8 география (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 8 класса
на 2022-2023 учебный год

Составитель программы: учитель
географии
Кадранова Чечек Юрьевна
с. Паспарта, 2022 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта
общего образования, авторской программы по географии Домогацких Е.М. для 5 – 9 классов (ФГОС. Инновационная
школа). М.: Русское слово, и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования.
В данном курсе используется учебник «География: физическая география России» для 8 класса
общеобразовательных учреждений учебник
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский М.: ООО «Русское слово учебник», 2017.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и
учебному плану на изучение географии в 8 классе выделяется 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание
предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции
географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний,
полученных учащимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения,
закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение
этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования
географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России
в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры;
понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
2

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная (парная и групповая),
индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), технология оценивания
(правило самооценивания), технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследование, практический.
Формы организации деятельности учащихся: уроки в классе, экскурсии в природу, практическая деятельность
учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов, описанию экологических последствий при
использовании и преобразовании окружающей среды; мини-проекты, мини-исследования, занятия – игры, диспуты,
блиц – опросы,
•
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями,
справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet
и др.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы
следующие виды контроля:
1. Текущий: тесты, терминологические диктанты, практические и самостоятельные работы, фронтальный и
индивидуальный опрос, творческие задания.
2. Итоговый - Комплексная контрольная работа
3. Контроль УУД. Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы,
позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.
Цель контроля: проверить качество усвоения материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания и при
необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
3

РЕЗУЛЬТАТЫ

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:
•
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
•
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
•
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
•
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
•
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
•
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
•
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
•
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
•
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Предметные результаты:
•
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
•
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической
4

оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном,
региональном и локальном уровнях.
•
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения
географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
•
использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в
океанах и различных странах.
•
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной
деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и
формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение
индивидуальной образовательной траектории изучения курса «География».
5

Метапредметными результатами изучения предмета в 8-м классе является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
•
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
•
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
•
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
•
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя
ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий.
•
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
•
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха.
•
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
•
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
•
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
6

•
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
•
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
•
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом.
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
•
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
•
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
•
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
•
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
•
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
•
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения
своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы
Коммуникативные УУД:
•
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
•
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).
•
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
•
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории.
•
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
7

продуктивного чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1.
Называть и (или) показывать:
•
Предмет изучения географии России
•
Основные средства и методы получения географической информации
•
Субъекты РФ
•
Пограничные государства
•
Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных
границ
•
Границы часовых поясов
•
Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
•
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
•
Распределение рек страны по бассейнам океанов
•
Основные области современного оледенения и крупные ледники
•
Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
•
Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
•
Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные,
научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения,
старопромышленные и депрессивные
•
Народы, наиболее распространенные языки, религии
•
Примеры рационального и нерационального размещения производства
•
Объекты всемирного культурного и природного наследия России
•
Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели,
землетрясения и т.д.)
•
Экологически неблагополучные районы России
•
Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
8

2.
Определять (измерять):
•
Географическое положение объектов
•
Разницу в поясном времени территории
•
Погоду по синоптическим картам
•
Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам
информации
3.
Описывать:
•
Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды
(экономико-географическое, геополитическое)
•
Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х,
городского, транспортного или рекреационного строительства
•
Особенности быта и религий отдельных народов
4.
Объяснять:
•
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
•
Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
•
Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений
полезных ископаемых
•
Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды,
образование смога
•
Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
•
Как составляется прогноз погоды
•
Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
•
Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
•
Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны
•
Разнообразие природных комплексов на территории страны
•
Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных
территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения
9

•
Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социальноэкономического развития
•
Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ
•
Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры
•
Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов
•
Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших
как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях
•
Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое
летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация»,
«агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование»,
«комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,
«районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5.
Оценивать и прогнозировать:
•
Природно-ресурсный потенциал страны и региона
•
Экологическую ситуацию в стране и регионе
•
Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и
антропогенных факторов
•
Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
системы городских поселений
•
Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География» в 8 классе:
Ученик научится:
•
называть различные источники географической информации и методы её получения;
•
определять географическое положение России;
•
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
•
определять поясное время;
•
называть и показывать крупные равнины и горы;
10

