РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе для 9 класса Срок реализации 2023 - 2024 учебный год. Составитель программы: учитель русского языка и литературы Язарова Галина Исаковна c. Паспарта, 2023 г. Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на 2023-2024 учебный год , на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.032012г № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации » № 286;ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021г, №287 с учётом примерной Программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014), рекомендованной Министерством образовании и науки РФ, и учебника В.Я Коровиной и др ч 1,2.(М.: Просвещение, 2020) ) и в соответствии с основной образовательной программой ООО и учебным планом МБОУ «Паспартинская СОШ имени А. Г. Калкина». Рабочая программа по литературе рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к результатам изучения учебного предмета, перечень учебно-методического обеспечения, лист корректировки. Место предмета литература в учебном плане МБОУ «Паспартинская СОШ им А. Г. Калкина » В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа. 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цели изучения учебного предмета Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). 3 Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма , любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 4 Метапредметные результаты. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное ) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты. Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, 5 герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления) , фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика. Учащиеся должны понимать проблему изученного произведения; связь произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем; духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов; образную природу литературы, эстетически воспринимать произведения литературы; эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений. Учащиеся должны уметь: уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; определять авторскую позицию в произведении; формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку; выразительно читать тексты разных типов; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их; уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы. 6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...». ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. 7 «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сентиментализм (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Критика о пьесе Грибоедова. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). 8 Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика – А. А. Григорьев; «почвенники» – Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Те о р и я л и те р а т у р ы . Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. « Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно» , «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы , но твой портрет...», «Есть речи – значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». 9 Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Те о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи. Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержаниеи смысл«сентиментальности»впониманииДостоевского. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений). Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. 10 Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века (обзор) Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. 11 Тема России. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений). ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX–XX ВЕКОВ (обзор) А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. 12 Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный ( изображение загробного мира), аллегорический ,моральный ,мистический . Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя , например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», « Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен », «Тюрьма» , последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Гёте и русская литература. 13 Учебно-тематическое планирование уроков русской литературы 9 кл № Тема урока 1 Вводный урок. 2 КолДата проведения во По плану Факт часов Древнерусская литература 1 05.09 «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. 1 07.09 3 «Слово…»как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора) 1 08.09 4 Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» 1 12.09 5 Р/р Обучение сочинению. Структура сочинения-рассуждения по литературе. «В чем актуальность «Слова о полку Игореве»в наши дни?» 1 14.09 6 Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве 1 15.09 7 М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт. 1 19.09 8 «Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма. 1 21.09 9 Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник» 1 22.09 10 Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. 1 26.09 14 11 Тема любви в повести «Бедная Лиза». 1 27.09 12 Роль пейзажа в произведении Карамзина «Осень». 1 29.09 13 Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века 1 03.10 14 Шедевры русской литературы 19 века. 1 04.10 Золотой век русской поэзии. Романтизм. 15 Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. Баллада «Светлана» 1 06.10 16 А. С. Грибоедов: личность и судьба 1 10.10 17 Сюжет и композиция комедии «Горе от ума». 1 11.10 «К вам Александр Андреич Чацкий…» (анализ I действия) 18 «Век нынешний и век минувший…» (анализ II действия) 1 13.10 19 «Безумный по всему…» (анализ III действия) 1 17.10 20 «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок...» (анализ IV действия) 1 18.10 1 20.10 21 Фамусовское общество. Анализ сцены бала 22 «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний») 1 24.10 23-24 Сочинение-рассуждение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Кто же Чацкий победитель или побежденный?» 2 25.27.10 15 25 Литературная викторина по комедии Грибоедова «Горе от ума» 1 07.11 26 А. С. Пушкин: жизнь и судьба 1 08.11 27 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник..» 1 10.11 28 Дружба и друзья в лирике поэта «К Чаадаеву» «Хочу воспеть свободу миру» «К морю», 1 14.11 1 15.11 29 «Певец любви, певец своей печали” «Я вас любил..» ,«На холмах.» (любовная лирика А. С. Пушкина) 30 Образы природы в лирике А.С.