МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Алтай Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для 9 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Манзырова Андриана Алексеевна учитель английского языка с. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основе: Rainbow English 9 класс. В процессе обучения по курсу «English» в 9 классе реализуются следующие цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной; речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в двух основных видах речевой деятельности (чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Задачи: 1. 2. 3. 4. Расширить языковой запас активной лексики согласно тематике изучаемых тем; Усвоить речевые клише этикетного характера (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие и т.д.); Совершенствовать навык письма, аудирования; Совершенствовать навык чтения, с разной стратегией понимания содержания. Требования к уровню подготовки учащихся по английскому языку В результате изучения английского языка ученик должен знать/понимать • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, 2 словосложение, конверсия); • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; • признаки изученных грамматических явлений (видо-временныхформ глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка; уметь говорение • начинать, вести/поддерживать изаканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника иотвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; аудирование • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, объявления на вокзале) и выделять для себя значимую информацию; • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; • использовать переспрос, просьбу повторить; чтение • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь 3 • • заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты изучения иностранного языка: • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; 4 • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты освоения программы по иностранному языку: В коммуникативной сфере (то есть владении иностранным языком как средством общения). Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию; чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; 5 • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в основной школе; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); 6 • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах. Г. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; 7 • умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание учебного предмета 1. Подростки: их жизнь и проблемы (27 ч) Поведение подростков дома и в школе. Проблема карманных денег. Работа для подростков. Творчество Джерома Дэвида Сэлинджера. Проблема отцов и детей. Проблема расизма. Проблема иммиграции. Подростки и азартные игры. Детские и молодежные организации в России и других странах. Легко ли быть подростком 2. Печатные издания: книги, журналы, газеты (26 ч) Предпочтения в чтении. Посещение библиотеки. Музей Шерлока Холмса. Самые известные библиотеки мира. Литературные жанры. Карманные деньги. Британская пресса. Различные журналы. Журналистика. Творчество Джоан Роулинг. Электронные книги. Энциклопедия «Британника» 3. СМИ: радио, телевидение, интернет (26 ч) Средства массовой информации. Телевизионные программы. Корпорация Би-Би-Си. Телевидение в учебном процессе. Выбор телеканалов для просмотра. Современное телевидение. Интернет. Общение с помощью бумажных и электронных писем 4. Наука и технологии (26 ч) Известные ученые. Термины «наука» и «техника». Важные науки. Индустриальная революция. История развития техники. Орудия труда и современные бытовые приборы. Наука и медицина. Нил Армстронг. Исследования космоса. 8 Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Всего Контрольные работы 1. Взаимоотношения в семье и с друзьями. Конфликты и их решения 10 2. Внешность и характер человека/литературного персонажа 7 3. Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись; 10 компьютерные книги в жизни подростка Здоровый образигры). жизни.Роль Режим труда и отдыха. Фитнес. Сбалансированное питание. Посещение врача 4. 10 5. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодёжная мода 7 6. Школа, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Взаимоотношения в школе, проблемы и 8 их решение. Переписка с зарубежными сверстниками 7. Виды отдыха в различное время года. Путешествия по России и зарубежным странам. Транспорт 10 8. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Стихийные 10 бедствия 9. Средства массовой информации. Телевидение. 10 Радио. Пресса. Интернет. 10. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы и крупные 10 города; население; официальные языки. Достопримечательности, культурные (национальные праздники, знаменателные даты, традиции, обычаи); страницы истории особенности 11. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их квлад в науку и мировую 10 культуру: государственные деятели, учёные, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 9 10 Практические работы Календарно-тематическое планирование № п/п Количество часов Тема урока Дата проведения По плану 1. Моя семья – мои лучшие друзья 1 2.09 2. Семейные истории 1 6.09 3. Традиции в моей семье 1 7.09 4. Семьи в России 1 9.09 5. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье с друзьями 1 13.09 6. Известные истории дружбы 1 14.09 7. Конфликт поколений 1 16.09 8. Ценность семьи 1 20.09 9. Обобщение и контроль 1 21.09 10. Мои одноклассники: внешность и характер 1 23.09. 