РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса на 2023-2024 учебный год Составитель программы: учитель биологии Кадранова Чечек Юрьевна с. Паспарта, 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. • Примерная программа по биологии 5-9 классы. • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» • Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253» • Письмо Минобрнауки России №08-1716 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов» • Авторская программа по биологии (базовый уровень) 5 - 9 классы, автор Сонин Н.И, Захаров В.Б. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга 2 вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Цели обучения: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций. Задачи обучения: Формирование целостной научной картины мира; Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; Овладение научным подходом к решению различных задач; Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Содержание учебного курса. 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Тема 1. Место человека в системе органического мира Тема 2. Происхождение человека Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека Тема 5. Координация и регуляция Тема 6. Опора и движение Тема 7. Внутренняя среда организма Тема 8. Транспорт веществ Тема 9. Дыхание Тема 10. Пищеварение Тема 11. Обмен веществ и энергии Тема 12. Выделение Тема 13. Покровы тела Тема 14. Размножение и развитие Тема 15 Высшая нервная деятельность Тема 16. Человек и его здоровье итого Тематическое планирование. Раздел 1. Введение (11часов) 4 количество часов по программе 2 2 1 количество часов по календарно – тематическому плану 2 2 3 4 12 8 3 4 5 5 2 3 3 3 7 6 68 4 11 8 3 5 5 5 2 2 3 3 5 5 68 Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Значение знаний о строении и функционировании организма человека. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3 часа) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза. Лабораторные и практические работы. 1. Строение клетки. 2. Микроскопическое строение тканей. 3. Распознавание на таблицах органов и систем органов Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч) Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов) 5 Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Лабораторные и практические работы. 4. Строение спинного мозга. 5. Изучение головного мозга человека (по муляжам). 6. Изучение изменения размера зрачка Тема 2.2. Опора и движение (8 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность. Лабораторные и практические работы. 7. Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости 8. Изучение внешнего строения костей. 6 9. Измерение массы и роста своего организма. 10. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Лабораторные и практические работы. 11. Изучение микроскопического строения крови Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении. Лабораторные и практические работы. 12. Измерение кровяного давления 13. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений Тема 2.5. Дыхание (5 часов) 7 Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Лабораторные и практические работы. 14. Определение частоты дыхания. Тема 2.6. Пищеварение (5 часов) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Лабораторные и практические работы. 15. Воздействие слюны на крахмал 16. Воздействие желудочного сока на белки 17. Определение норм рационального питания. Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Тема 2.8. Выделение (2 часа) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. 8 Тема 2.9. Покровы тела (3 часа) Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении. Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа) Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Тема 2.12. Человек и его здоровье (5 часов) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы. 18. Изучение приёмов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений. 19. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. 9 Тематическое планирование № Тема урока Количеств о часов Раздел 1. Введение (11часов) Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа) 1 Место человека в системе органического мира Дата проведения По плану 1 Сходство и различие человека и животных 04.09.2023 06.09 2 Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа) 3 Фактически 1 Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. 1 11.09 1 13.09 4 Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (3 часа) Науки, изучающие человека. История развития знаний о 1 18.09 5 строении и функциях организма человека. 6 7 Великие анатомы и физиологи Контрольная работа №1 по теме «Изучение человека» 1 1 Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) 8 Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 1 «Строение клетки» 10 20.09 25.09 27.09 1 02.10 9 10 Ткани. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение тканей». Органы. Системы органов. 