Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии для 8 класса Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель химии Уханова Л. В. с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (с изменениями); 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897(с изменениями и дополнениями); 3. Основной образовательной программы школы; 4. Учебного плана школы; 5. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год; 6. Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.; 7. Учебника: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: Просвещение, 2018. Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Основные цели изучения химии направлены: на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде. 2 Задачи обучения Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. 3 Содержание ХИМИЯ 8 класс базовый уровень (68 часов) Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. 4 Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. Ознакомление с образцами оксидов. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований. Практические работы Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. 5 Очистка загрязнённой поваренной соли. Получение и свойства кислорода Получение водорода и изучение его свойств. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. 6 Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Демонстрации: Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом. Раздел 3. Строение вещества. Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Демонстрации: Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. 7 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; - оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. - формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). 8 -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии; - пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии; - формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их; -координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего; - устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. - спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом. - осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: - осознание роли веществ: - определять роль различных веществ в природе и технике; - объяснять роль веществ в их круговороте. - химических процессов: - приводить примеры химических процессов в природе; - находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. - использование химических знаний в быту: - объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. - объяснять мир с точки зрения химии:– перечислять отличительные свойства химических веществ; - различать основные химические процессы; 9 - определять основные классы неорганических веществ; - понимать смысл химических терминов. - овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: - характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; - проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. - умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: - использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; - различать опасные и безопасные вещества. Обучающийся 8 класса научится: описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии; изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях; сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу; описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода; давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; 10 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. Учащийся 8 класса получит возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества. Учащийся 8 класса научится: классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний; раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева; описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; 11 выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической); характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого; характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. Учащийся 8 класса получит возможность научиться: осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. 12 Список ТСО 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Телевизор Учебно-методический комплект по химии 8 класса. 1. Рабочая программа предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г. 2. Учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: Просвещение, 2018. 3. Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г. 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 Тема урока 2 Химия 8 класс базовый уровень (68 часов). Количест во часов 3 I. Первоначальные химические понятия. Дата проведения По плану Фактически 4 5 1. Предмет химии. Вещества и их свойства. 1 06.09 2. Методы познания в химии. 1 07.09 3. Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 1 13.09 4. Чистые вещества и смеси. 1 14.09 5. Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 1 20.09 6. Физические и химические явления. Химические реакции. 1 21.09 7. Атомы, молекулы и ионы. 1 27.09 8. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. 1 28.09 9. Простые и сложные вещества. 1 04.10 10. Химические элементы. 1 05.10 1 11.10 1 12.10 1 18.10 11. Относительная атомная масса химических элементов. 12. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ 13. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. 14 14. Массовая доля химического элемента в соединении. 1 19.10 15. Валентность химических элементов. 1 25.10 16. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 1 26.10 17. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. 1 08.11 18. Химические уравнения. 1 09.11 19. Типы химических реакций. 1 15.11 20. Типы химических реакций. 1 16.11 21. Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» 1 22.11 Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». 1 23.11 22. II. Кислород. 23. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. 1 29.11 24. Свойства кислорода. 1 30.11 25. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. 1 06.12 26. Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода. 1 07.12 Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. 1 27. 15 13.12 III. Водород. 28. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение 1 14.12 29. Свойства и применение водорода. 1 20.12 Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств» 1 21.12 30. IV. Вода. Растворы. 31. Вода. 1 27.12 32. Химические свойства и применение воды. 1 11.01 1 17.01 Вода — растворитель. Растворы. 33. 34. Массовая доля растворенного вещества. 1 18.01 35. Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации» 1 24.01 Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества 1 25.01 1 31.01 36. 37. Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 16 38. Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 1 01.02 V. Количественные отношения в химии. 39. Количество вещества. Моль. Молярная масса. 1 07.02 40. Вычисления «количество вещества» и «молярная масса». 1 08.02 41. Закон Авогадро. Молярный объем газов. 1 14.02 42. Объемные отношения газов при химических реакциях. 1 15.02 Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. 1 21.02 44. Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. 1 22.02 45. Химические свойства оснований. 1 28.02 1 01.03 1 07.03 1 14.03 VI. Важнейшие классы неорганических соединений. 43. 46. 47. 48. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение кислот. Химические свойства кислот. 17 49. Соли: классификация, номенклатура, способы получения. 50. Химические свойства солей. 51. 52. 1 15.03 1 21.03 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 1 22.03 Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» 1 05.04 53. Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 1 54. Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». 1 11.04 12.04 VII. Периодический закон и строение атома. Классификация химических элементов. 55. 1 18.04 56. Периодический закон Д. И. Менделеева. 1 19.04 57. Периодическая таблица химических элементов 1 25.04 58. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. 1 26.04 59. Распределение электронов по энергетическим уровням. 1 03.05 60. Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева 1 10.05 61. Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. 1 16.05 18 VIII. Строение вещества. Химическая связь. Электроотрицательность химических элементов. 62. 1 17.05 63. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи. 1 23.05 64. Ионная связь. 1 23.05 65. Степень окисления. 1 24.05 Правила определения степеней окисления элементов. 66. Окислительно-восстановительные реакции. 1 26.05 67. Контрольная работа №4 по темам: «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома» «Строение веществ. Химическая связь» 1 30.05 Обобщение, систематизация знаний за курс химии 8 класса 1 31.05 68. 19 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока По плану Тема урока Причина корректировки Фактически 20 Способ корректировки Согласование с зам.директора по ВР 21