РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 7 класса Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год Составитель программы: учитель технологии Суртаева Маина Михайловна : с. Паспарта, 2023 г. 1 Пояснительная записка. Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология" 7 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф»,2019 года и ориентирована на использование учебника "Технология" (Технология ведения дома) для 7 класса под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Синица, М.: «Вентана – Граф», 2019 г, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253). • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден 17.12. 2010 N 1897; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • Учебный план МБОУ « Паспартинская СОШ им. А.Г.Калкина» 2022-2023 учебный год. 2 Цель: формирование представлений о технологической культуре производства; развитие культуры труда подрастающих поколений; становление системы технических и технологических знаний и умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Задачи: сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин; овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. 3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» в 7 классе Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; 4 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 5 соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно– трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел «Технологии домашнего хозяйства» Тема1. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки. Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, на стольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное. Тема 2. Гигиена жилища Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения. Раздел «Электротехника» Тема 1. Бытовые электроприборы Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о микроклимате Приборы для создания микроклимата (климатические приборы) кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор Функции климатических приборов. Раздел «Кулинария» Тема 1. Блюда из молока и кисломолочных продуктов Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции. 7 Тема 2. Изделия из жидкого теста Теоретические сведения. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами. Тема 3. Виды теста и выпечки Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер. Тема 4. Сладости, десерты, напитки Теоретические сведения. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий. Тема 5. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол- фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК. Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» Тема 1. Свойства текстильных материалов Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон. Тема 2. Конструирование швейных изделий Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки. 8 Тема 3. Моделирование швейных изделий Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета. Тема 4. Швейная машина Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза. Тема 5. Технология изготовления швейных изделий Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание. Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом. Раздел «Художественные ремёсла» Тема 1. Ручная роспись тканей Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика. Тема 2. Вышивание Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. 9 Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты творческих проектов: «Умный дом», «Комплект светильников для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд», «Юбка-килт», «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др. 10 № п/п 1 Календарно-тематическое планирование по технологии ( 7 класс ). Разделы программы. Тема урока Количество Дата проведения часов по плану фактически Введение. Инструктаж по ТБ. 1 08.09.23 Цели курса. Первичный инструктаж по ТБ. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере. 2 Гигиена жилища. Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. 2 09.09.23 15.09.23 16.09.23 22.09.23 23.09.23 29.09.23 Технология домашнего хозяйства 2-3 4-5 6-7 8 9-10 2 Электротехника Бытовые электроприборы. 1 06.10.23 Исследовательская и созидательная деятельность по разделу: «Интерьер жилого дома». Творческий проект «Умный дом». 2 07.10.23 13.10.23 1 1 14.10.23 20.10.23 2 21.10.23 27.10.23 Раздел Кулинария 11 12 Блюда из молока и кисломолочных продуктов. Блюда из кисломолочных продуктов. 13-14 Изделия из жидкого теста. 11 15-16 Виды теста и выпечки. Технология приготовления изделий из пресного слоеного теста. 2 10.11.23 11.11.23 17-18 Технология приготовления изделий из песочного теста. 2 17.11.23 18.11.23 19-20 Технология приготовления сладостей, десертов, напитков. 2 21-22 Сервировка сладкого стола . Праздничный Этикет. 2 24.11.23 25.11.23 01.12.23 02.12.23 Исследовательская и созидательная деятельность по разделу: «Кулинария». 23-24 Творческий проект «Праздничный сладкий стол» Защита проекта. Раздел Создание изделий из текстильных материалов 25 Свойства текстильных материалов. 26-27 Конструирование поясной одежды. 