•
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
•
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять
закономерности их размещения;
•
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних
и внутренних процессов;
•
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
•
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
•
определять характерные особенности климата России;
•
иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
•
давать описания климата отдельных территорий;
•
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество
суммарной радиации и т. д.;
•
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
•
называть и показывать крупнейшие реки, озера;
•
используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
•
называть факторы почвообразования;
•
используя карту, называть типы почв и их свойства;
•
приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;
•
объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
•
объяснять видовое разнообразие животного мира;
•
называть меры по охране растений и животных.
•
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
•
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
•
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
•
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
•
показывать на карте крупные природные районы России;
•
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
•
давать комплексную физико-географическую характеристику;
•
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории.
11

•
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
•
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта,
влияния на обычаи и традиции людей;
•
выделять экологические проблемы природных регионов.
•
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
•
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
•
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить
соответствующие примеры.
Ученик получит возможность научиться:
•
ставить учебные задачи, а также вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
•
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
•
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
•
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
•
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
•
систематизировать и структурировать информацию;
•
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
•
владеть навыками анализа и синтеза;
•
искать и отбирать необходимые источники информации;
•
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая
поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного
использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;
•
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
•
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы
выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
•
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
•
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
12

•
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы
достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
•
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
•
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
2.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа)
Содержание темы:
Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система
географических координат.
Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой.
Космические и цифровые источники
информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.
Учебные понятия:
географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут,
магнитный азимут, магнитное склонение,
мониторинг.
Основные образовательные идеи:
Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки — точные модели земной поверхности, с
помощью которых можно решать множество
задач:
•
компактно и ёмко представлять земную поверхность;
•
ориентироваться в пространстве;
•
открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе
делать прогнозы развития географических объектов и процессов.
Метапредметные умения:
•
знакомство с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования (мониторинга);
13

знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой
информации.
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
специфику математической основы карт;
•
особенности топографических карт;
Умение определять:
•
определять вид картографической проекции;
•
особенности топографической карты;
•
направления и (или) азимуты;
•
особенности картографических изображений;
•
специфику построения профиля местности.
Практические работы:
1.
Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими
искажениями на различных картографических проекциях.
2.
Чтение топографической карты. Построение профиля местности.
•

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)
Содержание темы:
Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Странысоседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к
природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.
Учебные понятия:
географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор
Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые
пояса,
поясное
время,
часовые
зоны,
декретное
время,
летнее
и
зимнее
время,
московское время,
14

Основные образовательные идеи:
Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения
России.
Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.
Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.
Метапредметные умения:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя,
•
планировать свою деятельность под руководством учителя,
•
оценивать работу одноклассников,
•
выявлять причинно-следственные связи,
•
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
•
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
•
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
•
создавать объяснительные тексты
•
выслушивать и объективно оценивать другого,
•
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
специфику географического положения России;
•
особенности приспособления человека к природным условиям;
•
особенности проведения государственной границы России;
•
специфику исчисления времени на территории России.
Умение определять:
•
различия во времени на территории России;
•
страны-соседей.
Практические работы:
1.
Характеристика географического положения России.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
15

Тема 3. История изучения территории России (4 часа)
Содержание темы:
Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция.
Академические экспедиции XVIII в.
Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в
современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Учебные понятия:
Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.
Персоналии:
Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов,
Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын,
Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич
Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий
Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов Эрик
Норденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афанасьевич Обручев, Сергей
Владимир
Обручев,
Отто
Юльевич
Шмидт,
Борис
Андреевич
Вилькицкий.
Основные образовательные идеи:
•
Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.
•
География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе,
связанных с хозяйственной деятельностью человека.
Метапредметные умения:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя,
•
планировать свою деятельность под руководством учителя,
•
оценивать работу одноклассников,
•
выявлять причинно-следственные связи,
•
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
16

•
•
•
•
•

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:
Умение объяснять:
•
особенности
изучения
этапах ее исторического развития.