1 04.10 1 09.10 11 Системы органов. Лабораторная работа №3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» 1 1 11.10 16.10 1 18.10 Рефлекторный характер деятельности нервной системы 1 23.10 Спинной мозг, строение и функции Лабораторная работа №4 «Строение спинного мозга» 1 25.10 Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа №5 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» 1 1 06.11 Соматическая и вегетативная нервная система 1 13.11 Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы 1 15.11 Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (57 ч) Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов) 12 Гуморальная регуляция 13 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и 14 периферический 15 16 17 18 08.11 19 20 11 1 20.11 21 Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №6 «Изучение изменения размера зрачка» 22 Органы слуха и равновесия. Их анализаторы 1 22.11 23 24 25 26 27 28 29 Тема 2.2. Опора и движение (8 часов) Скелет. Строение, состав и соединение костей. 1 Лабораторная работа №7 «Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости» Скелет головы и туловища 1 Скелет конечностей. Лабораторная работа №8 «Изучение 1 внешнего строения костей» 27.11 29.11 04.12 Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах. Лабораторная работа №9 «Измерение массы и роста своего организма» Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа №10 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц» Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. 1 06.12 1 11.12 1 13.12 1 18.01 Контрольная работа №2 по теме «Опора и движение» 1 20.12 30 Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа) 12 31 32 33 Внутренняя среда организма. Кровь, её функции и состав. Лабораторная работа №11 «Изучение микроскопичес-кого строения крови» Иммунитет Тканевая совместимость и переливание крови. 1 25.12 1 1 27.12 02.01.2024 38 Тема 2.4. Транспорт веществ (5 часов) Транспорт веществ. Кровеносная система. Лимфообраще2 ние. Работа сердца. Лабораторная работа №12 «Измерение 1 кровяного давления» Движение крови по сосудам. Заболевания сердечно1 сосудистой системы. Лабораторная работа №13 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» Контрольная работа №3 по теме «Внутренняя среда 1 организма. Транспорт веществ» 39 Тема 2.5. Дыхание (5 часов) Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких 1 1 31.01 40 Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа №14 «Определение частоты дыхания» Заболевания органов дыхания и их профилактика 1 05.02 Оказание первой помощи при остановке дыхания 1 07.02 3435 36 37 41 42 13 10.01 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01 43 Контрольная работа №4 по теме «Дыхание» Тема 2.6. Пищеварение (5 часов) Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. 44 Строение и функции пищеварительной системы. 45 46 47 48 Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №15 «Воздействие слюны на крахмал желудочного сока на белки» Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №16«Воздействие желудочного сока на белки» Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Лабораторная работа №17 «Определение норм рационального питания» 1 12.02 1 14.02 1 19.02 1 21.02 1 1 Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа) 49 Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой 1 обмен. 50 Витамины, их роль в организме. 1 Тема 2.8. Выделение (2 часа) 51 Органы выделения. Строение и функции почек 1 52 Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. Тема 2.9. Покровы тела (3 часа) 53 Покровы тела. Строение и функции кожи 14 26.02 28.02 04.03 06.03 11.03 1 13.03 1 18.03 1 54 Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях, их профилактика. 55 Контрольная работа №5 по теме «Выделение. Кожа» 1 08.04 Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа) 56 Система органов размножения 57 Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека. 1 1 10.04 15.04 1 17.04 1 1 22.04 24.04 58 Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика. Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов) 59 Поведение человека. Рефлекс. 60 Биологические ритмы. Сон и его значение. 20.03 61 Особенности высшей нервной деятельности человека. 1 29.04 62 Типы нервной деятельности 1 06.05 63 1 08.05 1 13.05 66 Контрольная работа №6 по теме «Высшая нервная деятельность» Вредные привычки и заболевания с ними связанные. Лабораторная работа № 19 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» Двигательная активность и здоровье человека 1 15.05 67 68 Закаливание. Гигиена человека Итоговая контрольная работа 1 1 20.05 22.05 65 15 Литература 1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биологии. Человек. 9класс. Москва «Дрофа», 2014 г., рабочая тетрадь к учебнику. 2. Биология. Человек. Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Волгоград. «Учитель», 2015. 3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. М., «Просвещение»,1999 г. 4. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)». М., «Аквариум», 1998 г. 5. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Москва. «Просвещение» 1993г. 6. «Биология: человек». (Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2009г.) 7. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене», Москва. «Просвещение» 1989г. 8. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии», Москва. «Просвещение» 2001г. 9. Георгиева С.А. и др. «Физиология», Москва. «Просвещение» 1981г. 10. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. «Биологический эксперимент в школе», Москва. «Просвещение» 1990г. 11. Интернет-ресурсы: http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии. 16 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока Тема урока Причина корректировки 17 Способ корректировки Согласование с зам.директора по УВР