МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Алтай Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Манзырова Андриана Алексеевна учитель английского языка с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 7 классе на основе линии УМК «English 7» авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение»). Основные цели и задачи обучения английскому языку в 7 классе направлены на: • формирование у учащихся более глубокого представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта использования английского языка как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов; • дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка; • дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий диапазон речевых и неречевых средств общения, на новый уровень развития поднимется способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами; • продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой англоязычных стран; • формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа; • дальнейшее развитие способности представлять на английском языке родную культуру в письменной и устной форме общения; • достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», на дальнейшее развитие необходимых УУД. Должен осуществиться переход от приобретённого в начальной школе умения выполнять наиболее рациональным способом различные виды учебных заданий к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Обучение на ступени основного общего образования призвано заложить основы успешной учебной деятельности по овладению английского языка. Содержание учебного предмета «Английский язык» 7 класс 1. Взаимоотношения, досуг, увлечения (17 ч) Каникулы. Проведение досуга. Планы на выходной. Погода. Страны и города Европы 2. Языки мира (17 ч) Семья. Достопримечательности русских городов. Местожительства. Обозначение дат. Русские писатели. Профессии 3. Факты об англоязычных странах (17 ч) Виды спорта. Обозначение времени. Детские игры. Здоровье. Здоровый образ жизни. Увлечения и хобби 4. Живые существа вокруг нас (17 ч) Свободное время. Домашние животные. Хобби. Цирк. Русские художники 5. Экология (18 ч) Путешествия. Шотландия. Города мира и их достопримечательности. Рынки Лондона. Мосты Лондона. Русский и британский образ жизни 2 6. Здоровый образ жизни (16 ч) Путешествия. География России. Животные России. Знаменитые люди России. Требования к уровню подготовки учащихся по английскому языку В результате изучения английского языка ученик должен знать/понимать • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; • признаки изученных грамматических явлений (видо-временныхформ глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка; уметь говорение • начинать, вести/поддерживать изаканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника иотвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; аудирование • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, объявления на вокзале) и выделять для себя значимую информацию; • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; • использовать переспрос, просьбу повторить; чтение • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; 3 • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире; • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках; • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа, осознания себя гражданином своей страны и мира. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. 4 Метапредметные результаты изучения иностранного языка: • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты освоения программы по иностранному языку: В коммуникативной сфере (то есть владении иностранным языком как средством общения). Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); 5 • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию; чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в основной школе; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 6 • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; 7 • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах. Г. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Всего 1. Взаимоотношения в семье и с друзьями. Семейные праздники. Обязанности по дому 2. Внешность и характер человека/литературного персонажа 10 7 3. Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка) 4. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха. Фитнес. Сбалансированное питание. 10 5. Покупки: одежда, обувь и продукты питания 6. Школа. Школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, любимый предмет, правила поведения в школе, посещение школьной библиотеки/ресурсного центра. Переписка с зарубежными сверстниками 7 7. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам 8. Природа: дикие и домашние животные. Климат, погода 8 10 10 10 7 Контрольные работы Практические работы 9. Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города/села. Транспорт 10. Средства массовой информации. Телевидение. Журналы. Интернет 11. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы; население; официальные языки; достопримечательности; культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи) 6 5 10 12. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: учёные, писатели, поэты, 10 спортсмены ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 9 10 Календарно-тематическое планирование № п/п Количество часов Тема урока Дата проведения По плану По факту 1. Отношения с родителями 1 3.09. