общество 7 кл (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа имени А.Г.Калкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 7 класса
Срок реализации: 2022 - 2023 учебный год

Составитель программы:
учитель истории и обществознанию
Асканакова Анна Кирилловна

с.Паспарта, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует
современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную,
педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками
учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов,
происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:


развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;



воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к
социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;



освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования и самообразования;



овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни
гражданского общества и государства;



формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:


создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности
элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);



способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического
общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных
альтернатив);



помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам
общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;



содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности
личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);



обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников,
включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики,
в том числе включенной в содержание курса;



предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных
обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и
воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;



помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации,
при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;



предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования,
рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьниковподростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом
возрастных особенностей учащихся.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ
дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач
этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным
явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование
разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о
социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся
практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. При этом на долю
инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на
основе программы основного общего образования по обществознанию 6—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение»,
2019г.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:


осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;



освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;



осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;



понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:



способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;



овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;



способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);



готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.

Предметные результаты:


овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;



способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;



умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;



расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;



готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и
мира.

Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 7 классе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию, предусмотренные программой,
включают: Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на посильное созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
социальных ролей, свойственных подростку;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе и в доступной социальной практике, на: 1) использование
элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных
характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда — в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям
современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, способах регуляции
деятельности людей;
• знание на доступном уровне ключевых научных понятий об основных социальных объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия
явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
• умение находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку событиям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых норм и правил, понимание их роли как основных регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
В рамках программы обучения обществознанию в основной школе выделяются два этапа: 6, 7 и 8, 9 классы. Основанием для их выделения
являются особенности возраста учащихся и актуальные задачи социализации и развития личности младших и старших подростков. На
первом этапе даются элементарные научные представления об устройстве общества и социальных нормах, об экономике, о Родине.
Программа 7 класса включает две главы:
Глава 1. Мы живём в обществе. Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам. Экономика и её основные участники.
Производственная деятельность человека. Обмен, торговля, реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе. Зачем
людям государство? Почему важны законы. Культура и её достижения.
Глава 2. Наша Родина — Россия. Наша страна на карте мира. Государственные символы России. Конституция Российской Федерации.
Гражданин России. Мы — многонациональный народ. Защита Отечества.

Каждая урочная тема завершается рубрикой «Учимся…», которая содержит практические рекомендации, помогающие юному гражданину
успешно проходить социализацию, осваивать нормы социального поведения и взаимодействия с представителями разных этносов,
возрастных и профессиональных групп, а также некоторыми государственными органами.
После завершения изучения каждого раздела предлагается проведение практикумов, посвящённых обобщению и закреплению полученных
знаний и умений.

Содержание курса «Обществознание» в 7 классе
Тема I. Мы живём в обществе.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные
(экономические) блага. Затраты производства. Обмен. Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли. Экономические функции
домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный
финансовый план. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую
он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя
и внешняя политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон
устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас. Культурный человек.
Тема II. Наша Родина — Россия.
Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм. Государственные символы России. Герб,
флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический
документ. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия — многонациональное
государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№ п/п

Колво
часов

Название темы

Дата
по
плану

Дата по
факту

Домашнее
задание

Тема I. Мы живём в обществе (23 ч)
1-2

Как устроена общественная жизнь

2

08.09

Пар. 1

3-4

Что значит «жить по правилам»

2

15.09

Пар. 2

22.09
5-6

Экономика и её основные участники

2

29.09

Пар. 3

06.10
7-8

Производственная деятельность человека

2

13.10

Пар. 4

9-10

Обмен, торговля, реклама

2

20.10.

Пар. 5

27.10.
11-12

Домашнее хозяйство

2

17.11

Пар. 6

13-14

Бедность и богатство

2

24.11.

Пар. 7

30.11
Человек в обществе: труд и социальная
лестница

2

17-18

Зачем людям государство

2

22.12.

Пар. 9

19-20

Почему важны законы

2

19.01

Пар. 10

15-16

08.12

Пар. 8

15.12

26.01

Примечания

21-22

Культура и её достижения

2

31.01.

Пар. 11

23

Практикум по теме «Мы живём в обществе»

1

09.02.

Задания в раб.
тетради

Тема II. Наша Родина – Россия (11 ч.)
24-25

Наша страна на карте мира

2

16.02

Пар. 12

22.02.
26-27

Государственные символы России

2

16.03.

Пар. 13

23.03
28

Конституция Российской Федерации

1

06.04.

Пар. 14

29-30

Гражданин России

2

13.04.

Пар. 15

31

Мы – многонациональный народ

1

20.04.

Пар. 16

32

Мы – многонациональный народ

1

26.04.

Пар. 17

33

Практикум по теме «Наша Родина – Россия»

2

18.05

Задания в раб.
тетради

34

Итоговое повторение

1

25.05

Решение
тестовых
заданий

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка
Содержание
1
Общая информация

2
Тема

3
Применение и
проблемы

2

3

4

5

Тема предмета не очевидна. Информация частично
Информация не точна или
изложена. В работе
использован только один
не дана.
ресурс.

Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.

Данная информация
кратка и ясна.
Использовано более
одного ресурса.

Не раскрыта и не ясна тема
урока. Объяснения
некорректны, запутаны или
не верны.

Тема частично раскрыта.
Некоторый материал
изложен некорректно.

Сформулирована и
раскрыта тема урока.

Сформулирована и
раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Полностью изложены
основные аспекты темы
урока.

Не определена область
применения данной темы.
Процесс решения неточный
или неправильный.

Отражены некоторые
области применения темы.
Процесс решения
неполный.

Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически завершен.

Отражены области
применения темы.
Изложена стратегия
решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное
количество баллов

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка:

90

Оценка
группы

Оценка учителя

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и
демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или
процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности
развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным
взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие
общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил
фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».