Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 8 класса Срок реализации программы: 2022 – 2023 учебный год Составитель программы: учитель технологии Суртаева Маина Михайловна с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден 17.12. 2010 N 1897; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • Учебный план МБОУ « Паспартинская СОШ им. А.Г.Калкина» 2022-2023 учебный год. Место предмета в учебном плане • В соответствии с учебным планом МБОУ « Паспартинская СОШ им. А.Г.Калкина» на 2022-2023 учебный год в 8классе на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю, 34 часа, за учебный год. 2 Цели и задачи формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности; формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства; становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания. Основными задачами обучения технологии для 8 класса являются: -освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; -освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской). Личностные результаты изучения предмета: 3 • проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности; • мотивация учебной деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; • смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности); • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; • нравственно-эстетическая ориентация; • реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; • развитие готовности к самостоятельным действиям; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности); • проявление технико-технологического и экономического мышления; • экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам). Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД. 4 Метапредметные результаты изучения курса: познавательные УУД: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; • моделирование технических объектов и технологических процессов; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); • исследовательские и проектные действия; • осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; • формулирование определений понятий; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; коммуникативные УУД: 5 • умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; • владение речью; регулятивные УУД: • целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; • самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); • саморегуляция. Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» в познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства». • создание творческого проекта «Мой профессиональный выбор» в разделе «Современное производство и профессиональное самоопределение»; • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; в мотивационной сфере: • оценивание своей способности и готовности к труду; • осознание ответственности за качество результатов труда; • наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ; 6 • стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов; в трудовой сфере: • планирование технологического процесса; • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности; • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены; • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов; в физиолого-психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; в эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественноприкладной обработки материалов»; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; 7 в коммуникативной сфере: • формирование рабочей группы для выполнения проекта; • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда; • разработка вариантов рекламных образцов. 8 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации. Практические работы Выполнение эскизов проектов. БЮДЖЕТ СЕМЬИ Основные теоретические сведения. Понятия и определение «семья», связи семьи с другими семьями, предприятием, государством, основные потребности семьи, правила покупки, планировать покупки, понятие «товар», «ценник », «этикетка», «штрихкод», правильное и рациональное использование средств на питание, способы сбережения. Лабораторно-практические и практические работы. Исследование потребительских свойств товара, составляющих бюджета своей семьи, сертификата соответствия и штрихового кода, возможностей для бизнеса. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Основные теоретические сведения. Понятия электротехника, источник питания, электролит, сила тока, приемники (потребители), электрическая цепь, принципиальная и монтажная схемы, установочная арматура, электросчетчик, тариф на электроэнергию, электромонтажные инструменты, электрические провода: установочные, монтажные, обмоточные, электроизоляционные материалы, токоведущая жила, сращивание проводов, ответвление, пайки, припой, электрический паяльник, флюс, лужение, зарядка электроарматуры оконцевание проводов петелькой (кольцом), 9 тычком;плакат по электробезопасности, лампы накаливания: галогенные, люминесцентные, неоновые, светодиоды, электронагревательные приборы: инфракрасные обогреватели, электроконвекторы, электрорадиаторы: нагревательные, элементы открытого и закрытого типа, трубчаты электронагревательный элемент (ТЭН), терморегулятор, биметаллическая пластина, требования к электромонтажным инструментам, основные правила выполнения электромонтажных работ. Лабораторно-практические и практические работы. Определение расхода электроэнергии в квартире за сутки, вычисление стоимости электроэнергии за месяц, сбережений электроэнергии при экономии, выбор электромонтажного инструмента, подготовка необходимых проводов, соединения проводов, согласно схеме, изолирование места соединения проводов, оконцевание проводов медных и многожильных, изолирование соединения; разработка плаката по электробезопасности, оценивание суммарной электрической мощности осветительных приборов школы, энергетическая эффективность используемых ламп, отчет о проделанных исследованиях путей экономии электроэнергии в школе, сборка электромонтажной схемы электрического светильника по замыслу. ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА Основные теоретические сведения. Понятие о столовом и кухонном белье; виды столового и кухонного белья; конструкции салфеток, полотенец, скатертей; определение формы и размеров; последовательность построения чертежа салфеток, полотенец, скатертей; правила безопасной работы ножницами, технология пошива полотенец, салфеток; скатертей; правила безопасной работы на швейной машине, понятие о постельном белье; виды постельного белья; конструкции простыней, наволочек и пододеяльников;определение формы и размеров; последовательность построения чертежа простыней, наволочек и пододеяльников; способы экономного раскроя на ткани; виды бельевых швов; правила выкраивания косых беек; технология окантовочного шва; виды украшающих швов; технологическая последовательность пошива простыней, наволочек и пододеяльников; правила безопасной работы на швейной машине и электрическим утюгом, виды покрывал и пледов; способы конструирования покрывал и пледов;правила раскроя; правила безопасной работы ножницами, ручными иглами, технология выполнения ручных работ (прямые сметочные, косые и крестообразные подшивочные стежки); технология машинных работ (подшивание потайным швом, окантовывание среза бейкой); 10 технология послойного утепления; ручного вспушивания и машинного стегания; правила безопасности при выполнении ручных сметочных и машинных работ, способы декоривания окон шторами; виды штор и украшающих элементов в различных помещениях; правила конструирования штор; принцип экономного раскроя на ткани, технологию пошива штор, свагов, ламбрекенов, подхватов; правила безопасности утюжильных работ. Лабораторные и практические работы. Снятие мерок для изготовления столового и кухонного белья; построение чертежей; выполнение выкройки столового и кухонного белья; раскраивание полотенца, салфетки и скатерти, пошив салфетки, полотенца, скатерти и других кухонных мелочей; изготовление выкройки дополнительных деталей изделия; подготовка выкройку к раскрою, выполнение образцов швов подшивания и окантовывания; декорирование изделия оборками, рюшами, лентами, кистями и сутажем, снятие мерок для изготовления постельного белья;построение чертежей; выполнение выкройки постельного белья; раскраивание простыни, наволочки и пододеяльники, выполнение образцов видов бельевых и декоративных швов; обработка обрезного края изделий окантовочным швом косых полос для беек; выполнение пошива простыней, наволочек и пододеяльников; устранение дефектов; выполнение окончательной обработки изделий постельного белья, конструирование покрывала и пледа; подготовка и раскрой детали на ткани; изготовление образцов ручных швов стачивания и подшивания; образцов машинных швов подшивания и окантовывания специальными лапками, изготовление образцов складок, швов; стежки и вспушивание послойного утепления; устранение дефектов; выполнение окончательной обработки покрывал и пледов, конструирование и моделирование шторы; раскрой в соответствии с технологией; дополнение шторы ламбрекенами, свагами, подхватами, пошив шторы согласно замыслу; декорирование шторы кистями, лентами, оборками и рюшами; окончательная обработка штор. АРТ-ДИЗАЙН Основные теоретические сведения. Понятие об арт-дизайне; видах, технологиях, значении в интерьере; виды арт-дизайна; конструкции инсталляций; определение формы и размеров; последовательность построения конструкций, чертежей; техника и технология выполнения топиариев, упаковок для подарков, поделок в технике канзаши; правила безопасной работы ножницами, технология пошива, сборки; правила безопасной работы на швейной машине, последовательность построения 11 чертежей; способы экономного раскроя на ткани и других материалах; виды украшающих швов; технологическая последовательность сборки изделий; правила безопасной работы электрическим утюгом, клеевым пистолетом, выжигателем; правила безопасной работы различными видами клея, красками и лаками. Лабораторные и практические работы. Оформление чертежей, выполнение технического рисунка, подбор материала, инструментов и технологий; технология выполнения поделок в различных техниках; изготовление и декорирование подарочных упаковок; разработка тематических подарков, пошаговое выполнение технологии их изготовления. СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Основные теоретические сведения. Понятия ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, внимательность, мышление,пути освоения профессии, ситуация выбора, алгоритм выбора, классификация профессий, профессиограмма и психограмма профессии, самооценка, самосознание, образ Я, профессиональный интерес, профессиональные склонности, эмоции, задатки, способности: общие, специальные, коммуникативные и организаторские талант, гениальность, понятия темперамент, холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик, характер, понятия мотивы выбора профессии, профессиональные и жизненные планы, личный профессиональный план, понятие профессиональная пригодность, здоровье и выбор профессии, профессиональная проба. Лабораторно-практические и практические работы. Составление профессиограммы выбранной профессии, определение уровня своей самооценки, определение своих склонностей, определение своего характера, своих склонностей, характеризация известных видов воображения и восприятия, раскрытие сущности воображения и его роли в творческих процессах, виды внимания, роль мышления в профессиональной деятельности, проведение анализа мотивов своего профессионального выбора, анализ мотивов своего профессионального выбора, выбор профессии. 