РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 7 класса на 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель физической культуры Кадранов Станислав Юрьевич с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г. Рекомендовано МО РФ. При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в общешкольной Спартакиаде проводимой в течение всего учебного года по традиционным видам спорта ( баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика ). Место предмета в учебном плане. Количество часов в неделю по учебному плану. Общее количество часов в соответствии с программой. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, в 5-11 классах на его преподавание отводится 3 часа в неделю (всего 102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи физического воспитания учащихся 5-11 классов направлены: • на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам; • на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; 2 на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; • на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности; • на углубленное представление об основных видах спорта; • на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время; • на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции. • Освоение обучающимися содержания программы по физической культуре предполагает следующие результаты: В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в зале, с недооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам: -Гимнастика (упражнения на брусьях, на перекладине), В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на вариативную часть, раздел гимнастики дополнен акробатикой и элементами ритмической гимнастики. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: учебник: Физическая культура 5-11 классы. В.И.Лях, А.А. Зданевич. М.: П., 2011г. - методические рекомендации: Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- М.: «Глобус» 2009 г. Предусмотрены следующие формы, способы и средства оценки результатов обучения: составление комбинаций двигательных действий на основе имеющегося опыта, с учетом поставленной задачи; 3 поиск и использование дополнительной информации; аргументированная оценка и самооценка выполнения двигательных действий, с учетом предъявляемых требований; овладение логическими действиями и умственными операциями; использование теоретических знаний и практических навыков в игровой и соревновательной деятельности. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и оценки заносятся в журнал (таблица прилагается). Текущий учет и контрольные тесты являются основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Они отражают качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Основное содержание курса 1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; 4 укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессиональноориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивной функции человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. 5 Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее. 2. Легкая атлетика Беговые упражнения: высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 30, 60, 100 м; эстафетный бег; кроссовый бег; длительный бег; Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки в длину с места, прыжки в длину с 15-25 шагов разбега; прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега; Метание: метание мяча, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель, гранаты с места на дальность, с 45 бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из различных исходных положений; 3. Гимнастика с элементами акробатики Организующие команды и приемы: повороты кругом в движении; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении; Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и упорах; Опорные прыжки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см); 6 Акробатические упражнения и комбинации: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа, стоя, сед углом, группировки и перекаты; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов; Лазанье: лазанье по гимнастической скамейке с помощью и без помощи ног на скорость; лазанье по гимнастической стенке, лестнице с помощью и без помощи ног; Элементы ритмической гимнастики, элементы стрейтчинговой гимнастики. Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. 4.