Рабочая программа ID5421262

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Алтай

Отдел образования Улаганского района

МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина"

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей начальных классов
________В.И. Кадранова
Протокол №1
от "26" август2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директором школы

______________ Л.В. Уханова

________А.В. Байжигитов

Протокол №1

Приказ №1

от "26" август 2022 г.

от "27" август2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5336803)
учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Манзырова Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов

с. Паспарта, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные
памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные
и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и
укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение

температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта,
судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного

движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
— называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
— описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью
во имя общей цели.

1

0

0

03.09.2022

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему:
«Что такое общество»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная 1
страна.

0

0

07.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов
нашей страны»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

1

0

0

10.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов
нашей страны»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные
объекты) России, родного края.

1

0

0

14.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов
нашей страны»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.5.

Города Золотого кольца России.

3

0

0

17.09.2022

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
использованием фотографий достопримечательностей,
сувениров и т.д.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона.

1

0

0

21.09.2022

Повторение. Государственная символика;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и
других народов.

1

0

0

24.09.2022

Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных
республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах,
рассказы для гостей о родном крае;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.8.

Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в
семье.

1

0

0

28.09.2022

Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья»,
«Почему семью называют коллективом»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание,
поддержка.

1

0

0

01.10.2022

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие
бывают семьи?»;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

1

05.10.2022

Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.11.

Страны и народы мира на карте.

7

1

1

08.10.2022
29.10.2022

Практическая работа с картой: страны мира. Работа в
группах: самостоятельное составление описания любой
страны или народа мира (с использованием
дополнительной литературы и Интернета);

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся.

1

0

0

09.11.2022

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности
отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание
видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

1

12.11.2022

Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и
др.;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.

2

0

0

16.11.2022
19.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
естественных и искусственных тел; классификация
твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в
природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

1

23.11.2022
26.11.2022

Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и
др.;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

30.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
естественных и искусственных тел; классификация
твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного
края.

2

0

1

03.12.2022
07.12.2022

Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и
др.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной деятельности человека.

1

0

0

10.12.2022

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни
природы и хозяйственной деятельности людей);

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы:
строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

1

0

0

14.12.2022

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды.

1

0

0

17.12.2022

Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и
дыхания растений.

1

0

0

21.12.2022

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
растений»;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.10.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.

1

0

0

24.12.2022

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
растений»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений.

1

0

0

11.01.2023

Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика.
Охрана растений.

1

0

0

14.01.2023

Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0

18.01.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

21.01.2023

Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы),
подготовка презентации;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0

25.01.2023

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему «Охрана
животных»;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных.

1

1

0

28.01.2023

Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди
ошибку в классификации животных;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0

01.02.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в
природном сообществе.

2

0

0

04.02.2023
08.02.2023

Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество»;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной
деятельности, получения продуктов питания (поле, сад,
огород).

1

0

0

11.02.2023

Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0

15.02.2023

Беседа по теме «Для чего человек создает новые
сообщества?»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

18.02.2023

Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга,
водоёма) как сообщества»;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.22.

Человек — часть природы. Общее представление о строении
тела человека.

1

1

0

22.02.2023

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя:
«Строение тела человека»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма.

7

0

0

25.02.2023
18.03.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние,
описание функций разных систем органов;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0

22.03.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние,
описание функций разных систем органов;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

1

25.03.2023

Практическая работа по теме «Измерение температуры
тела и частоты пульса»;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.

2

1

1

05.04.2023
08.04.2023

Обсуждение результатов проектной деятельности по теме
«Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам
электрических, газовых, тепловых подстанций и других
опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

0

12.04.2023
15.04.2023

Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов
транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на
борту самолёта, судна.

2

0

0

19.04.2023
22.04.2023

Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте,
на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках
мошенничества в сети; защита персональной информации) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

4

7

26.04.2023

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность
при работе в Интернете»;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Вводный урок. Как
устроен мир

1

0

0

03.09.2022 Устный опрос;

2.

Природа

1

0

0

07.09.2022 Устный опрос;

3.

Общество

1

0

0

10.09.2022 Устный опрос;

4.

Российская Федерация

1

0

0

14.09.2022 Устный опрос;

5.

О чем расскажет план

1

0

0

17.09.2022 Устный опрос;

6.

Что такое экология?

1

0

0

21.09.2022 Устный опрос;

7.

Проверь себя по разделу
"Как устроен мир"

1

1

0

24.09.2022 Письменный
контроль;

8.

Звездное небо - Великая
книга Природы

1

0

0

28.09.2022 Устный опрос;

9.

Тела, вещества, частицы

1

0

1

01.10.2022 Устный опрос;

10. Разнообразие веществ

1

0

1

05.10.2022 Устный опрос;

11. Воздух и его охрана

1

0

0

08.10.2022 Устный опрос;

12. Вода

1

0

1

12.10.2022 Практическая
работа;

13. Превращения. Круговорот
воды в природе

1

0

0

15.10.2022 Устный опрос;

14. Берегите воду!

