РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 3 класса Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель начальных классов Манзырова Татьяна Геннадьевна с. Паспарта, 2022 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление) Морфология Части речи Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); 5 раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных 7 видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; 9 — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — — — ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; — производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; — различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; — находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; — выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; — распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте; — распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; — распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; — распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; 11 — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предлоги и приставки; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; — распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; — правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; — писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; — формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения); — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; — определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); — определять ключевые слова в тексте; — определять тему текста и основную мысль текста; — выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; — составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; — писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; — объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря. № п/п Наименование разделов и тем Количество часов программы всего контрольн практичес ые работы кие работы Дата изучени я Виды деятельности Виды, Электронные формы (цифровые) контроля образовательные ресурсы Раздел 1. Сведения о русском языке 1.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент Итого по разделу: 1 0 0 02.09.22 Коллективное прочтение Устный статьи 68 Конституции опрос Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; http://schoolcollection.edu.ru/ 0 0 05.09.22 Упражнение: определить Письменн существенный признак для ый классификации звуков; контроль Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; http://schoolcollection.edu.ru/ 1 Раздел 2. Фонетика и графика 2.1. Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия 1 13 использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков 2.2. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами Итого по разделу: 1 0 0 06.09.22 Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков; Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; Устный опрос; Письменн ый контроль http://schoolcollection.edu.ru/ Устный опрос; Письменн ый контроль http://schoolcollection.edu.ru/ 2 Раздел 3. Лексика 3.1. Повторение: лексическое значение слова. 1 0 0 07.09.22 Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого слова?»; Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; 3.2. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). 1 0 0 09.09.22 Учебный диалог «Как Устный можно узнать значение опрос незнакомого слова?»; Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; Наблюдение за структурой словарной http://schoolcollection.edu.ru/ статьи 3.3. Устаревшие (ознакомление) слова 1 Итого по разделу: 0 0 12.09.22 Учебный диалог "По Устный каким причинам слова опрос выходят из употребления?"; высказывание предложений с последующим сопоставлением предложений с информацией в учебнике; http://schoolcollection.edu.ru/ 3 Раздел 4. Состав слова (морфемика) 4.1. Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. 2 0 1 13.09.22 14.09.22 Учебный диалог «Чем Зачет; http://schoolпохожи родственные Практичес collection.edu.ru/ слова, чем они кая работа различаются? Как найти корень слова?»; 4.2. Однокоренные слова и формы 2 одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые 1 1 14.09.22 16.09.22 Самостоятельная работа: Устный объединение в группы опрос; слов одним и тем же Письменн 15 http://schoolcollection.edu.ru/ части слова. Нулевое окончание (ознакомление) Итого по разделу: корнем; Творческое ый задание: составление контроль; собственного словарика родственных слов; 4 Раздел 5. Морфология 5.1. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 1 0 0 19.09.22 Составление по Устный результатам диалога опрос таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; 5.2. Имена существительные единственного и множественного числа. 2 0 1 20.09.22 21.09.22 Наблюдение за Практичес http://schoolграмматическими кая работа collection.edu.ru/ признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информацией в учебнике; 5.3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 2 0 0 23.09.22 26.09.22 Практическая работа: Устный изменение имен опрос существительных по указанному признаку; http://schoolcollection.edu.ru/ 5.4. Падеж имён существительных. 