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Братья и сестры Конфликты с друзьями Как сгладить любой конфликт Проблема взрослых и подростков Каникулы с друзьями Обязанности по дому Правила поведения дома Мой кулинарный талант День рождения лучшего друга/подруги 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.09 7.09 10.09 12.09 14.09 17.09 19.09 21.09 24.09 26.09 12. 13. 14. Описание характера Мои друзья. Отрицательные качества 1 1 1 28.09 1.10 3.10 15. Обобщение и контроль изученного материала 16. Мои друзья. Межличностные отношения в школе Мои друзья. Положительные черты характера материала 1 5.10 Чтение книг/журналов 1 8.10 17. Театр или кино? 1 10.10 18. 19. 20. 21. 22. Фанат спорта или лежебока? Необычное хобби Досуг и увлечения Интернет и современный подросток Кружки по интересам 1 1 1 1 1 12.10 17.10 19.10 22.10 24.10 изученного 10 23. 24. 25. 26. 27. 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Виртуальная экскурсия в музей Волонтерское движение Путешествия и приключения Здоровый образ жизни. Остро и вкусно, но полезно ли? Здоровый образ жизни и его составляющие Национальная кухни России и Англии Здоровый образ жизни. Ты в форме? Отдых и спорт в туристическом лагере, кемпинге Что нужно, чтобы вести здоровый образ жизни? Как часто ты ходишь к врачу? Отказ от вредных привычек Любимое блюдо Обобщение и контроль изученного материала Спорт. Виды спорта Спорт. Виды спорта для людей с ограниченными возможностями Экстремальные виды спорта 1 1 1 1 26.10 29.10 7.11 9.11. 1 1 1 1 1 1 1 12.11. 14.11 16.11 19.11 21.11 24.11 26.11 1 1 1 1 28.11 30.11 3.12 5.12 1 1 7.12 10.12 Виды спорта, которые не входят в Олимпийские 1 игры Школьный праздник 1 1 Современная классная комната 1 Компьютерный класс 12.12 1 21.12 Олимпийские виды спорта. Профессиональный спорт 44 14.12 17.12 19.12 Оснащение школы 45 Школа в моем городе/селе 1 24.12 46 Мероприятия в школе 1 26.12 11 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Школьные традиции Дежурство в школе Классный час Школа будущего Переписка школьников с зарубежным другом/подругой Что мы делаем на уроках Проектная деятельность в школе Любимый предмет Обобщение и контроль изученного материала Каникулы в различное время года Путешествия. В аэропорту Виды путешествий Экскурсии Покупки. Сувениры из путешествий На каком виде транспорта ты предпочитаешь путешествовать? На железнодорожном вокзале Виртуальные туры В какое время года ты предпочитаешь путешествовать? Обобщение и контроль изученного материала изученного материала Мир современных профессий Редкие профессии Доктора и фитнес-тренеры Английский язык и моя будущая профессия 1 1 1 1 11.01 14.01 16.01 18.01 1 21.01 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.01 25.01 28.01 30.01 1.02 4.02 6.02 8.02 11.02 13.02 1 1 15.02 18.02 1 20.02 1 22.02 Мир современных профессий. Рабочие профессии 1 1 1 1 1 25.02 27.02 1.03 4.03 4.03 Защита окружающей среды Человек и природа Давайте беречь природу Как помочь природе? 1 1 1 1 6.03 11.03 11.03 13.03 12 75 76 77 78 79 80 Что такое экология В деревне На ферме Моя малая родина Обобщение и контроль изученного материала 81 82 83 84 85 Безопасность в Интернете для подростка Смартфоны Интернет в школе Современные технологии и подростки 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Всё в Интернете СМИ. Интернет на уроке Россия и Великобритания Лондон: что посетить? Москва: что посетить? Музеи под открытым небом Традиции королевского двора Москва – столица нашей Родины Исторические достопримечательности Лондона История Москвы Викторина: это Москва или Лондон? Обобщение и контроль изученного материала Из истории королевской семьи Великие поэты Писатели Спортсмены Ученые Великие футболисты Обобщение и контроль изученного материала ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 15.03 18.03 20.03 22.03 25.03 5.04 1 1 1 1 1 8.04 8.04 10.04 12.04 15.04 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.04 19.04 22.04 24.04 26.04 29.04 4.05 1.05 3.05 8.05 10.05 13.05 15.05 17.05 20.05 22.05 24, 27.05 102 13 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Состав образовательной среды линии УМК “Английский язык” (5 -9 классы) Бумажные носители: Учебник (Книга для учащихся) Рабочая тетрадь Книга для учителя Календарно-тематическое планирование 5-9 классы Рабочая программа Английский язык. 5-9 классы Электронные носители: I. Интернет-поддержка www.prosv.ru/umk/we Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» Рабочая программа Английский язык. 5-9 классы Книга для учителя Интернет-конференции, лекции II. Цифровые носители Аудиоприложение (www.prosvmedia.ru/mp3) Учебный диск Экранно-звуковые пособия (при наличии компьютера могут быть представлены в цифровом виде) Набор портретов выдающихся деятелей стран изучаемого языка и России, фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка; Представлены на электронных носителях; Флаги стран изучаемого языка; Представлены на электронных носителях. Технические средства обучения Мультимедийный компьютер Оснащенность акустическими колонками Мультимедийный проектор, Интерактивная доска. 14 Дата проведения По плану Лист корректировки тематического планирования Тема урока Причина Способ корректировки корректировки Фактически 15 Согласование с зам. директора по УВР