территории

России

на

различных

Умение определять:
•
следствия географических открытий и путешествий.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками.
Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
2. Анализ источников информации об истории освоения территории России.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Содержание темы:
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности
геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа
России,
их
связь
со
строением
литосферы.
Районы
современного
горообразования,
землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения
месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального
использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Учебные понятия:
геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта,
тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости,
плита,
щит,
силы
выветривания,
моренные
холмы,
овражно-балочная
сеть,
ветер,
17

бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные
ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.
Основные образовательные идеи:
•
Устройство рельефа определяется строением земной коры.
•
Разнообразие — важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и
деятельности людей.
•
Современный рельеф — результат деятельности внешних и внутренних сил.
Метапредметные умения:
•
совершенствование умений работать с разными источниками информации;
•
выявление причинно-следственных взаимосвязей — рельеф — тектонические структуры — полезные
ископаемые;
•
выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);
•
высказывание суждений с подтверждением их фактами;
•
представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные презентации.
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
особенности геологического летоисчисления;
•
особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;
•
особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;
•
характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
•
сущность экологических проблем в литосфере на примереРоссии.
Умение определять:
•
основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных
ископаемых;
•
районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;
•
по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.
18

Практическая работа:
1.Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных
территорий.
2.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
Тема 5. Климат России (7 часов)
Содержание темы:
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги.
Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные
фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и
антициклоны.
Основные
принципы
прогнозирования
погоды.
Атмосфера
и
человек.
Влияние
климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
Учебные понятия:
климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические
осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон,
циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.
Основные образовательные идеи:
Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным
географическим положением, огромной величиной территории.
•
Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата —
разнообразие условий жизни и деятельности людей.
•
Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей.
•

Метапредметные умения:
•
совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника,
тематическими картами, климатограммами, картосхемами;
19

выявление причинно-следственных взаимосвязей — влияния атмосферной циркуляции и особенностей
рельефа на климат;
•
выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;
•
умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
•
представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные презентации.
•

Предметные умения:
Умение объяснять:
•
особенности климата России;
•
особенности климата отдельных территорий страны, распределения
показателей;
•
характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
•
сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

основных

климатических

Умение определять:
•
основные черты климата России;
•
районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;
•
по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;
•
типы климатов отдельных регионов России;
•
факторы формирования климата отдельных регионов России;
•
закономерности размещения климатических поясов на территории России.
Практические работы:
1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической
карте.
2. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.
3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
4. Прогнозирование тенденций изменения климата.

20

Тема 6. Гидрография России (8 часов)
Содержание темы:
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки.
Бассейн
реки.
Источники
питания
рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их
хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на
жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые
периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные
ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.
Учебные понятия:
бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки,
бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище,
болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период,
Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
•
Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными
ресурсами.
•
Река — сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки — важнейшее условие
правильности ее использования.
•
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники — это богатство водных ресурсов, разнообразие
ландшафтов.
Вода — источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних
вод России.
Метапредметные умения:
•
Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием
объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.
•
Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).
•
Создавать собственную информацию (реферат, презентация...)
21

Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
особенности морей, омывающих территорию России;
•
особенности внутренних вод отдельных регионов страны;
•
характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
•
особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;
•
сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.
•

Умение определять:
•
основные черты морей, омывающих территорию России;
•
районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;
•
закономерности распределения внутренних вод;
•
существенные признаки внутренних вод;
•
по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;
•
по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.
Практические работы:
1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм,
определение возможностей их хозяйственного использования.
3. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных
явлений на территории страны.
Тема 7. Почвы России (2 часа)
Содержание темы:
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура,
различия в плодородии. Закономерности
распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного
использования,
борьба
с
эрозией
и
загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
22

Учебные понятия:
почва,
почвообразование,
горизонт,
гумус,
плодородие,
рушение), мелиорация.

