информатика 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 8 класса
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год

Составитель программы:
учитель информатики
Уханова Л.В.

с. Паспарта, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с
учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора
элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного
экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного
общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение
одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками,
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого
поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также
практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы
выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной
системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в
учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение
для различных операционных систем.

2

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программнометодического комплекса, в который входят: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.
Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Содержание курса информатики
1. Информация и информационные процессы.
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе.
Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки:
форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации
как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к
определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства
ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и
файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.
Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и
приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные
вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана
информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
3

Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета.
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные
ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный
Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура
Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на
Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение.

4

Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления
информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять
свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять
объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом,
мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
5

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных)
таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных
объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

6

Перечень учебно-методических средств обучения
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
·
Компьютер
·
Проектор
·
Принтер
·
Модем
·
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
·
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура
и мышь.
·
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера;
диктофон, микрофон.
Программные средства
·
Операционная система – Windows XP, Linux.
·
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
·
Антивирусная программа.
·
Программа-архиватор.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические
редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
7

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.

8

№

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Дата проведения
Количество
Тема урока
часов
По плану

Информация и информационные процессы.
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.
Информационные процессы в неживой природе.
2
Информационные процессы в живой природе.

1

08.09

1

15.09

Кодирование информации с помощью знаковых
систем.
Знаковые системы. Кодирование информации.

1

22.09

1

29.09.

Количество информации.
Определение количества информации.
5
Алфавитный подход к определению количества
информации.
6
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1
«Вычисление количества информации с помощью
калькулятора».
7
Практическая работа №1. 2 «Тренировка ввода
текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
8
Контрольная работа №1 по теме «Информация и
информационные процессы»
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
9
Программная обработка данных на компьютере.
Устройство компьютера. Процессор и системная
плата.
10
Устройства ввода и вывода информации.

1

06.10

1

13.10

3
4
5

1
20.10
1

27.10

1

10.11

1

1
9

17.11
24.11

Фактически

11

Оперативная память. Долговременная память.

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с
использованием файлового менеджера».
13
Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ
Практическая работа № 2.2 «Форматирование,
проверка и дефрагментация дискет».
14
Программное обеспечение компьютера.
Практическая работа № 2.3 «Определение
разрешающей способности мыши».
15
Графический интерфейс операционных систем и
приложений.
16
Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Практическая
работа №2.4 «Установка даты и времени с
использованием графического интерфейса
операционной системы».
17
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2.7
«Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
18
Правовая охрана программ и данных. Защита
информации.
19
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как
универсальное устройство обработки
информации.»
Коммуникационные технологии.
12

1
1

1

1

1

01.12
08.12

15.12

22.12
29.12

1
12.01

1

1
1

19.01
26.01
02.02

20

Передача информации.

1

09.02

21

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.1 «Предоставление

1

16.02

10

22

23

24

25

26
27
28

29
30
31

32

доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав
Интернета. Практическая работа № 3.2
«Подключение к Интернету».
Адресация в Интернете. Маршрутизация и
транспортировка данных. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.3 «География
Интернета».
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная
паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа №
3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая
работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

1

22.03

1
01.03

1

1

07.03

15.03

Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая
работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Общение, звук и видео в Интернете.

1

22.03

1

05.04

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в
Интернете».
Электронная коммерция в Интернете.

1

1

19.04

Web-страницы и Web-сайты. Структура Webстраницы.
Форматирование текста на Web-странице.
Инструктаж по Тб. Практическая работа № 3.8
«Разработка сайта с использованием языка
разметки текста HTML».
Вставка изображений и гиперссылок на Webстраницы.

1

26.04

12.04

1
03.05

1
11

10.05

33

Списки и интерактивные формы на Web-страницах

1

17.05

34

Контрольная работа№3 по теме
«Коммуникационные технологии».

1

24.05

12

Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока

По плану

Тема
урока

Причина
корректировки

Фактически

13

Способ
корректировки

Согласование с
зам.директора по
УВР


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».