Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6 класса на 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель географии Кадранова Чечек Юрьевна с. Паспарта, 2022 г. 1 Пояснительная записка Целями изучения географии в основной школе являются: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде; формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; 2 формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации); выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. В результате изучения географии ученик должен знать/понимать Требования к уровню подготовки (Результаты обучения) основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметьвыделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; 3 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 4 Тематическое планирование по географии 6 класс № Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения по плану Тема – 1. Земля как планета (6 часов) Земля и вселенная. Форма и размеры Земли Суточное и годовое вращение Земли (их следствия) Географические координаты Тропики и полярные круги Распределение света и тепла по поверхности Земли. Тепловые пояса 6 Практическая работа. Определение географических координат Тема – 2. Географическая карта (4 часов) 1 2 3 4 5 7 8 1 1 1 1 1 08.09.22 15.09. 22.09. 29.09 07.10 1 14.10 Географическая карта. Масштаб, его виды. Условные знаки. 1 План местности, топографические карты. Значение планов и 1 карт в практической деятельности человека 21.10 28.10 9 Азимут. Движение по азимуту. 10 Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Тема – 3. Литосфера (7 часов) 11 13 1 1 11.11 18.11 Внутреннее строение Земли. Океаническая и материковая 1 земная кора. Внутренние процессы. Виды движения Земли. Землетрясения и 1 25.11 5 02.12 факт вулканизм 14 Основные формы рельефа. (горы и равнины). Различия их по высоте. 15 Внешние силы, изменяющие рельеф. 16 Рельеф дна Мирового океана 17 Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах и в горах 18 Атмосфера: состав, строение и значение 19 Температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры 20 Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. 21 Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки 22 Погода, причины её изменения. Предсказание погоды. 23 Климат и климатообразующие факторы 24 Адаптация человека к климатическим условиям Тема – 5. Гидросфера (5часов) 25 Гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. 26 Воды суши. Подземные воды. Реки. 27 Практическая работа. 28 Озера. Ледники. 29 Как я знаю гидросферу? Тема – 6. Биосфера (2часа) Царства живой природы. Разнообразие животного растительного мира. 31 Приспособления живых организмов к среде обитания 32 Годовая контрольная работа Тема – 7. Почва и географическая оболочка (3часа) 30 6 1 09.12 1 1 1 16.12 23.12 13.01.2023 1 1 1 1 1 1 1 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 1 1 1 1 1 10.03 17.03 24.03 07.04 14.04 и 1 21.04 1 1 28.04 05.05 33 34 35 Почва Географическая оболочка Закон географической зональности 1 1 1 7 12.05 19.05 26.05 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Литература Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии. Авторская программа по географии Е.М. Домогацких. Учебники и учебные пособия под редакцией Е.М. Домогацких. Географические справочники. Географические карты и атласы. Технические средства обучения. СD – диски. Учебные таблицы и транспаранты. Коллекция минералов и горных пород. Гербарии. 8 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя. Оборудование кабинета включает: УМК - Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово» 2012г. - 2014г. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: 9 Лист корректировки тематического планирования Дата Наименование разделов и тем пров еден ия урок а Причина Способ Согласование зам. корректировк корректировк директора по и и УВР 10