почвенный
почвенные

профиль,
ресурсы,

эрозия

почвенный
(раз-

Основные образовательные идеи:
•
Почвы — особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования
различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.
•
Главное свойство почв — плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера —
рациональное использование и охрана.
Метапредметные умения:
находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;
сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования);
выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от климатических условий и
особенностей рельефа);
•
показывать
по
карте
особенности
размещения
основных
типов
почв
•
•

Предметные умения:
Умение объяснять:
•
условия формирования почв;
•
особенности строения и состава почв;
•
специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;
•
особенности почвенных ресурсов России.
Умение определять:
•
основные свойства почв на территории России;
•
по картам закономерности размещения почв по территории России;
•
по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.
23

Практические работы:
1. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.
Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа)
Содержание темы:
Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы
растительности. Ресурсы растительного и
животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промысловоохотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.
Учебные понятия:
природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические
ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные,
лесообеспеченные и лесодефицитные территории.
Основные образовательные идеи:
растительность и животный мир — важный компонентприродного комплекса, особенно хрупкий и потому
нужда ющийся в заботе и охране.
Метапредметные умения:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя,
•
планировать свою деятельность под руководством учителя,
•
оценивать работу одноклассников,
•
выявлять причинно-следственные связи,
•
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
•
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
•
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
•
создавать объяснительные тексты
•
выслушивать и объективно оценивать другого,
•
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
24

Предметные умения:
Умение объяснять:
•
место и роль растений и животных в природном комплексе;
•
специфику типов растительности;
•
необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;
•
отличия видов природопользования.
Умение определять:
•
особенности размещения растительного и животного мира по территории России;
•
размещение ресурсов растительного и животного мира по картам;
•
по
картам
географию
особо
охраняемых
Практические работы:
1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

территорий.

Содержание темы:
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и
Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Безлесные
зоны
юга
России:
степь,
лесостепь
и
полупустыня.
Высотная
поясность.
Природно-хозяйственные зоны.
Учебные понятия:
природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс,
природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление,
хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.
Основные образовательные идеи:
•
Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных
видов.
•
Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
•
Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
•
Любая природная зоны — это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить
25

о природно-хозяйственных зонах.
Метапредметные умения:
•
выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.
•
выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи
соподчинения и зависимости между компонентами.
•
работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.
•
формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
•
выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной
деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны).
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
отличия природных комплексов друг от друга;
•
условия формирования природно-хозяйственных зон;
•
характер влияния человека на природные условия природных зон.
Умение определять:
•
особенности размещения природных зон на территории России;
•
специфические черты природно-хозяйственных зон.
Практическая работы:
1.
Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и
выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
2.
Составление описания одной из природных зон России по плану.
Тема 10. Крупные природные районы России (15 часов)
Содержание темы:
Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля.
Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Восточно-Европейская равнина. Физико-географическоеположение территории. Древняя платформа.
Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья.
Эрозионные
равнины.
Полезные
ископаемые
Русской
равнины:
железные
и
медно-ни26

келевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс.
Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная
зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной
хозяйственной деятельности.
Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона.
Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф,
геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение.
Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и
растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Заповедники и курорты Кавказа.
Крым. Особенности географического положения региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные
ископаемые. Южный берег Крыма.
Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской
частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и
полезным
ископаемым
Предуралья,
Урала
и
Зауралья.
Уральские
самоцветы.
Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвеннорастительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. ЗападноСибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования
рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды.
Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая
характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность
освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа,
представленная в рельефе реднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые
трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат:
малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки.
Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы
27

рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского
нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко
континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария.
Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем
в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчатоглыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений.
Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная
поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный
вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и
юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние
приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и
лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Учебные понятия:
увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская
тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные
болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка,
Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчатоглыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы,
тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Основные образовательные идеи:
•
Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.
•
Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов
хозяйственной деятельности.
Метапредметные умения:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя,
•
планировать свою деятельность под руководством учителя,
28

оценивать работу одноклассников,
выявлять причинно-следственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
условия выделения и размещения природных районов;
•
специфические черты природы природных районов.
Умение определять:
•
географические особенности природных районов;
•
характер влияния человека на природу природных районов.
Практические работы:
1.
Составление описания природного района по плану.
•
•
•
•
•
•
•
•

Тема 11. Общая географическая характеристика родного края (9 часов)
Географическое положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи. Закономерности
формирования рельефа и его современное развитие .
Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и
неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды и водные ресурсы.
Обеспеченность. Экологические проблемы. Особенности почв своего региона.
Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Особенности растительного и животного мира.
29

