броска одной рукой от головы с места с
сопротивлением.
1
08.12.
Передачи и броски мяча с сопротивлением. Учебная игра.
1
09.12.
Быстрый прорыв. Учебная игра.
1
14.12.
Комбинации из изученных элементов. Учебная игра.
1
15.12.
Волейбол 7 ч.
Верхняя передача мяча и прием снизу в парах через сетку.
1
16.12.
Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам.
1
21.12.
Оценка техники приема мяча снизу двумя руками в парах. Игра по
у/п.
1
22.12.
Прием мяча снизу после подачи. Игра по упрощенным правилам.
1
23.12.
Нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.
28.12
1
Игровые задания на укороченной площадке.
29.12
47.
1
14
Игра по упрощенным правилам.
11.01.2024
48.
1
7 класс 3 четверть 33 ч.
Лыжная подготовка 18 ч.
Напоминание правил поведения на уроках
лыжной подготовки. Совершенствование
49.
техники попеременных ходов.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
12.01
1
Скользящий шаг без палок и с палками.
1
13.01.
Совершенствование одновременного бесшажного хода подъемы
и спуски на склонах. Эстафеты с передачей палок с этапом до
200м.
Оценивание техники одновременного бесшажного хода.
Прохождение 1км со средней скоростью.
Оценивание техники одновременного одношажного хода.
Совершенствование подъема в гору скользящим шагом.
Совершенствование техники подъемов и спусков. Прохождение
дистанции до 2км со средней скоростью.
Оценивание подъема в гору скользящим шагом.
Совершенствование подъемов елочкой и спуски с поворотами
вправо и влево. Прохождение дистанции до 2км.
Оценивание подъема елочкой и спуск с поворотами вправо и
влево. Прохождение 2км с 2-3 ускорениями по 80м.
1
18.01
1
19.01.
1
20.01.
1
25.01.
1
26.01.
1
27.01
15
57.
Совершенствование техники торможения плугом и упором.
1
01.02
1
02.02.
1
03.02.
1
08.02.
1
09.02.
61.
Прохождение 2км с переменной скоростью.
Совершенствование техники торможения плугом и упором,
технику подъемов и спусков. Пройти 2км со средней скоростью.
Оценивание результата на дистанцию 2км. Совершенствовать
технику катания с гор.
Закрепление техники повороту махом. Прохождение дистанцию
3км со средней скоростью.
Совершенствование поворотов махом. Катание с гор.
Прохождение 3км со средней скоростью.
1
62.
Совершенствование техники поворота махом. Проведение
эстафеты с передачей палок с дистанцией до 200м.
63.
Прохождение дистанции 3км со средней скоростью.
1
15.02.
1
16.02.
58.
59.
60.
64.
10.02.
Повороты переступанием в движении.
1
65.
Попеременный двухшажный ход.
66.
Оценивание техники одновременного двухшажного хода.
Совершенствование техники одновременных лыжных ходов.
17.02
16
1
22.02
Баскетбол 6 ч.
Обучение броску мяча по кольцу после ведения.
техника передачи мяча со сменой мест в парах.
24.02
68.
передачи мяча в движении и ведение с изменением направления. 1
29.02
69.
Закрепление бросков по кольцу после ведения.
1
01.03
техника бросков по кольцу после ведения. Учебнотренировочные игры 3х3 или 4х4.
Оценивание бросков по кольцу после ведения. Учебно тренировочные игры.
Учебно-тренировочные игры.
1
02.03.
1
07.03.
1
09.03.
Волейбол 9 ч.
Нижняя прямая подача.
Игровые задания.
1
14.03.
1
15.03.
Игра по упрощенным правилам
1
16.03.
Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
1
21.03.
1
22.03.
77.
Передачи и прием мяча в парах через сетку. Игра по
упрощенным правилам
1
23.03.
78.
Оценка техники нижней прямой подачи. Игра по упрощенным
правилам.
67.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
17
79.
80.
81.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером 1
04.04
Тактика свободного падения. Игра по упрощенным правилам
1
05.03
Игровые задания на укороченной площадке. Игра по
упрощенным правила
1
06.03
1
11.04.
Оценка техники ведения мяча с сопротивлением. Учебная игра.
1
12.04.
Оценка техники штрафного броска. Учебная игра.
1
13.04.
Нападение быстрым прорывом (2х1, 3х1). Учебная игра.
1
18.04.
1
19.04.
1
20.04.
1
25.04.
7 класс 4 четверть 24ч.
Баскетбол 7 часов
82.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением.
83.
84.
85.
86.
Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением.
87.
Учебная игра по упрощенным правилам
88.
Передачи и бросок мяча с сопротивлением. Учебная игра.
18
Волейбол 5 ч.
Комбинации из освоенных элементов (прием-передача-удар)
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
Нижняя прямая подача. Игра по у/пр.
1
26.04.
Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
1
27.04.