Спортивные игры (21 ч) Баскетбол Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях); Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание); Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра по правилам; Волейбол Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач; 7 Совершенствование техники подач: варианты подач мяча; Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку; Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка; Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра «пионербол», игра по правилам; 5. Лыжная подготовка Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные; переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; преодоление подъемов и препятствий; элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; прохождение дистанции 1, 2, 3 км; Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности при занятиях лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях; Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов. Решение задач физического воспитания учащихся направлено на: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; • обучение основам базовых видов двигательных действий; • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей; 8 формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля; • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. • 9 Тематическое планирование по физической культуре 7 класс 7 класс 1 четверть Дата проведения № Наименование разделов и тем урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов Лёгкая атлетика 12 ч. Напоминание правил безопасности на уроках легкой атлетики. Проведение контрольного троеборья. Оценивание результата в беге на 30м. Проведение линейной эстафеты с этапом до 40м 2-3 раза. Совершенствование техники низкого старта. Бег до 4 мин. Оценивание результата в прыжках в длину с места. Совершенствование техники низкого старта. Обучение разбегу в прыжках в длину. Бег до 4мин. Закрепление техники прыжков в длину с разбега. Обучение метанию мяча с разбега. Оценивание техники низкого старта. Бег до 6мин с 2-3 ускорениями до 40-50м. Оценивание результата в беге на 60м. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега, метания мяча. 10 по плану 07.09.2023 1 1 08.09. 1 09.09. 1 14.09. 1 15.09. 1 16.09. 1 21.09. факт 8. Совершенствование техники прыжков и метания. 1 22.09. 9. Оценивание результата прыжков в длину с разбега. Совершенствование техники метания с разбега. Бег до 7мин с 2-3 ускорениями по50-60мин. Оценивание результата в метании мяча на дальность с разбега. Совершенствование качества ловкости и выносливости при преодолении полосы препятствий. 1 23.09. 1 28.09. 11. Совершенствование преодоления полосы препятствий. Бег до 8 мин. 1 29.09. 12. Зачётный урок. 30.09 10. 1 Баскетбол 7 ч. 05.10. 13. 14. Сочетание приёмов передвижений и остановок игрока. Передача мяча от груди двумя руками. Учебная игра. 06.10. 15. Бросок мяча двумя руками в движении снизу. Учебная игра. 1 07.10. 16. Бросок мяча в движении двумя руками от головы. 1 12.10. 17. Оценка техники ведение мяча с различной высотой отскока и изменением направления. Игра 3х3. 1 13.10. 11 18. Сочетание приемов ведения, передач, бросков. Учебная игра. 1 14.10. 19. Оценка техники броска одной рукой от плеча с места. Учебная игра. 1 19.10. 20.10. 20. Волейбол (5ч.) Передачи мяча сверху двумя руками в парах через сетку. 1 21. Нижняя прямая подача. Игра по упрощенным правилам. 1 21.10. 22. Передачи мяча в парах и прием. Игра по упрощенным правилам. 1 26.10. 23. Оценка техники передачи мяча сверху двумя руками в парах через сетку. 1 27.10. 24. Прием мяча снизу после подачи. Игра по упрощенным правилам. 1 28.10. 7 класс 2 четверть 24 ч. 1 Гимнастика 10 ч. Правила безопасности на уроках гимнастики. Повторение 25. акробатических упражнений: мальчики-кувырки вперед в стойку на лопатках, девочки - мост. Разучивание: мальчики – стойку на голове согнувшись, девочки – 1 26. кувырок назад в полушпагат. Оценка выполнения подтягивания в висе на перекладине. 1 27. 12 09.11. 10.11. 11.11. Опорный прыжок способом «согнув ноги» (м.), прыжок боком с поворотом на 90 градусов (д.). 1 16.11. Оценивание у мальчиков кувырка вперед в стойку на лопатках, у девочек – мост из положения стоя. Игра и гимнастическими скакалками. 1 17.11. 1 18.11. 1 23.11. 32 Оценивание у мальчиков стойку на голове согнувшись, у девочек – кувырок назад в полушпагат. Оценивание акробатическое соединение. 1 24.11. 1 25.11. 33. Акробатика. Кувырки назад, стойка ноги врозь (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.). 1 30.11 1 01.12 35. Обучение опорному прыжку: мальчики – согнув ноги через козла в длину; девочки – ноги врозь через козла в ширину. Баскетбол 7 ч. Передачи и броски мяча с сопротивлением. Учебная игра. 1 02.12. 36. Передача мяча двумя руками от груди в движении парами с сопротивлением. Личная защита. Учебная игра. Бросок одной рукой от плеча с места. Учебная игра. 1 07.12. 28. 29. 30. 31. 34 37. 13 38. 39. 40. 41 42. 43. 44. 45. 46. Оценка техники броска одной рукой от головы с места с сопротивлением. 