Заключение. Природа и человек (3 часа).
Содержание темы:
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия,
стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование
природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Учебные понятия:
ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли промышленности,
отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.
Основные образовательные идеи:
•
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной
деятельности людей.
•
Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Метапредметные умения:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя,
•
планировать свою деятельность под руководством учителя,
•
оценивать работу одноклассников,
•
выявлять причинно-следственные связи,
•
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
•
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
•
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
•
создавать объяснительные тексты
•
выслушивать и объективно оценивать другого,
•
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
•
закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
•
принципы классификации природных ресурсов;
30

•

особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:
•
закономерности размещения различных видов природных ресурсов;
•
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Практические работы:
Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о
хозяйственной и повседневной деятельности человека
В авторскую программу по географии для 8 класса были внесены изменения. Добавлено три часа из повторения
в тему «Крупные природные районы России», а именно:
-один час по теме: « Западно-Сибирская равнина»
-один час по теме: « Средняя Сибирь»
-один час по теме: « Северо-Восточная Сибирь»

31

№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока

1

Карта и её математическая основа

2

Топографическая карта

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Кол-во
часов

Дата проведения
по плану
03.09.22
08.09

Космические и цифровые источники информации
Географическое положение России
Природные условия и ресурсы
Часовые пояса и зоны
Обобщающий урок по теме «Россия на карте мира»
Русские землепроходцы 11-17 вв.
Географические открытия в России в 18-19 вв.
Географические исследования 20 века.
Роль географии в современном мире
Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
Тектоническое строение территории.
Общие черты рельефа.
Литосфера и человек
Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф
России»
Факторы, определяющие климат России
32

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

10.09
15.09
17.09
22.09
24.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
29.10

фак-ки

18
19

Распределение тепла и влаги на территории России.
Климаты России.

1
1

10.11
12.11

20

Воздушные массы и атмосферные фронты

1

17.11

21
22

Атмосферные вихри.
Атмосфера и человек.

19.11
24.11

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Обобщающий урок по теме «Климат России»
Моря, омывающие территорию России.
Характеристики реки.
Реки России
Озера и болота.
Природные льды.
Великое оледенение.
Гидросфера и человек.
Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»»
Формирование и свойства почв.

26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
12.01.2023
14.01
19.01

33
34

Зональные типы почв.
Растительный и животный мир России

35
36
37
38
39

Ресурсы растительного и животного мира
Природные комплексы России.
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.
Леса умеренного пояса.
Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность.
33

21.01.
26.01
28.01
02.02
04.02

40

Природно-хозяйственные зоны

09.02

41

Обобщающий урок по теме «Почвы, природные зоны»

11.02

42

Островная Арктика
16.02

43
44
45

Восточно – Европейская равнина
Восточно – Европейская равнина
Северный Кавказ.

18.02
23.02

25.02

46
47
48

Крым
Геологическое строение,рельеф, полезные ископаемые Урала.

02.03

Климат и внутренние воды Урала.
Природно-территориальные комплексы Урала.

04.03
09.03
11.03

49
50
51
52
53
50

Обобщающий урок по природе регионов европейской части
России
Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые
Климат и внутренние воды Западной Сибири.
Природно-территориальные комплексы
Средняя Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые.
34

16.03
18.03
23.03
25.03
06.04

51
52
53
54
55
56
57

Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири.
Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и
полезные ископаемые.
Климат, внутренние воды и природные зоны Северо-Восточной
Сибири.
Пояс гор Южной Сибири
Дальний Восток
Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы
России»
ГП Республики Алтай.

08.04
13.04
15.04
27.04
20.04
22.04
27.04

58

Особенности рельефа и полезные ископаемые

29.04

59

Геологическое строение РА

04.05

60
61

Внутренние воды и использование их человеком.
Почвы. Растительные зоны.

06.05
11.05

62

Животный мир. Экологические проблемы.

13.05

63
64

Климат. Республики Алтай.
ООТ Республики Алтай.

18.05
20.05

65

Обобщающий урок по теме «География Республики Алтай»

25.05

35

66
67
68

Природа и человек
Повторение за курс 8 класса
Обобщающий урок за курс 8 класса

27.05
29.05
31.05

36

Лист корректировки тематического планирования
Дата
Наименовани
Причина
проведения
е разделов и тем
корректировки
урока

37

Способ
корректировки

Согласо
вание
зам.
директора по
УВР


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».