РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 8 класса Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель информатики Уханова Л.В. с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: · определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; · комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; · использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; · владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения). Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux. В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем. 2 Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программнометодического комплекса, в который входят: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г. Содержание курса информатики 1. Информация и информационные процессы. Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практические работы: Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы Защита информации. Практические работы: Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши». 3 Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени». Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». 3. Коммуникационные технологии. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Практические работы: Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету». Практическая работа № 3.3 «География Интернета». Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета». Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете». Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». 4. Итоговое повторение. 4 Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ в 8 классе В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать · виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; · единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; · основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; · программный принцип работы компьютера; · назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь · выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; · оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; · оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; · создавать информационные объекты, в базе данных; · искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; · пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5 · создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); · проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; · создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; · организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; · передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 6 Перечень учебно-методических средств обучения 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства · Компьютер · Проектор · Принтер · Модем · Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией · Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. · Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. Программные средства · Операционная система – Windows XP, Linux. · Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). · Антивирусная программа. · Программа-архиватор. · Клавиатурный тренажер. · Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. 7 · · · · · · · · · · · · Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Wеb-страниц. 8 № Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе. (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) Дата проведения Количество Тема урока часов По плану Информация и информационные процессы. 1 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информационные процессы в неживой природе. 2 Информационные процессы в живой природе. 1 08.09 1 15.09 Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы. Кодирование информации. 1 22.09 1 29.09. Количество информации. Определение количества информации. 5 Алфавитный подход к определению количества информации. 6 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». 7 Практическая работа №1. 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». 8 Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 9 Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. 10 Устройства ввода и вывода информации. 1 06.10 1 13.10 3 4 5 1 20.10 1 27.10 1 10.11 1 1 9 17.11 24.11 Фактически 11 Оперативная память. Долговременная память. Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». 13 Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». 14 Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши». 15 Графический интерфейс операционных систем и приложений. 16 Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Практическая работа №2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». 17 Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2.7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». 18 Правовая охрана программ и данных. Защита информации. 19 Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» Коммуникационные технологии. 12 1 1 1 1 1 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 1 12.01 1 1 1 19.01 26.01 02.02 20 Передача информации. 1 09.02 21 Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.1 «Предоставление 1 16.02 10 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 доступа к диску на компьютере в локальной сети». Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету». Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.3 «География Интернета». Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». 1 22.03 1 01.03 1 1 07.03 15.03 Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета». Общение, звук и видео в Интернете. 1 22.03 1 05.04 Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете». Электронная коммерция в Интернете. 1 1 19.04 Web-страницы и Web-сайты. Структура Webстраницы. Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Вставка изображений и гиперссылок на Webстраницы. 1 26.04 12.04 1 03.05 1 11 10.05 33 Списки и интерактивные формы на Web-страницах 1 17.05 34 Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». 1 24.05 12 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока По плану Тема урока Причина корректировки Фактически 13 Способ корректировки Согласование с зам.директора по УВР