11. Мой любимый учитель 1 27.09 12. Мои любимые литературные персонажи 1 28.09 10 По факту 13. Покупки. Молодежная мода. Мода для современной молодежи 1 30.09 14. Покупки. Молодежная мода. Поход по магазинам с друзьями 1 4.10 15. Молодежная мода. Обобщение и контроль 1 5.10 16. Роль книги в жизни подростка. Чтение в жизни современного подростка 1 7.10. 17. Кино и театр в жизни современного подростка 1 11.10 18. Музыка как хобби 1 12.10 19. Живопись и посещение музеев 1 18.10. 20. Любят ли подростки заниматься спортом? 1 19.10 21. Экстремальные виды спорта 1 21.10 22. Спортивные события в моей стране 1 25.10. 23. Интернет и компьютерные игры 1 26.10 1 8.11 24. Роль книги в жизни подростка. Гаджеты, Интернет и образовательные ресурсы для досуга 25. Карманные деньги. На что мы тратим карманные деньги 1 9.11 26. Роль книги в жизни подростка. Обобщение и контроль 1 11.11 27. Режим труда и отдыха в праздники и каникулы 1 15.11 28 Режим труда и отдыха во время учебного года 1 16.11 11 29 Здоровье дороже денег 1 18.11 30 Посещение фитнес-центра 1 22.11 31 Мое отношение к спорту и фитнесу 1 23.11 32 Здоровый образ жизни. Плюсы и минусы жизни в деревне 1 25.11 33 Активный образ жизни и правильное питание 1 29.11 34 Правильный перекус 1 30.11 35 Прогулка на свежем воздухе 1 2.12 36 Продукты питания и наше здоровье 1 6.12 37 Посещение врача. Сбалансированное питание 1 7.12 38 Посещение врача. У врача 1 9.12 39 Посещение врача. Обобщение и контроль 1 13.12 40 Что делает человека образованным? 1 14.12 41 Мои друзья по всему миру 1 16.12 42 Письма зарубежным сверстникам 1 20.12 43 Переписка с зарубежными сверстниками. Любимые предметы 1 21.12 1 23.12 44 Переписка с зарубежными сверстниками. Дистанционное обучение – за и против 12 45 Переписка с зарубежными сверстниками. Школа мечты 1 27.12 46 Подготовка к экзаменам 1 28.12 47 Экзамены и стресс 1 10.01 48 Переписка с зарубежными сверстниками. Школьные традиции 1 11.01 49 Переписка с зарубежными сверстниками. Обобщение и контроль 1 13.01 1 17.01 50 Виды отдыха в различное время года. Встреча с одноклассниками после зимних каникул 51 Мои взаимоотношения с учителями и одноклассниками 1 18.01 52 Английский язык и мои учителя английского языка 1 20.01 53 Зачем мы учим английский язык 1 24.01 54 Образование после 9 класса и выбор профессии 1 25.01 55 Говорим о профессиях прошлого и будущего 1 27.01 56 Обсуждаем мужские и женские профессии 1 31.01 57 Английский язык и мир профессий. Обобщение и контроль 1 1.02 58 Климат нашей планеты. Как меняется погода 1 3.02 59 Растения и животные Австралии, Новой Зеландии, США и Канады 1 7.02 60 Реки и озера России 1 8.02 13 61 Чудеса природы. Сохраним природу вместе 1 10.02 62 Стихийные бедствия, их последствия и защита от них 1 14.02 63 Экологические проблемы России 1 15.02 64 Экологические проблемы Великобритании 1 17.02 65 Загрязнение воды, воздуха и почвы 1 21.02 66 Красная книга животных России 1 22.02 67 Борьба с мусором в больших городах 1 24.02 68 Условия проживания в городской/сельской местности. Сельское население 1 28.02 69 Жизнь за городом в России, Великобритании и США 1 29.02 70 Транспорт в деревне/селе и междугородний транспорт 1 2.03 71 Экология в городе и сельской местности в России, Великобритании и США 1 6.03 72 Достоинства и недостатки жизни в мегаполисах 1 7.03 73 Обобщение и контроль 1 9.03 74 В мире информации и коммуникации 1 13.03 75 Влияние телевидения на молодежь 1 14.03 76 Радио в нашей жизни 1 16.03 14 77 Газеты и журналы: бумажные или электронные? 1 20.03 78 Читаем и смотрим новости в Интернете 1 21.03 79 Обобщение и контроль 1 23.03 80 Идеи отдыха на весенних каникулах 1 3.04 81 Путешествуем и учимся 1 4.04 82 Какой вид транспорта лучше для путешествий? 1 6.04 83 Путешествия по реке и морские круизы 1 10.04 84 Обобщение и контроль 1 11.04 85 Символика Великобритании 1 13.04 1 17.04 1 18.04 1 20.04 86 87 88 Регионы и крупные города Великобритании и Австралии, достопримечательности и культурные особенности Символика России Регионы и крупные города США и России, достопримечательности и культурные особенности 89 Политическая система России 1 24.04 90 Россия – многонациональная страна. Языки России 1 25.04 91 Страницы российской истории 1 27.04 15 92 Знаменательные даты в истории США 1 2.05 93 Россия, Великобритания, США – союзники во Второй мировой войне 1 4.05 94 Обобщение и контроль 1 8.05 95 Ученые 1 11.05 96 Государственные деятели 1 15.05 97 Писатели и поэты 1 16.05 98 Художники 1 18.05 99 Музыканты 1 22.05 100 Выдающиеся российские спортсмены 1 23.05 101 Российские лауреаты Нобелевской премии 1 25.05 102 Обобщение и контроль 1 29.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 16 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Состав образовательной среды линии УМК “Английский язык ” (5 -9 классы) Бумажные носители: Учебник (Книга для учащихся) Рабочая тетрадь Книга для учителя Календарно-тематическое планирование 5-9 классы Рабочая программа Английский язык. 5-9 классы Электронные носители: I. Интернет-поддержка www.prosv.ru/umk/we Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» Рабочая программа Английский язык. 5-9 классы Книга для учителя Интернет-конференции, лекции II. Цифровые носители Технические средства обучения Мультимедийный компьютер Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков. Аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащенность акустическими колонками Мультимедийный проектор Интерактивная доска 17 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения По плану Тема урока Причина корректировки Фактически 18 Способ корректировки Согласование с зам. директора по УВР