12 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР» Основные теоретические сведения. Оформление проектных материалов, экономическая оценка стоимостии выполнения проекта, варианты рекламирования проектного изделия, содержание портфолио, методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). Практические работы. Оформление проектных материалов, вариантов рекламы, расчет стоимости проекта, разработка электронной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint, представление портфолио. 13 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема урока Количеств урока о часов Проектная деятельность 1 Вводный инструктаж по технике безопасности. Проектирование как 1 сфера профессиональной деятельности. Бюджет семьи 2 Способы выявления потребностей семьи 1 3 Технология построения семейного бюджета 1 4 Технология совершения покупок 1 5 Способы защиты прав потребителя 1 6 Технология ведения бизнеса 1 Технология домашнего хозяйства 7 Инженерные коммуникации в доме 1 8 Система водоснабжения и коммуникации 1 Электротехника 9 Электрический ток и его использование 1 10 Электрический ток и его использование 1 11 Монтаж электрической цепи 1 12 Электроосветительные, цифровые и электронагревательные 1 приборы 13 Творческий проект «Электрический светильник» 1 Создание изделий из текстильных материалов 14 Конструирование столового и кухонного белья 1 15 Технология пошива кухонного и столового белья 1 16 Конструирование постельного белья 1 17 Технология пошива постельного белья 1 18 Конструирование покрывал и пледов 1 14 Дата План 03.09.22 10.09.22 17.09.22 24.09.22 01.10.22 08.10.22 15.10.22 22.10.22 29.10.22 12.11.22 19.11.22 26.11.22 10.12.22 17.12.22 24.12.22 14.01.23 21.01.23 28.01.23 Факт 19 20 21 Технология пошива покрывал и пледов Виды штор. Конструирование штор. Технология пошива штор. Творческий проект «Уют моего дома» 1 1 1 04.02.23 11.02.23 18.02.23 Арт-дизайн 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Техника выполнения топиариев 1 25.02.23 Правила оформления топиариев 1 04.03.23 Оформление подарков. Виды упаковок 1 11.03.23 Изготовление тематических подарков 1 18.03.23 Защита проектов по идеям тематических подарков 1 25.03.23 Современное производство и профессиональное самоопределение Профессиональное образование 1 08.04.23 Ситуация выбора профессии 1 15.04.23 Роль темперамента и характера в профессиональном 1 22.04.23 самоопределении Психические процессы важные, для самоопределения 1 29.04.23 Мотивы выбора профессии 1 06.05.23 Профессиональная пригодность и проба 1 13.05.23 Творческий проект 1 20.05.23 «Мой профессиональный выбор» Оформление проектных работ Защита проекта 1 27.05.23 Электронная презентация 15 Список литературы Учебная и дополнительная литература для учащихся: 1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб. / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011. 2. Технология. Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5 – 8 классов/М.Й. Скопцова- Ростов –наДону, «Феникс», 1997. Программно-методическое обеспечение и литература для учителя: 1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб. / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011. 2. Технология. Программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко-М., «Вентана-Граф»,2011. 3. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М., Дрофа, 2008. 3. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть I / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003 4. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть II / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003. 5. Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html 6. http://www.ako.ru/Kuzbass/koren.asp. – Кузбасс. Коренное население. 7. http://www.culturemap.ru/?region=152&subtopic=45&id=1403. – Культура регионов России. Одежда телеутов. 8. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы. 9. http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы. 10. http://www.nsu.ru/education/etno/shortsy/odezhda.htm. – Одежда шорцев. 11. Г.П. Калишева. Легенды горы Зелёной [Текст]: Устное творчество шорского народа. – Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2004.-105с. 12. Т. Тудегешева. Поющие стрелы времен [Текст]: - Издательство «Кузнецкая крепость».- Кемерово, 2000г.-156с. 13. Н. М. Печенина. Кай- культурное наследие шорского народа [Текст]: - ИПП «Кузбасс»: Кемерово, 2006г.- 184с. 14. Д.В. Кацюба. Этнография народов Сибири [Текст]: Учебное пособие обл.ИУУ- Кемерово, 1994г.-202с. 16 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока Наименование разделов и тем Причина корректировки 17 Способ корректировки Согласование зам. директора по УВР