Пушкина 1 17.11 31 Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий »Пушкина «Моцарт и Сальери» 1 21.11 32 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция. «Онегинская» строфа. Сюжет 1 22.11 33 «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге. 1 24.11 34 «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне 1 28.11 35 Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна 1 29.11 36 «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» 1 01.12 Онегин и Ленский 16 37 «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью» 1 05.12 38 Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа 1 06.12 39-40 Р/р Сочинение 1.«Дружба Онегина и Ленского». 2 08-12.12 41 Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине. 1 13.12 42 Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина 1 15.12 43 М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов 1 19.12 44 Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт» 1 20.12 45 Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова «Родина» 1 22.12 46 Философская лирика Лермонтова. 1 26.12 47 Тема взаимоотношений человека и природы 1 27.12 48 Подготовка к классному сочинению «Мотивы лирики Лермонтова» 1 29.12 49 «Герой нашего времени». История создания, композиция романа 1 09.01 50 Глава «Бэла» «Странный человек» Г.А.Печорин 1 10.01 51 Образ Печорина и Максим Максимовича 1 12.01 17 52 «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань» 1 16.01 53 Дружба в жизни Печорина. 1 17.01 54 Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист» 1 19.01 55 Р.Р Сочинение «Печорин « герой» или « злодей » 1 23.01 56 «Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» 1 24.01 57 Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова 1 26.01 58 Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений. 1 30.01 59 Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации 1 3101 60-61 Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов 2 02.0206.02 62 Образ Чичикова 1 07.02 63 Чичиков и чичиковщина 1 09.02 64 Дорога в Маниловку -это дорога никуда. 1 13.02 65 Образы помещиков. 1 14.02 66 Чичиков у Плюшкина. Мудрая бережливость ,ставшая безграничной скупостью. 1 16.02 67 Образ Родины в поэме «Мёртвые души» 1 20.02 18 68-69 Р.р Сочинение 1. «Чичиков и современные предприниматели? 2 21.0222.02 70 Тест по творчеству Н.В.Гоголя. 1 27.02 71 Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. 1 28.02 72 Повесть «Белые ночи» 1 01.03 73 Тема одиночества человека в странном мире белых ночей. 1 05.03 74 Петербург Достоевского 1 06.03 75 Образ города в повести «Белые ночи» 1 09.03 76 Литература XX века: многообразие жанров и направлений 1 12.03 77 Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика 1 13.03 78 Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа 1 15.03 79 И. А. Бунин. Новелла «Темные аллеи» 1 19.03 80 Литература XX века «Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А. А. Блока . «О весна без конца и без краю» 1 20.03 81 Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину «Отговорила роща..» «Шаганэ» «Не жалею..» 1 23.03 82 Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» 1 03.04 «А вы могли бы» «Послушайте» 19 83 М. А. Булгаков: Жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце» 1 05.04 84 Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой. «Мне нравится» ,«Красною кистью» 1 09.04 85 Лирика А. Ахматовой «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…». Из книги «Подорожник», «Тростник» .«Реквием». 1 10.04 86 М. А. Шолохов. «Судьба человека» 1 12.04 87 Образ Андрея Соколова. Тема военного подвига, непобедимости человека. 1 16.04 88 Н. А.Заболоцкий .Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого 1 17.04 89 .Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до… сути…»,«Весна в лесу» 1 19.04 90 Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского Лирика А.Т.Твардовского. 1 23.04 91 Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 1 24.04 92 Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX веков 1 26.04 93 По страницам произведений зарубежной литературы Гай Валерий Катулл Гораций. Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...». Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. 1 30.04 1 03.05 2 07-08.05 94 95-96 20 «Божественная комедия» (фрагменты) 97-98 Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. 2 Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» 10-14.05 99 Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гёте и русская литература. 1 15.05 100101 Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма» 2 17-21.05 102 Итоговый тест по курсу русской литературы 9 кл. 1 22.05 21 Учебно-методическое обеспечение. Список литературы ( основной и дополнительной) Для учителя 1)Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 . 2)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011 3)Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2010 4)«Литература. 9 класс. Хрестоматия» Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М,: Просвещение, 2007 5)Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011 6)Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы. М. :Просвещение, 2003 7)Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2011 8)Репин А.В. «Литература.9 класс. Проверочные работы.» Саратов: Лицей. 2007 Для учащихся 1)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011 2)Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2010 3)«Литература. 9 класс. Хрестоматия» Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М,: Просвещение, 2007 4)Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011 5)Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994. 22 4. Технические средства обучения5. 1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет 2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательной организации). 3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всей образовательной организации при наличии необходимых финансовых и технических условий). 8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 1,25) 5. Интернет-ресурсы:6 1. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа : www.wikipedia.ru 2. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : www.krugosvet.ru 6. Информационно-компьютерные средства. 1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. 2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). 3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности) 23 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока Тема урока Причина корректировк и 24 Способ корректиров ки Согласование с зам. директора по УВР