2 0 0 27.09.22 Практическая http://school- работа: Устный http://schoolcollection.edu.ru/ Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) 28.09.22 изменение имен опрос существительных по указанному признаку; collection.edu.ru/ 5.5. Имена существительные 1, 2, 3го склонения. 2 0 1 30.09.22 03.10.22 Учебный диалог «По Устный каким признакам мы опрос распределяем слова по частям речи?»; http://schoolcollection.edu.ru/ 5.6. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 2 1 1 04.10.22 05.10.22 Наблюдение за Устный грамматическими опрос признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; http://schoolcollection.edu.ru/ 5.7. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 2 0 1 07.10.22 10.10.22 Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Устный опрос; Письменн ый контроль http://schoolcollection.edu.ru/ 5.8 Склонение имён прилагательных. 2 1 1 11.10.22 12.10.22 Комментированное Письменн выполнение задания на ый нахождение контроль грамматических признаков имён прилагательных; http://schoolcollection.edu.ru/ 2 0 1 14.10.22 17.10.22 Практическая корректировка http://schoolcollection.edu.ru/ 5.10. Местоимение (общее представление). 17 работа: Устный текста, опрос; заключающаяся в замене Письменн повторяющихся в тексте ый имён существительных контроль соответствующими местоимениями; 5.11. Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. 2 1 1 18.10.22 19.10.22 Работа в группах: Устный определение уместности опрос употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений; 5.12. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. 2 0 1 21.10.22 24.10.22 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; 5.13. Неопределённая форма глагола. 2 0 1 25.10.22 26.10.22 Творческая работа: Устный http://schoolтрансформировать текст, опрос; collection.edu.ru/ изменяя время глагола; Практичес кая работа http://schoolcollection.edu.ru/ Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа 5.14. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. 1 0 0 28.10.22 Наблюдение за Устный грамматическими опрос признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; http://schoolcollection.edu.ru/ 5.15. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. 1 0 0 07.11.22 Обсуждение Устный правильности опрос соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); http://schoolcollection.edu.ru/ 5.16. Частица не, её значение 1 0 1 08.11.22 Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа Итого по разделу: 26 0 1 09.11.22 Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа Раздел 6. Синтаксис 6.1. Предложение. Установление при 1 помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. 19 смысловой (синтаксический) вопрос; 6.2. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. 2 1 0 11.11.22 Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа 6.3. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 1 0 0 14.11.22 Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении; Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа 6.4. Предложения распространённые 1 и нераспространённые. 0 0 15.11.22 Работа в парах: классификация предложений; Устный опрос 6.5. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов 0 0 16.11.22 Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 1 1 18.11.22 21.11.22 Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа Итого по разделу: 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 6 Раздел 7. Орфография и пунктуация 7.1. Повторение правил 2 правописания, изученных в 1 и 2 классах. последовательности действий по проверке изученных орфограмм; 7.2. Формирование орфографической 10 зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. . 1 1 22.11.22 06.12.22 Работа в парах: Устный http://schoolгруппировка слов по опрос collection.edu.ru/ месту орфограммы; Практичес кая работа 7.3. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов 10 1 2 07.12.22 23.12.22 Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 7.4. Ознакомление с правилами 25 правописания и их применение: - разделительный твёрдый знак; - непроизносимые согласные в корне слова; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; - безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); - раздельное написание 1 5 26.12.22 20.02.23 Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа Контрольн ая работа 21 предлогов с личными местоимениями; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - раздельное написание частицы не с глаголами Итого по разделу: 47 Раздел 8. Развитие речи 8.1. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. 2 0 1 18.01.23 20.01.23 Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/из винение/благодарность/ отказ; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 8.2. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 2 0 1 23.01.23 24.01.23 Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/из винение/благодарность/о тказ; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 8.3. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. 2 0 1 25.01.23 27.01.23 Самооценка собственной речевой культуры во время общения; 8.4. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. 