28-29 Моделирование поясной одежды. 30 2 08.12.23 09.12.23 1 2 15.12.23 16.12.23 22.12.23 23.12.23 12.01.24 13.01.24 2 Швейная машина. 1 31-32 Технология машинных работ. 2 19.01.24 20.01.24 33 Технология изготовления швейных изделий Раскрой поясной одежды. 1 26.01.24 34 Технология ручных работ. 1 27.01.24 12 35-36 Технология машинных работ.ПР№14 Технология обработки среднего шва юбки с застежкой молнией. 37-38 Технология обработки складок. Подготовка и проведение примерки поясного изделия. 39-40 Технология обработки юбки после примерки. 2 2 02.02.24 03.02.24 09.02.24 10.02.24 2 16.02.24 17.02.24 41-42 Запуск творческого проекта «Праздничный наряд» 2 43-44 Технологический этап выполнения проекта. Оформление проектной документации. 45-46 Защита творческого проекта «Праздничный наряд» 2 22.02.24 24.02.24 01.03.24 02.03.24 07.03.24 09.03.24 Творческий проект «Праздничный наряд» 2 Раздел Художественные ремесла 47-48 Ручная роспись тканей. 2 49-50 Ручные стежки и швы на их основе. 2 51-52 Вышивание счетными швами. 2 53-54 Вышивание по свободному контуру. 2 55-56 Атласная и штриховая гладь. 2 57-58 Швы французский узелок и рококо. 59-60 4 13 15.03.24 16.03.24 22.03.24 23.03.24 05.04.24 06.04.24 12.04.24 13.04.24 19.04.24 20.04.24 26.04.24 27.04.24 03.05.24 04.05.24 61-62 Вышивание лентами. Прямой стежок с завитком. 2 63-64 Ленточный стежок. Шов «шнурки», шов «сетка» 2 65 Выполнение образца вышивка лентами 1 66 Творческий проект «Подарок своими руками» 2 22.05.23 23.05.23 67 Защита творческого проекта 1 24.05.23 68 Итоговый урок «Портфолио или мои достижения в области технологии» 1 25.05.23 14 10.05.24 11.05.24 17.05.24 18.05.24 20.05.24 ЛИТЕРАТУРА Для учителя: Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2012 Учебник «Технология. Технология ведения дома. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 г. 5. «Технология обработки ткани. 5, 6, 7,8 класс» В. Чернякова, Москва, «Просвещение», 2009гг. 6. «Кулинария. 7-9» В.И. Ермакова, Москва, «Просвещение» 1992г 7. Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек). 6 класс. М.: ВАКО, 2010. 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 9.Метод проектов в технологическом образовании: монография / Под ред. В.А. Кальней. М.: Педагогическая академия, 2010. 10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 11. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. 12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010. 14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 16. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 1. 2. 3. 4. Для обучающихся: 15 1. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симонен- ко. М.: Вентана-Граф, 2013. 2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица. М.: Вентана-Граф, 2014. 3. Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: 4. Феникс, 2003. – 416с. 5. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО 6. «Мир книги», 2007. – 96с. 7. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с. 8. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культураи традиции», 2007. – 112с. 9. Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.10. 184с. 11. Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с. 12. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с. 13. 8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 14. – 96с. 15. Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с. 16. Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с. 17. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов 18. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с. 19. Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. 20. «Полигон».1998. -31с. 21. Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с. 22. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 23. 480с. Интернет-ресурсы 1. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 16 2. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 3. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru 4. Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫: [Электронный документ]. Режим доступа:http://katalog.iot.ru 5. Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru 6. Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫: [Электронный документ].Режим доступа: http://standart.edu.ru Информационно-коммуникационные средства: 1)Обучающая система «Повар-кондитер» -5-7 классы; 2)Электронное пособие «Ремонт и обустройство дома своими руками»; 3)Обучающая система компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: № 31 «Женская одежда»; 4)Методическое пособие по воссозданию и реконструкции народного костюма в школе. Автор Хамитулина М.А. 5)Программы для вышивки крестом: PCStitch сайт программы: http:// pcstitch.comPCSPro.aspx 6)PatternMakerv4 - программа поможет из любой понравившейся картинки создать полноценную схему. 7)Электронная библиотека технологии. (Кулинария, технология ведения дома, электротехника.), М.: Одиссей, 2004 17 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока Наименование разделов и тем Причина корректировки 18 Способ корректировки Согласование зам. директора по УВР