РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель информатики Уханова Л.В. с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д. Цели изучения предмета: Обучение информатике и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) В направлении личностного развития: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 2 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. 2) В метапредметном направлении: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3 самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации); владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни 3) в предметном направлении: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 4 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики: Формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. 5 Содержание учебного предмета, курса в 9 классе 1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектноориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic. Практические работы: Практическая работа 1.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Практическая работа 1.2. Проект «Переменные» Практическая работа 1.3. Проект «Калькулятор» Практическая работа 1.4. Проект «Строковый калькулятор» Практическая работа 1.5. Проект «Даты и время» Практическая работа 1.6. Проект «Сравнение кодов символов» Практическая работа 1.7. Проект «Отметка» Практическая работа 1.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 1.9. Проект «Слово-перевертыш» Практическая работа 1.10. Проект «Графический редактор» Практическая работа 1.11. Проект «Системы координат» Практическая работа 1.12. Проект «Анимация» Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации». 2. Моделирование и формализация Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное 6 решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Практические работы: Практическая работа 2.1. Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа 2.2. Проект «Графическое решение уравнения» Практическая работа 2.3. Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» Практическая работа 2.4. Проект «Распознавание удобрений» Практическая работа 2.5. Проект «Модели систем управления». Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация». 3. Логика и логические основы компьютера Алгебра логики. Логические высказывания и логические переменные. Логические функции. Законы логики. Упрощение логических функций. Таблицы истинности. Логические основы компьютера. Практическая работа 3.1. Таблицы истинности логических функций Практическая работа 3.2. Модели электрических схем логических элементов и, или, не Контрольная работа № 3 «Основы логики». 4. Информационное общество и информационная безопасность Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. 7 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика». Основы алгоритмической культуры Выпускник научится: понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем; строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды); составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); использовать логические значения, операции и выражения с ними; понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: базовым навыкам работы с компьютером; использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); 8 знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. Выпускник получит возможность: познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.). Работа в информационном пространстве Выпускник научится: базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач; организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основам соблюдения норм информационной этики и права. Выпускник получит возможность: познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете; познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; получить представление о тенденциях развития ИКТ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; 9 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 10 Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса. Учебно-методические пособия: 1. 1. Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 2. 2. Н.Д.Угринович. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1 3. II. Литература для учителя 4. 1. Н.Угринович. Преподавание курса информатики в основной и старшей школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 5. 2. Н.Угринович. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1 Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 6. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010. 8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 9. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010. Технические средства обучения: Компьютер, презентации. Программные средства Операционная система – Windows XP, Linux. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. 11 Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Wеb-страниц. Интернет ресурсы: 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. 2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал". 3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов» 5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 6. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий. 7. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. 8. http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал 10. http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал 11. http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации 12. http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования 13. http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования 14. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 15. http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ 16. http://www.km-school.ru - КМ-школа 17. http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика» /методические материалы/ 12 18. http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ 19. http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению 13 Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Дата проведения Количество часов По плану Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители 1 04.09 Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа 1.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Линейный алгоритм. 1 11.09 1 18.09 1 25.09 Алгоритмическая структура «ветвление». 1 02.10 1 09.10 1 1 16.10 1 06.11 1 13.11 Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2. Проект «Переменные». Практическая работа 1.3. Проект «Калькулятор». Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа 1.4. Проект «Строковый калькулятор» Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа 1.5. Проект «Даты и время» Практическая работа 1.6. Проект «Сравнение кодов символов». Способы применения оператора выбора. Практическая работа 1.7. Проект «Отметка». 1 14 23.10 20.11 Фактически 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Способы применения оператора цикла с 1 предусловием. Практическая работа 1.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 1.9. Проект «Словоперевертыш» Графические возможности объектно1 ориентированного языка программирования Visial Basic. Практическая работа 1.10. Проект «Графический редактор». Системы координат в компьютерной системе. 1 Практическая работа 1.11. Проект «Системы координат». Анимация. Практическая работа 1.12. Проект 1 «Анимация» 1 Контрольная работа №1 «Основы алгоритмизации». Моделирование и формализация Окружающий мир как иерархическая система. 1 Моделирование как метод познания. Практическая работа 2.1. Проект «Бросание мячика в площадку» 27.11 04.12 11.12 18.12 25.01 25.12 Материальные и информационные модели. Практическая работа 2.2. Проект «Графическое решение уравнения». Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа 2.3. Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» 1 15.01 1 22.01 1 29.01 Построение и исследование физических моделей. 1 05.02 15 Практическая работа 2.4. Проект «Распознавание удобрений» 22 Приближенное решение уравнений. Практическая работа 2.5. Проект «Модели систем управления». 23 Экспертные системы распознавания химических 1 веществ. Информационные модели управления объектами 1 1 Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация». Логика и логические основы компьютера Алгебра логики. 1 Логические операции. Практическая работа 3.1. 1 Таблицы истинности логических функций Логические основы устройства компьютера. 1 Практическая работа 3.2. Модели электрических схем логических элементов и, или, не 19.02 Сумматор двоичных чисел Построение таблиц истинности для логических выражений. Контрольная работа № 3 «Основы логики». 1 1 15.04 22.04 1 29.04 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 12.02 26.02 04.03 11.03 18.03 08.04 Информационное общество и информационная безопасность Информационное общество. 1 06.05 Информационная культура. Перспективы развития 1 13.05 ИКТ. Итоговая контрольная работа. 1 20.05 16 Дата проведения урока По плану Лист корректировки тематического планирования Тема урока Причина Способ корректировки Согласование с корректировки зам.директора по УВР Фактически 17 18