8 класса химия22-23 (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 8 класса
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Составитель программы: учитель химии
Уханова Л. В.

с. Паспарта, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (с изменениями);
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897(с
изменениями и дополнениями);
3.
Основной образовательной программы школы;
4.
Учебного плана школы;
5.
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
6.
Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.;
7.
Учебника: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных
учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: Просвещение, 2018.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить
расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры;

на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту,
сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
2

Задачи обучения
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана
вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для
дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и
бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости
химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

3

Содержание
ХИМИЯ 8 класс базовый уровень (68 часов)
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы
познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение
пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация,
дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия
возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и
аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества.
Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии.
Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.
Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и
химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон,
аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и
химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение
водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и
способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель.
Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
4

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный
объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные
оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания.
Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение
оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный
ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде.
Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ:
кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.
Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода
методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии
индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с
помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки
характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным
оборудованием.
5

Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в
химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и
воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по
массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные
семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая
система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления
классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода,
номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд
атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический
элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение
электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического
закона.






6

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных
масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической
системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой,
исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства
галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная,
ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила
определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

7

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к
самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки
зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых
явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
8

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
- соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;
-координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции
участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует
продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
- химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
- использование химических знаний в быту:
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- объяснять мир с точки зрения химии:– перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
9

- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании
природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и
природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
Обучающийся 8 класса научится:

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи
между данными характеристиками вещества;

раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое
вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций
с помощью химических уравнений;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях;

сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых
веществ – кислорода и водорода;

давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных
семейств щелочных металлов и галогенов;

пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
10


проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их
превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость
соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей
природной среде;

понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по
изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения,
проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
вещества.
Учащийся 8 класса научится:

классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды
которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов
химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и
металлическую;

изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
11


выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной,
молекулярной, металлической);

характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической
системе и особенностей строения их атомов;

описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической
системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева;

осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики,
преодоления трудностей и сомнений.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и
предвидения свойств конкретных веществ;

развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления
химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а
также о современных достижениях науки и техники.

12

Список ТСО
1. Интерактивная доска
2. Компьютер
3. Телевизор
Учебно-методический комплект по химии 8 класса.
1. Рабочая программа предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.
2. Учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных
учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: Просвещение, 2018.
3. Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен»,
2007г.

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1

Тема урока
2

Химия 8 класс базовый уровень (68 часов).
Количест
во часов
3
I.
Первоначальные химические понятия.

Дата проведения
По плану
Фактически
4
5

1.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

1

06.09

2.

Методы познания в химии.

1

07.09

3.

Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы
с оборудованием и веществами. Строение пламени.

1

13.09

4.

Чистые вещества и смеси.

1

14.09

5.

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной
поваренной соли.

1

20.09

6.

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

21.09

7.

Атомы, молекулы и ионы.

1

27.09

8.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

28.09

9.

Простые и сложные вещества.

1

04.10

10.

Химические элементы.

1

05.10

1

11.10

1

12.10

1

18.10

11.

Относительная атомная масса химических элементов.

12.

Знаки химических элементов.
Закон постоянства состава веществ

13.

Химические формулы. Относительная молекулярная
масса.

14

14.

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

19.10

15.

Валентность химических элементов.

1

25.10

16.

Составление химических формул бинарных соединений
по валентности.

1

26.10

17.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы
веществ.

1

08.11

18.

Химические уравнения.

1

09.11

19.

Типы химических реакций.

1

15.11

20.

Типы химических реакций.

1

16.11

21.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные
химические понятия»

1

22.11

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные
химические понятия».

1

23.11

22.

II. Кислород.

23.

Кислород, его общая характеристика, нахождение в
природе и получение.

1

29.11

24.

Свойства кислорода.

1

30.11

25.

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1

06.12

26.

Практическая работа №3. Получение и свойства
кислорода.

1

07.12

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав.

1

27.

15

13.12

III. Водород.

28.

Водород, его общая характеристика, нахождение в
природе, получение

1

14.12

29.

Свойства и применение водорода.

1

20.12

Практическая работа №4. «Получение водорода и
исследование его свойств»

1

21.12

30.

IV. Вода. Растворы.

31.

Вода.

1

27.12

32.

Химические свойства и применение воды.

1

11.01

1

17.01

Вода — растворитель. Растворы.
33.
34.

Массовая доля растворенного вещества.

1

18.01

35.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе. Вычисление массы
растворенного вещества и воды для приготовления
раствора определенной концентрации»

1

24.01

Практическая работа №5. Приготовление растворов
солей с определенной массовой долей растворенного
вещества

1

25.01

1

31.01

36.

37.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,
«Водород», «Вода. Растворы».

16

38.

Контрольная работа № 2 по темам «Кислород»,
«Водород», «Вода. Растворы».

1

01.02

V. Количественные отношения в химии.

39.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

07.02

40.

Вычисления «количество вещества» и «молярная масса».

1

08.02

41.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

14.02

42.

Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

15.02

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства,
получение, применение.

1

21.02

44.

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура,
получение.

1

22.02

45.

Химические свойства оснований.
1

28.02

1

01.03

1

07.03

1

14.03

VI. Важнейшие классы неорганических соединений.
43.

46.

47.
48.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты: состав, классификация, номенклатура,
получение кислот.
Химические свойства кислот.

17

49.

Соли: классификация, номенклатура, способы получения.

50.

Химические свойства солей.

51.
52.

1

15.03

1

21.03

Генетическая связь между основными классами
неорганических соединений.

1

22.03

Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»

1

05.04

53.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений»

1

54.

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы
неорганических соединений».

1

11.04
12.04

VII. Периодический закон и строение атома.
Классификация химических элементов.
55.

1

18.04

56.

Периодический закон Д. И. Менделеева.

1

19.04

57.

Периодическая таблица химических элементов

1

25.04

58.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.

1

26.04

59.

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1

03.05

60.

Значение периодического закона. Научные достижения
Д. И. Менделеева

1

10.05

61.

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома.

1

16.05

18

VIII. Строение вещества. Химическая связь.
Электроотрицательность химических элементов.
62.

1

17.05

63.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные
связи.

1

23.05

64.

Ионная связь.

1

23.05

65.

Степень окисления.
1

24.05

Правила определения степеней окисления элементов.
66.

Окислительно-восстановительные реакции.

1

26.05

67.

Контрольная работа №4 по темам: «ПЗ и ПСХЭ Д. И.
Менделеева. Строение атома» «Строение веществ.
Химическая связь»

1

30.05

Обобщение, систематизация знаний за курс химии 8
класса

1

31.05

68.

19

Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока

По плану

Тема урока

Причина корректировки

Фактически

20

Способ корректировки

Согласование с
зам.директора по ВР

21


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».