Тактика свободного падения. Игра по упрощенным правилам.
1
02.05
Игровые задания на укороченной площадке. Игра по упрощенным
правила
1
03.05
1
1
04.05.
10.05.
1
11.05.
1
16.05.
1
17.05.
Лёгкая атлетика 12 часов
Оценивание результата в беге на 60м. Игра «Мяч в воздухе».
Разучивание прыжков в длину с разбега 11-15 шагов, способом
согнув ноги.
Закрепление прыжков в длину с разбега. Обучение метанию мяча с
разбега 3-5 шагов.
Совершенствование прыжков в длину с разбега 11-15 шагов,
способом согнув ноги. Метание мяча с разбега 3-5 шагов
Выполнение ОРУ в движении по кругу и специальные беговые
упражнения. Совершенствование прыжков и метание мяча.
19
99.
100.
101.
102.
Совершенствование прыжков и метание мяча с разбега. Проведение
медленного бега до 5 мин.
Оценивание результатов в прыжках в длину с разбега. Бег до 5
мин.
Оценивание результатов в метании мяча. Выполнение беговых
упражнений, многоскоков.
Проведение тренировки в подтягивании. Эстафеты с этапом до 50м.
20
1
18.05.
1
23.05.
1
24.05.
1
25.05.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу. В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной
школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
•
основы истории развития физической культуры в России;
•
особенности развития избранного вида спорта;
•
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания
физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с
разной функциональной направленностью;
•
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
•
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных
нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
•
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности
формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
•
психофункциональные особенности собственного организма;
•
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и
повышения физической подготовленности;
•
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших
спортивных сооружений и площадок;
•
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях
физическими упражнениями.
21
Уметь:
•
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
•
проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения
•
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения,
поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
•
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений,
добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
•
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;
•
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями,
оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
•
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами
с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Физические упражнения
мальчики девочки
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на
спине, руки за головой, кол-во раз
9,2
190
30
22
10,2
165
25
10 мин
Выносливость
Кроссовый бег 2 км
8 мин 30 с 20
с
Последовательное выполнение пяти кувырков, 10,0
14,0
Координация
с Бросок малого мяча в стандартную мишень, 12,0
10,0
м
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических движениях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого
старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов
совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с
использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с
места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места
по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов,
включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и
назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития
основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие
быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время
выполнения упражнений.
23
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м,
прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из
видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей,
имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других
составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по
углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на:
•
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения,
гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния
стрессам;
•
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и
разносторонней физиологической подготовленности;
•
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и
формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
•
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и
координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к
произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости идр.) способностей;
24
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений
занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и
материнства, подготовку к службе в армии;
•
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
•
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения,
коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
•
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
•
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу. В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней
школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснять:
•
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного
олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической
культуры и спорта высших достижений;
•
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных
привычек, ведении здорового образа жизни. Характеризовать:
•
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями
физическими упражнениями;
•
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими
упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной
направленности и контроля их эффективности;
•
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей
профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
•
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических
способностей на занятиях физической культурой;
25
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры,
содержания и направленности;
•
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и
развивающую эффективность. Соблюдать правила:
•
личной гигиены и закаливания организма;
•
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и
спортом;
•
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
•
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
•
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Проводить:
•
самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной
и оздоровительно-корригирующей направленностью;
•
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической
работоспособностью, осанкой;
•
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой
помощи при травмах и ушибах;
•
приемы массажа и самомассажа;
•
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
•
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
•
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
•
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Определять:
•
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
•
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую
работоспособность;
•
26
•
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Демонстрировать:
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Юноши
Физические упражнения
Девушки
Бег 30 м
5,0 с
5,4 с
Бег 100 м
14,3 с
17,5 с
Подтягивание из виса на высокой
перекладине
10 раз
—
Подтягивание в висе лежа на низкой
перекладине, раз
—
8 раз
Прыжок в длину с места, см
210 см
170 см
Кроссовый бег на 3 км
13 мин 50 с —
Кроссовый бег на 2 км
—
10 мин 00 с
Двигательные умения, навыки и способности:
В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые
мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта
бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м
(девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м
(юноши).
27
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой,
обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный
кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы
(юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по
одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного
комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических
способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с
целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков
физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м,
прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по
одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами
коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей,
имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно
лучшему результату на соревнованиях.
28
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий
вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению
одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
29
Литература.
1.Учебник: Т.В. Петрова, С.С.Петрова, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянская Физкультура: 8-9кл. –М.: Вентана-Граф, 2015г.
2. Учебное пособие С.Ф.Бурухин, Ярославль 2006г.
3. Рабочая программа по физической культуре. Авторы: В.И. Лях, А.А.Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г.
30