2 0 1 30.01.23 31.01.23 Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; Устный опрос Письменн ый Контроль 8.5. Повторение и продолжение 2 работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. 0 1 01.02.23 03.02.23 Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 8.6. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. 0 1 04.02.23 06.02.23 Совместное составление Устный http://schoolплана текста; опрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 2 23 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 8.7. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. 2 0 1 09.01.23 10.01.23 Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 8.8. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. 3 2 1 11.01.23 16.01.23 Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Устный http://schoolопрос collection.edu.ru/ Практичес кая работа 8.9. Изложение текста по 3 коллективно или самостоятельно составленному плану. 0 1 17.01.23 20.01.23 Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно; Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа; 8.10 Изучающее, ознакомительное чтение 0 1 23.01.23 25.01.23 Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета; Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/ Практичес кая работа; 3 Итого по разделу: 30 Резервное время 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 136 ПРОГРАММЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 25 1. Виды речи 1 0 0 02.09. Устный опрос 2. Для чего нужен язык? 1 0 0 05.09 Устный опрос 3. Что такое текст? 1 0 0 06.09 Устный опрос 4. Типы текстов 1 0 0 07.09 Устный опрос 5. Входной диктант «Осенью» 1 1 0 09.09 Письменный опрос 6. Работа над ошибками. Что 1 такое предложение? 0 0 12.09 Устный опрос; Письменный контроль 7. Виды предложений по цели 1 высказывания 0 0 13.09 Устный опрос 8. Виды предложений по интонации 1 0 0 14.09 Устный опрос; Письменный контроль 9. Что такое обращение? 1 0 0 16.09 Устный опрос; Письменный контроль 10. Главные и второстепенные члены предложений 1 0 0 19.09 Устный опрос 11. Упражнение предложений предложений в по разборе членам 1 0 0 20.09 Устный опрос 12. Простое и предложение сложное 1 0 0 21.09 Устный опрос; Письменный контроль 13. Что такое словосочетание? 1 0 0 23.09 Устный опрос; Письменный контроль 14. Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» 1 1 0 26.09 Письменный контроль 15. Проверка знаний. Слово и его 1 лексическое значение. Слово однозначные и многозначные 0 0 27.09 Устный опрос 16. Синонимы и антонимы 1 0 0 28.09 Устный опрос 17. Омонимы. Слово словосочетание и 1 0 0 30.09 Устный опрос; Письменный контроль 18. Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) 1 0 0 03.10 Устный опрос; Письменный контроль 27 19. Подробное изложение после зрительного восприятия текста 1 0 1 04.10 Практическая работа 20. Проверочный «Осенний лес». 1 1 0 05.10 Письменный контроль 21. Работа над ошибками. Части речи. Повторение. 1 0 0 07.10 Устный опрос 22. Имя существительное. Местоимение 1 0 0 10.10 Устный опрос; Письменный контроль 23. Части речи. прилагательное 1 0 0 11.10 Устный опрос 24. Части речи. Глагол 1 0 0 12.10 Устный опрос 25. Имя числительное как часть речи. 1 0 0 14.10 Устный опрос; Письменный контроль 26. Однокоренные слова. 1 0 0 17.10 Устный опрос 27. Воспроизведение знаний учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих, 1 0 0 18.10 Устный опрос 28. Согласные звуки и буквы. Упражнение в написании слов. 1 0 0 19.10 Устный опрос; Письменный диктант Имя контроль 29. Разделительный мягкий знак 0 0 21.10 Устный опрос 30. Диктант «Осень в лесу" 1 1 0 24.10 Письменный контроль 31. Проверочная работа 1 0 0 25.10 Устный опрос 32. Работа над ошибками 0 0 26.10 Устный опрос 33. Однокоренные слова. Корень слова 1 0 0 28.10 Устный опрос; Письменный контроль 34. Упражнение в написании корня в однокоренных словах 1 0 0 07.11 Устный опрос 35. Формы слова. Окончание . 1 0 0 08.11 Устный опрос; Письменный контроль 36. Обобщение знаний о корне и окончании. 1 0 0 09.11 Устный опрос 37. Приставка. (общее понятие). Приставка – значимая часть слова. 1 0 0 11.11 Письменный контроль 38. Обобщение приставок 1 0 0 14.11 Устный опрос; знаний о роли 1 1 29 письменный контроль 39. Суффикс (общее понятие) Суффикс – значимая часть слова 1 0 0 15.11 Устный опрос; письменный контроль 40. Образование слов с помощью суффиксов 1 0 0 16.11 Устный опрос; письменный контроль 41. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» 1 1 0 18.11 Письменный контроль 42. Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу 1 0 0 21.11 Устный опрос; письменный контроль 43. Изложение 1 1 0 22.11 Письменный контроль 44. Работа над ошибками. Проверочная работа 1 0 0 23.11 Устный опрос; письменный контроль 45. Анализ проверочной работы. Общее представление о правописании частей слова 1 0 0 25.11 Устный опрос; письменный контроль 46. Два способа проверки слов с безударными гласными в корне 1 0 0 28.11 Устный опрос; письменный контроль 47. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне 1 0 0 29.11 Устный опрос; письменный контроль 48. Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными 1 0 0 30.11 Устный опрос; письменный контроль 49. Правописание слов с парными согласными в корне 1 0 0 02.12 Устный опрос; письменный контроль 50. Упражнение в написании слов с парными по глухостизвонкости согласными в корне 1 0 0 05.12 Устный опрос; письменный контроль 51. Проверочный диктант с грамматическим заданием. Составление текста по сюжетному рисунку 1 1 0 06.12 Устный опрос; письменный контроль 52. Анализ проверочной работы. Правило проверки написания слов с непроверяемым согласным в корне 1 0 0 07.12 Устный опрос; письменный контроль 31 53. Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне 1 0 0 09.12 Устный опрос; письменный контроль 54. Правописание непроверяемой корне с в 1 0 0 12.12 Устный опрос; письменный контроль 55. Проверочный «Ноябрь». диктант 1 0 0 13.12 Письменный контроль 56. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Закрепление знаний учащихся 1 0 0 14.12 Устный опрос; письменный контроль 57. Двойные согласные. Правописание слов в удвоенными согласными 1 0 0 16.12 Устный опрос; письменный контроль 58. Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек 1 0 0 19.12 письменный контроль 59. Упражнение в правописании суффиксов 1 0 0 20.12 Устный опрос; письменный контроль 60. Правописание приставками 1 0 0 21.12 Устный опрос; письменный контроль слов согласной слов с 61. Упражнение в правописании значимых частей слова Приставки и предлоги 1 0 0 23.12 Устный опрос; письменный контроль 62. Правописание предлогов и 1 0 0 26.12 Устный опрос; письменный контроль 63. Контрольный «Чудесная ёлка». диктант 1 1 0 27.12 письменный контроль 64. Написание слов с «ъ» 1 0 0 11.01 Устный опрос; письменный контроль 65. Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». 1 0 0 13.01 Устный опрос; письменный контроль 66. Проверочный «Зимний лес» диктант 1 0 0 16.01 Устный опрос; письменный контроль 67. Работа над ошибками. Закрепление пройденного 1 0 0 17.01 Устный опрос; письменный контроль 68. Части речи 1 0 0 18.01 Устный опрос; приставок 33 письменный контроль 69. Имя существительное часть речи как 1 0 0 20.01 Устный опрос; письменный контроль 70. Одушевленные неодушевленные существительные и имена 1 0 0 23.01 Устный опрос; письменный контроль 71. Изложение повествовательного текста 1 0 0 24.01 Устный опрос; письменный контроль 72. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные 1 0 0 25.01 Устный опрос; письменный контроль 73. Собственные и нарицательные 1 имена существительные. Изменение имен существительных по числам 0 0 27.01 Письменный контроль 74. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные , употребляемые в форме единственного числа 1 0 0 30.01 Устный опрос 75. Изменение 1 0 0 31.01 Устный имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи опрос; письменный контроль 76. Род имен существительных 1 0 0 01.02 Устный опрос; письменный контроль 77. Определение рода имен существительных в косвенных падежах 1 0 0 03.02 Устный опрос; письменный контроль 78. Имена существительные общего рода 1 0 0 06.02 Устный опрос; письменный контроль 79. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих 1 0 0 07.02 Устный опрос; письменный контроль 80. Проверочный «Снеговик». диктант 1 1 0 08.02 Устный опрос; письменный контроль 81. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Подробное изложение. 1 0 0 10.02 Устный опрос; письменный контроль 82. Склонение 1 0 0 13.02 письменный имен 35 существительных по падежам (Общее представление о склонении имен существительных) контроль 83. Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных 1 0 0 14.02 Устный опрос; 84. Несклоняемые имена существительные. Сочинение по репродукции картины И.Я Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 1 0 0 15.02 Устный опрос; письменный контроль 85. Именительный падеж существительных имен 1 0 0 17.02 Устный опрос; письменный контроль 86. Родительный падеж существительных имен 1 0 0 20.02 Устный опрос; письменный контроль 87. Дательный падеж существительных имен 1 0 0 21.02 Устный опрос; письменный контроль 88. Винительный падеж имен существительных. Упражнение в распознавании изученных падежей имен 1 0 0 22.02 Устный опрос; письменный контроль существительных 89. Творительный падеж имен существительных 1 0 0 24.02 Устный опрос; письменный контроль 90. Предложный падеж существительных имен 1 0 0 27.02 Устный опрос; письменный контроль 91. Подробное изложение повествовательного текста 1 0 0 28.02 Устный опрос; 92. Обобщение знаний о падежах имен существительных» 1 0 0 01.03 Устный опрос; письменный контроль 93. Проверочный рыбалке». «На 1 1 0 03.03 Письменный контроль 94. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» 1 0 1 06.03 Устный опрос; письменный контроль 95. Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения 1 0 0 07.03 письменный контроль 96. Понятие 1 0 0 08.03 Письменный диктант об имени 37 прилагательном речи как части контроль 97. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) 1 0 0 10.03 Устный опрос; письменный контроль 98. Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных 1 0 0 13.03 Устный опрос; письменный контроль 99. Художественное и научное описание (общее знакомство) 1 0 0 14.03 Устный опрос; письменный контроль 100. Составление научного ( или художественного текстаописания растения 1 0 0 15.03 Устный опрос; письменный контроль 101. Изменение имен прилагательных по родам 1 0 0 17.03 Устный опрос; письменный контроль 102. Изменение прилагательных Правописание окончаний прилагательных имен родам. родовых имен 1 0 0 20.03 Устный опрос; письменный контроль родовых 1 0 0 21.03 Устный 103. Правописание по окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам опрос; письменный контроль 104. Изменение имен прилагательных по числам 1 0 0 22.03 Устный опрос; письменный контроль 105. Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера 1 0 0 24.03 Устный опрос; письменный контроль 106. Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) 1 0 0 03.04 Устный опрос; письменный контроль 107. Упражнение в определении падежа имен прилагательных 1 0 0 04.04 Устный опрос; письменный контроль 108. Упражнение в признаков прилагательного речи выделении имени как части 1 0 0 05.04 Устный опрос; письменный контроль 109. Контрольный диктант «Шаги весны». 1 1 0 07.04 Устный опрос; письменный 39 контроль 110. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном 1 0 0 10.04 Устный опрос; письменный контроль 111. Обобщение знаний об имени прилагательном 1 0 0 11.04 Устный опрос; письменный контроль 112. Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» 1 1 0 12.04 Устный опрос; письменный контроль 113. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма 1 0 0 14.04 Устный опрос; письменный контроль 114. Личные местоимения (общее представление 1 0 0 17.04 Устный опрос; письменный контроль 115. Личные местоимения третьего лица 1 0 0 18.04 Устный опрос; письменный контроль 116. Наблюдение употреблением местоимений 1 0 0 19.04 Устный опрос; письменный в над тексте контроль 117. Обобщение местоимении о 1 0 0 21.04 Устный опрос; письменный контроль 118. Ознакомление с особенностями текста-письма 1 0 0 24.04 Устный опрос; письменный контроль 119. Понятие о глаголе как части речи. 1 0 0 25.04 Устный опрос; письменный контроль 120. Упражнение в определении лексического значения глагола 1 0 0 26.04 Устный опрос; письменный контроль 121. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов 1 0 0 28.04 Устный опрос; письменный контроль 122. Составление рассказа сюжетным картинкам по 1 0 1 01.05 Практическая работа неопределенной 1 0 0 02.05 Устный опрос; письменный контроль 123. Глаголы форм в знаний 41 124. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме 1 0 0 03.05 Устный опрос; письменный контроль 125. Число глаголов. Изменение глаголов по числам 1 0 0 05.05 Устный опрос; письменный контроль 126. Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. 1 0 0 08.05 Устный опрос; письменный контроль 127. Времена глаголов 1 0 0 09.05 Устный опрос; письменный контроль 128. Упражнение в определении времени глагола. Текстрассуждение 1 0 0 10.05 Устный опрос; письменный контроль 129. Изменение временам изменении временам по в по 1 0 0 12.05 Устный опрос; письменный контроль 130. Подробное изложение повествовательного текста 1 1 0 15.05 Письменный контроль 131. Изменение прошедшего 1 0 0 16.05 Устный опрос; глаголов Упражнение глагола глаголов времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении письменный контроль 132. Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений 1 0 0 17.05 Устный опрос; письменный контроль 133. Частица не с глаголами Правописание не с глаголами. Тест 1 0 0 19.05 Устный опрос; письменный контроль 134. Итоговый контрольный диктант «Весна». 1 1 0 22.05 Контрольная работа 135. Работа над ошибками 1 0 0 23.05 Устный опрос; письменный контроль 136. Обобщение всего изученного. 1 0 0 24.05 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПО ПРОГРАММЕ ЧАСОВ 136 43 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Русский язык (учебник с приложением на электронном носителе (СД) в 2 частях), В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2013г Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2012г. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1- 4 классы. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2014г. Технологические карты уроков «Русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2013г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ h t tp s:// r e s h.e du.ru h t tp s://u c h i.ru / h t tp s:// e du c a t i o n.y a n d e x.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Ноутбук. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экран. Музыкальные колонки. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. Словари по русскому языку ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Электронные образовательные комплексы для кабинета начальной школы Демонстрационные учебные таблицы по русскому языку и литературному чтению для начальной школы Демонстрационные пособия по русскому языку и литературному чтению для начальной школы Сюжетные (предметные) картинки по русскому языку и литературному чтению Репродукция картин и художественных фотографий Справочники и энциклопедии по русскому языку и литературному чтению для начальной школы Словари для учителя начальной школы Словари раздаточные для кабинета начальной школы Игровой набор по развитию речи Настольные лингвистические игры Игровые наборы по учебному предмету, рекомендованные для детей младшего школьного возраста 45