РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 9 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы: учитель
биологии
Кадранова Чечек Юрьевна
с. Паспарта, 2023 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• Примерная программа по биологии 5-9 классы.
• Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
• Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
• Письмо Минобрнауки России №08-1716 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»
• Авторская программа по биологии (базовый уровень) 5 - 9 классы, автор Сонин Н.И, Захаров В.Б.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого
значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий
по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В
соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую
биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга
2
вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в
начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей
школе.
Цели обучения:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и
биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с
различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской
помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов,
вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
Задачи обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты.
Содержание учебного курса.
3
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема
Тема 1. Место человека в системе органического мира
Тема 2. Происхождение человека
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях
организма человека
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
Тема 5. Координация и регуляция
Тема 6. Опора и движение
Тема 7. Внутренняя среда организма
Тема 8. Транспорт веществ
Тема 9. Дыхание
Тема 10. Пищеварение
Тема 11. Обмен веществ и энергии
Тема 12. Выделение
Тема 13. Покровы тела
Тема 14. Размножение и развитие
Тема 15 Высшая нервная деятельность
Тема 16. Человек и его здоровье
итого
Тематическое планирование.
Раздел 1. Введение (11часов)
4
количество
часов по
программе
2
2
1
количество часов по
календарно –
тематическому плану
2
2
3
4
12
8
3
4
5
5
2
3
3
3
7
6
68
4
11
8
3
5
5
5
2
2
3
3
5
5
68
Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и
животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека,
их происхождение и единство.
Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,
Андреас Везалий.
Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого
организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
1. Строение клетки.
2. Микроскопическое строение тканей.
3. Распознавание на таблицах органов и систем органов
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч)
Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов)
5
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные
системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение
функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и
ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена
органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,
вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
4. Строение спинного мозга.
5. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
6. Изучение изменения размера зрачка
Тема 2.2. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой
деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные
изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система.
Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая
нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в
восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном
формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
7. Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости
8. Изучение внешнего строения костей.
6
9. Измерение массы и роста своего организма.
10. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности
организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови.
Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови.
Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
11. Изучение микроскопического строения крови
Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.
Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
12. Измерение кровяного давления
13. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Тема 2.5. Дыхание (5 часов)
7
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения.
Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при
отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
14. Определение частоты дыхания.
Тема 2.6. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины.
Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная
железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
15. Воздействие слюны на крахмал
16. Воздействие желудочного сока на белки
17. Определение норм рационального питания.
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз.
Гипервитаминоз.
Тема 2.8. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль
кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
8
Тема 2.9. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост
и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.
Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы.
Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.
Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 2.12. Человек и его здоровье (5 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания.
Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы.
18. Изучение приёмов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений.
19. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
9
Тематическое планирование
№
Тема урока
Количеств
о часов
Раздел 1. Введение (11часов)
Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
1
Место человека в системе органического мира
Дата проведения
По плану
1
Сходство и различие человека и животных
04.09.2023
06.09
2
Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа)
3
Фактически
1
Происхождение человека.
Этапы его становления.
Расы человека, их происхождение и единство.
1
11.09
1
13.09
4
Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3 часа)
Науки, изучающие человека. История развития знаний о
1
18.09
5
строении и функциях организма человека.
6
7
Великие анатомы и физиологи
Контрольная работа №1 по теме «Изучение человека»
1
1
Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
8
Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1
1
«Строение клетки»
10
20.09
25.09
27.09
1
02.10
9
10
Ткани. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое
строение тканей».
Органы. Системы органов.
1
04.10
1
09.10
11
Системы органов. Лабораторная работа №3 «Распознавание
на таблицах органов и систем органов»
1
1
11.10
16.10
1
18.10
Рефлекторный характер деятельности нервной системы
1
23.10
Спинной мозг, строение и функции Лабораторная работа
№4 «Строение спинного мозга»
1
25.10
Головной мозг, строение и функции.
