Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа имени А.Г.Калкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 9 класса
Срок реализации программы: 2022 - 2023 учебный год
Составитель программы:
учитель истории и обществознания
Кадранова С.Ю.
c. Паспарта, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также на основе Примерной программы
учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования.
Изучение обществознания в 9 классе расширяет для учащихся возможность самостоятельно ориентироваться в
общественно-политической жизни, поднимает на новый уровень их правосознание, способствует их предпрофильной
подготовке.
В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу
власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом. Тема «Право», на
которую отводится наибольший объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.
Часть уроков посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам
конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся
предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
На изучение учебного предмета «Обществознание» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Рабочую программу реализует учебник «Обществознание. 9 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
2
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно-методический комплекс.
Обществознание. под редакцией Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений - М.: Просвещение, 2019.
.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать
основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ осмысление; развитие способностей
обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
3
Метапредметные результаты выражаются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
4
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на
уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и
другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции
политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном
развитии;
5
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового
государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль
политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы
политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
6
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и
«права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к
лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических
прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия
принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок
рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания
основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации
профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды
социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской
Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
7
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции
современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных
отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать механизм
судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять знание основных норм
права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; характеризовать основные
направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
8
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся используются виды контроля: поурочный и тематический
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе
изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой
темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам
(как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых
устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную
информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся:
индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках,
учебных, учебно- методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, сочинения,
самостоятельные и контрольные работы, лабораторные (работа с документами и т.п.) и практические работы (с картой,
учебником, иллюстрацией, диаграммой и др., составление плана, таблицы), рефераты, учебно-исследовательские проекты
и др.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года. Промежуточная
аттестация проводится согласно локальному акту школы.
9
Содержание учебного курса
Политика – 11 ч
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение
властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориальногосударственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в
современном мире.
Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового
государства в Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и
движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции
избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Гражданин и государство – 8 ч.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент
Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные
основы
судебной
системы
Российской
Федерации.
Правоохранительные
органы.
Судебная
10
система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура.
Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство.
Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав
человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Основы российского законодательства - 14 ч.
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие
нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).
Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды
правоотношений. Структура правоотношений. Участники
правоотношения. Понятие правоспособности и
дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений.
Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.
Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. Семейные правоотношения.
Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений
в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые
правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных
наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость.
Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Резерв – 2 ч.
11
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное
существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать
познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации
в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ,
учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
12
Список ТСО и учебно-методической литературы.
Информационно-коммуникативные технологии:
1.Комьютер
2.Проектор
3.Ноутбук
5.Учебные диски БЭНП и видеоматериалы
6.Плакаты
1.Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.:
Просвещение,2011.
2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л.Н.
Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2016.
13
№
п/п
1
1.1
1.2
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
Тема урока
Кол- Дата проведения
во
Фактически
часов По плану
Раздел 1 Политика и социальное управление
Политика и власть.
1
06.09.
Понятие и признаки государства
2
13.09.
1.3
Политические режимы
1
20.09.
27.09.
1.4
1.5
1.6
Правовое государство.
Гражданское общество
Местное самоуправление
1
1
1
04.10.
11.10.
18.10.
1.7
1.8
1.9
Участие граждан в политической жизни.
Политические партии и движения
Политические партии и движения в регионе
1
1
2
25.10.
08.11.
15.11.
1.10,
1.11
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Практическая
работа
по теме Политика и социальное 1
управление
Зачет № 1 Политика и социальное управление
1
Раздел № 2.Право
19
Право и его роль в жизни общества и государства
2
Тестовые задания
Правоотношения как форма общественных отношений
1
Правонарушения, юридическая ответственность.
1
Практическая
работа
по
теме
«Юридическая 1
14
22.11.
29.11..
06.12.
13.12.
20.12.
27.12.
11.01.
17.01.
2.5
ответственность»
Правоохранительные органы
Практикум тестовые задания
Конституция Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации
2
24.01.
1
1
31.01.
07.02.
14.02.
21.02.
2.10
2.11
Права, свободы человека и гражданина в России
1
Декларация прав человека как гарантия свободы личности в 1
современном обществе.
Правовые основы гражданских правоотношений
1
Право на труд. Трудовые правоотношения
1
2.12
2.13
2.14
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовное право
1
1
1
14.03.
21.03.
04.04.
2.15
11.04.
2.16
Практическая
работа
по теме «Административные 1
правоотношения и уголовное право»
Жилищные правоотношения. Социальные права.
1
2.17
2.18
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в области образования
1
1
25.04.
02.05.
2.19
2.20
3
Практическая работа по теме «Право»
Зачет № 2 по теме «Право»
Итоговое повторение
1
1
2
11.05.
16.05.
23.05.
26.05.
2.6
2.7
2.8
2.9
ИТОГО
35
15
28.02.
07.03.
18.04.
Лист корректировки тематического планирования
Дата
проведения
урока
Тема урока
Причина
корректировки
16
Способ
корректировки
Согласование
зам.директора
УВР
с
по