1 08.12. Передачи и броски мяча с сопротивлением. Учебная игра. 1 09.12. Быстрый прорыв. Учебная игра. 1 14.12. Комбинации из изученных элементов. Учебная игра. 1 15.12. Волейбол 7 ч. Верхняя передача мяча и прием снизу в парах через сетку. 1 16.12. Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам. 1 21.12. Оценка техники приема мяча снизу двумя руками в парах. Игра по у/п. 1 22.12. Прием мяча снизу после подачи. Игра по упрощенным правилам. 1 23.12. Нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. 28.12 1 Игровые задания на укороченной площадке. 29.12 47. 1 14 Игра по упрощенным правилам. 11.01.2024 48. 1 7 класс 3 четверть 33 ч. Лыжная подготовка 18 ч. Напоминание правил поведения на уроках лыжной подготовки. Совершенствование 49. техники попеременных ходов. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 12.01 1 Скользящий шаг без палок и с палками. 1 13.01. Совершенствование одновременного бесшажного хода подъемы и спуски на склонах. Эстафеты с передачей палок с этапом до 200м. Оценивание техники одновременного бесшажного хода. Прохождение 1км со средней скоростью. Оценивание техники одновременного одношажного хода. Совершенствование подъема в гору скользящим шагом. Совершенствование техники подъемов и спусков. Прохождение дистанции до 2км со средней скоростью. Оценивание подъема в гору скользящим шагом. Совершенствование подъемов елочкой и спуски с поворотами вправо и влево. Прохождение дистанции до 2км. Оценивание подъема елочкой и спуск с поворотами вправо и влево. Прохождение 2км с 2-3 ускорениями по 80м. 1 18.01 1 19.01. 1 20.01. 1 25.01. 1 26.01. 1 27.01 15 57. Совершенствование техники торможения плугом и упором. 1 01.02 1 02.02. 1 03.02. 1 08.02. 1 09.02. 61. Прохождение 2км с переменной скоростью. Совершенствование техники торможения плугом и упором, технику подъемов и спусков. Пройти 2км со средней скоростью. Оценивание результата на дистанцию 2км. Совершенствовать технику катания с гор. Закрепление техники повороту махом. Прохождение дистанцию 3км со средней скоростью. Совершенствование поворотов махом. Катание с гор. Прохождение 3км со средней скоростью. 1 62. Совершенствование техники поворота махом. Проведение эстафеты с передачей палок с дистанцией до 200м. 63. Прохождение дистанции 3км со средней скоростью. 1 15.02. 1 16.02. 58. 59. 60. 64. 10.02. Повороты переступанием в движении. 1 65. Попеременный двухшажный ход. 66. Оценивание техники одновременного двухшажного хода. Совершенствование техники одновременных лыжных ходов. 17.02 16 1 22.02 Баскетбол 6 ч. Обучение броску мяча по кольцу после ведения. техника передачи мяча со сменой мест в парах. 24.02 68. передачи мяча в движении и ведение с изменением направления. 1 29.02 69. Закрепление бросков по кольцу после ведения. 1 01.03 техника бросков по кольцу после ведения. Учебнотренировочные игры 3х3 или 4х4. Оценивание бросков по кольцу после ведения. Учебно тренировочные игры. Учебно-тренировочные игры. 1 02.03. 1 07.03. 1 09.03. Волейбол 9 ч. Нижняя прямая подача. Игровые задания. 1 14.03. 1 15.03. Игра по упрощенным правилам 1 16.03. Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 1 21.03. 1 22.03. 77. Передачи и прием мяча в парах через сетку. Игра по упрощенным правилам 1 23.03. 78. Оценка техники нижней прямой подачи. Игра по упрощенным правилам. 67. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 17 79. 80. 81. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером 1 04.04 Тактика свободного падения. Игра по упрощенным правилам 1 05.03 Игровые задания на укороченной площадке. Игра по упрощенным правила 1 06.03 1 11.04. Оценка техники ведения мяча с сопротивлением. Учебная игра. 1 12.04. Оценка техники штрафного броска. Учебная игра. 1 13.04. Нападение быстрым прорывом (2х1, 3х1). Учебная игра. 1 18.04. 1 19.04. 1 20.04. 1 25.04. 7 класс 4 четверть 24ч. Баскетбол 7 часов 82. Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением. 83. 84. 85. 86. Сочетание приемов ведения, передачи, броска с сопротивлением. 87. Учебная игра по упрощенным правилам 88. Передачи и бросок мяча с сопротивлением. Учебная игра. 18 Волейбол 5 ч. Комбинации из освоенных элементов (прием-передача-удар) 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. Нижняя прямая подача. Игра по у/пр. 1 26.04. Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 1 27.04. Тактика свободного падения. Игра по упрощенным правилам. 1 02.05 Игровые задания на укороченной площадке. Игра по упрощенным правила 1 03.05 1 1 04.05. 10.05. 1 11.05. 1 16.05. 1 17.05. Лёгкая атлетика 12 часов Оценивание результата в беге на 60м. Игра «Мяч в воздухе». Разучивание прыжков в длину с разбега 11-15 шагов, способом согнув ноги. Закрепление прыжков в длину с разбега. Обучение метанию мяча с разбега 3-5 шагов. Совершенствование прыжков в длину с разбега 11-15 шагов, способом согнув ноги. Метание мяча с разбега 3-5 шагов Выполнение ОРУ в движении по кругу и специальные беговые упражнения. Совершенствование прыжков и метание мяча. 19 99. 