Лабораторная работа №5 «Изучение головного мозга
человека (по муляжам)»
1
1
06.11
Соматическая и вегетативная нервная система
1
13.11
Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их
анализаторы
1
15.11
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч)
Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов)
12 Гуморальная регуляция
13 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии
организма
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и
14 периферический
15
16
17
18
08.11
19
20
11
1
20.11
21
Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная
работа №6 «Изучение изменения размера зрачка»
22
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы
1
22.11
23
24
25
26
27
28
29
Тема 2.2. Опора и движение (8 часов)
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
1
Лабораторная работа №7 «Исследование свойств
нормальной, жжёной и декальцинированной кости»
Скелет головы и туловища
1
Скелет конечностей. Лабораторная работа №8 «Изучение
1
внешнего строения костей»
27.11
29.11
04.12
Первая помощь при растяжении связок, вывихах и
переломах. Лабораторная работа №9 «Измерение массы и
роста своего организма»
Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа №10
«Выявление влияния статической и динамической нагрузки
на утомление мышц»
Заболевания опорно-двигательной системы и их
профилактика.
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и
движения человека.
1
06.12
1
11.12
1
13.12
1
18.01
Контрольная работа №2 по теме «Опора и движение»
1
20.12
30
Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа)
12
31
32
33
Внутренняя среда организма. Кровь, её функции и состав.
Лабораторная работа №11 «Изучение микроскопичес-кого
строения крови»
Иммунитет
Тканевая совместимость и переливание крови.
1
25.12
1
1
27.12
02.01.2024
38
Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов)
Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфообраще2
ние.
Работа сердца. Лабораторная работа №12 «Измерение
1
кровяного давления»
Движение крови по сосудам. Заболевания сердечно1
сосудистой системы. Лабораторная работа №13
«Определение пульса и подсчет числа сердечных
сокращений»
Контрольная работа №3 по теме «Внутренняя среда
1
организма. Транспорт веществ»
39
Тема 2.5. Дыхание (5 часов)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких
1
1
31.01
40
Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях.
Лабораторная работа №14 «Определение частоты дыхания»
Заболевания органов дыхания и их профилактика
1
05.02
Оказание первой помощи при остановке дыхания
1
07.02
3435
36
37
41
42
13
10.01
15.01
17.01
22.01
24.01
29.01
43
Контрольная работа №4 по теме «Дыхание»
Тема 2.6. Пищеварение (5 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение.
44 Строение и функции пищеварительной системы.
45
46
47
48
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.
Лабораторная работа №15 «Воздействие слюны на крахмал
желудочного сока на белки»
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.
Лабораторная работа №16«Воздействие желудочного сока
на белки»
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных
веществ.
Гигиена питания. Лабораторная работа №17 «Определение
норм рационального питания»
1
12.02
1
14.02
1
19.02
1
21.02
1
1
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа)
49 Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой
1
обмен.
50 Витамины, их роль в организме.
1
Тема 2.8. Выделение (2 часа)
51 Органы выделения. Строение и функции почек
1
52
Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.
Тема 2.9. Покровы тела (3 часа)
53 Покровы тела. Строение и функции кожи
14
26.02
28.02
04.03
06.03
11.03
1
13.03
1
18.03
1
54
Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь при ожогах и
обморожениях, их профилактика.
55
Контрольная работа №5 по теме «Выделение. Кожа»
1
08.04
Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа)
56 Система органов размножения
57 Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.
1
1
10.04
15.04
1
17.04
1
1
22.04
24.04
58
Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции,
передающиеся половым путём и их профилактика.
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов)
59 Поведение человека. Рефлекс.
60 Биологические ритмы. Сон и его значение.
20.03
61
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
29.04
62
Типы нервной деятельности
1
06.05
63
1
08.05
1
13.05
66
Контрольная работа №6 по теме «Высшая нервная
деятельность»
Вредные привычки и заболевания с ними связанные.
Лабораторная работа № 19 «Анализ и оценка влияния
факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Двигательная активность и здоровье человека
1
15.05
67
68
Закаливание. Гигиена человека
Итоговая контрольная работа
1
1
20.05
22.05
65
15
Литература
1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биологии. Человек. 9класс. Москва «Дрофа», 2014 г., рабочая тетрадь к учебнику.
2. Биология. Человек. Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Волгоград.
«Учитель», 2015.
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение
биологии. М., «Просвещение»,1999 г.
4. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)». М., «Аквариум», 1998 г.
5. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Москва. «Просвещение» 1993г.
6. «Биология: человек». (Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2009г.)
7. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене», Москва. «Просвещение» 1989г.
8. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии», Москва. «Просвещение» 2001г.
9. Георгиева С.А. и др. «Физиология», Москва. «Просвещение» 1981г.
10. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. «Биологический эксперимент в школе», Москва. «Просвещение» 1990г.
11. Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка материалов для учителей биологии по разным
биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов
http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии.
16
Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока
Тема урока
Причина
корректировки
17
Способ
корректировки
Согласование с
зам.директора по
УВР