1

0

0

19.10.2022 Устный опрос;

15. Как разрушаются камни

1

0

0

22.10.2022 Устный опрос;

16. Что такое почва

1

0

1

26.10.2022 Практическая
работа;

17. Разнообразие растений

1

0

0

29.10.2022 Устный опрос;

18. Солнце, растение и мы с
вами

1

0

0

09.11.2022 Устный опрос;

19. Размножение и развитие
растений

1

0

0

12.11.2022 Устный опрос;

20. Охрана растений

1

0

0

16.11.2022 Устный опрос;

21. Разнообразие животных

1

0

0

19.11.2022 Устный опрос;

22. Кто что ест

1

0

0

23.11.2022 Устный опрос;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

23. Размножение и развитие
животных

1

0

0

26.11.2022 Устный опрос;

24. Охрана животных

1

0

0

30.11.2022 Устный опрос;

25. В царстве грибов

1

0

0

03.12.2022 Устный опрос;

26. Проверь себя по разделу.
1
Это удивительная природа

1

0

07.12.2022 Письменный
контроль;

27. Организм человека

1

0

0

10.12.2022 Устный опрос;

28. Охраны чувств

1

0

0

14.12.2022 Устный опрос;

29. Надежная защита
организма

1

0

0

17.12.2022 Устный опрос;

30. Опора тела и движение

1

0

0

21.12.2022 Устный опрос;

31. Наше питание

1

0

0

24.12.2022 Устный опрос;

32. Дыхание и
кровообращение

1

0

0

11.01.2023 Устный опрос;

33. Умей предупреждать
полезней

1

0

0

14.01.2023 Устный опрос;

34. Здоровый образ жизни

1

0

1

18.01.2023 Практическая
работа;

35. Проверь себя по разделу

1

1

0

21.01.2023 Практическая
работа;

36. Огонь, вода и газ

1

0

0

25.01.2023 Устный опрос;

37. Чтобы путь был
счастливым

1

0

0

28.01.2023 Устный опрос;

38. Дорожные знаки

1

0

0

01.02.2023 Тестирование;

39. Опасные места

1

0

0

04.02.2023 Устный опрос;

40. Природа и наше
безопасность

1

0

0

08.02.2023 Устный опрос;

41. Экологическая
безопасность

1

0

0

11.02.2023 Устный опрос;

42. Проверь себя по разделу

1

1

0

15.02.2023 Письменный
контроль;

43. Для чего нужна экономика 1

0

0

18.02.2023 Устный опрос;

44.

1

0

0

22.02.2023 Устный опрос;

1

0

1

25.02.2023 Устный опрос;

Природные богатства и
труд людей - основа
экономики

45. Полезные ископаемые

46. Растениеводство

1

0

0

01.03.2023 Устный опрос;

47. Животноводство

1

0

0

04.03.2023 Устный опрос;

48. Какая бывает
промышленность

1

0

0

08.03.2023 Устный опрос;

49. Что такое деньги?

1

0

0

11.03.2023 Устный опрос;

50. Государственный бюджет

1

0

0

15.03.2023 Устный опрос;

51. Семейный бюджет

1

0

1

18.03.2023 Письменный
контроль;

52. экономика и экология

1

0

0

22.03.2023 Устный опрос;

53. Проверь себя по разделу

1

1

0

25.03.2023 Письменный
контроль;

54. Золотое кольцо России

1

0

0

05.04.2023 Устный опрос;

55. Золотое кольцо России

1

0

0

08.04.2023 Устный опрос;

56. Золотое кольцо России

1

0

0

12.04.2023 Устный опрос;

57. Наши ближайшие соскди

1

0

0

15.04.2023 Устный опрос;

58. На севере Европы

1

0

0

19.04.2023 Устный опрос;

59. Что такое Бенилюкс

1

0

0

22.04.2023 Устный опрос;

60. В центре Европы

1

0

0

26.04.2023 Устный опрос;

61. По Франции и
Великобритании

1

0

0

29.04.2023 Устный опрос;

62. ПО Франции и
Великобритании

1

0

0

03.05.2023 Устный опрос;

63. На юге Европы

1

1

0

06.05.2023 Письменный
контроль;

64. Всемирное наследие

1

0

0

10.05.2023 Устный опрос;

65. Проверь себя по разделу
"Путешествие по городам
и странам

1

1

0

13.05.2023 Письменный
контроль;

66. По знаменитым местам
мира

1

0

0

17.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

67. Презентация проектов
1
"Богатства отданные
людям", "Разнообразие
природы родного края",
"Кто нас защищает",
"Экономика родного края"

0

0

20.05.2023 Зачет;

68. Презентация проектов
1
"Богатства отданные
людям", "Разнообразие
природы родного края",
"Кто нас защищает",
"Экономика родного края",
"Музей путешествий"

0

0

24.05.2023 Зачет;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7

7

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://schoolcollection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://schoolcollection.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, Гербарий


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».