100. 101. 102. Совершенствование прыжков и метание мяча с разбега. Проведение медленного бега до 5 мин. Оценивание результатов в прыжках в длину с разбега. Бег до 5 мин. Оценивание результатов в метании мяча. Выполнение беговых упражнений, многоскоков. Проведение тренировки в подтягивании. Эстафеты с этапом до 50м. 20 1 18.05. 1 23.05. 1 24.05. 1 25.05. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: • основы истории развития физической культуры в России; • особенности развития избранного вида спорта; • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья; • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; • психофункциональные особенности собственного организма; • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. 21 Уметь: • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; • проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой. Демонстрировать Физические способности Скоростные Силовые Физические упражнения мальчики девочки Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз 9,2 190 30 22 10,2 165 25 10 мин Выносливость Кроссовый бег 2 км 8 мин 30 с 20 с Последовательное выполнение пяти кувырков, 10,0 14,0 Координация с Бросок малого мяча в стандартную мишень, 12,0 10,0 м Двигательные умения, навыки и способности В циклических и ациклических движениях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание». В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м. В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки). В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам). Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. 23 Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание. Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель. Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов. Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на: • содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам; • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности; • расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости идр.) способностей; 24 формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии; • закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта; • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания; • дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции. • Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Объяснять: • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений; • роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Характеризовать: • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями; • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности; • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности; • особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; 25 особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. Соблюдать правила: • личной гигиены и закаливания организма; • организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом; • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Проводить: • самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; • приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; • приемы массажа и самомассажа; • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; • судейство соревнований по одному из видов спорта. Составлять: • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Определять: • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; • эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; • 26 • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. Демонстрировать: Физические способности Скоростные Силовые Выносливость Юноши Физические упражнения Девушки Бег 30 м 5,0 с 5,4 с Бег 100 м 14,3 с 17,5 с Подтягивание из виса на высокой перекладине 10 раз — Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз — 8 раз Прыжок в длину с места, см 210 см 170 см Кроссовый бег на 3 км 13 мин 50 с — Кроссовый бег на 2 км — 10 мин 00 с Двигательные умения, навыки и способности: В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши). 27 В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки). В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр. Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний. Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по одному из видов спорта. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях. 28 Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель. 29 Литература. 1.Учебник: Т.В. Петрова, С.С.Петрова, Ю.А.Копылова, Н.В.Полянская Физкультура: 8-9кл. –М.: Вентана-Граф, 2015г. 2. Учебное пособие С.Ф.Бурухин, Ярославль 2006г. 3. Рабочая программа по физической культуре. Авторы: В.И. Лях, А.А.Зданевич. М.: Просвещение, 2011 г. 30