7 биология (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 7 класса
на 2022-2023 учебный год

Составитель программы: учитель
биологии
Кадранова Чечек Юрьевна

с. Паспарта, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «биология» для 7 класса составлена на основе:

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 года №1897) с изменениями на основе приказа Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644);

примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Изучение предмета « биология» в 7 классе направлено на достижение следующих цели и задач.
Цели:

Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения
наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью
других людей; культуры поведения в природе;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для
соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов.
Задачи:

Формирование целостной научной картины мира;

Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

Овладение научным подходом к решению различных задач;

Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты.
2

Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностые, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета)
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности :патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического
отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни
других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
3

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего
образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в
различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
4

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать
разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ- компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования
современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей
среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства
общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных
экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5

Тематическое планирование по биологии 7 класс
№

Количество

Содержание учебного предмета

6

Дата проведения урока

часов

1
2
3
4
5

Раздел 1. От клетки до биосферы
Многообразие живых организмов
Ч. Дарвин о происхождении видов
История развития жизни на Земле
Систематика живых организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «От клетки
до биосферы»

По плану

1
1
1
1
1

03.09.2022
10.09
17.09
24.09
01.10

Раздел 2. Царство Бактерии
6

Строение прокариотической
настоящие бактерии.

Подцарство

1

08.10

7

Многообразие и роль бактерий
Раздел 3. Царство Грибы
Строение и функции грибов
Многообразие грибов
Экология грибов
Группа Лишайники
Контрольная работа по теме «Бактерии» и «Грибы»
Раздел 4. Царство Растения
Основные признаки растений
Группа отделов Водоросли; строение, функции
Многообразие и экология водорослей
Отдел Моховидные
Споровые
сосудистые
растения:
плауновидные,
хвощевидные

1

15.10

1
1
1
1
1

22.10
29.10
12.11
19.11
26.11

1
1
1
1
1

03.12
10.12
17.12
24.12
14.01.2023

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

клетки.

7

Фактически

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Отдел папоротниковидные
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Водоросли и высшие споровые растения»
Отдел Голосеменные растения.
Лабораторная работа «Строение мужских и женских
шишек, пыльцы и семян сосны»
Многообразие голосеменных.
Происхождение
и
особенности
строения
покрытосеменных.
Систематика отдела Покрытосеменные.
Семейства класса Двудольные растения.
Лабораторная работа «Строение шиповника»
Семейства класса Однодольные растения.
Лабораторная работа «Строение пшеницы»
Многообразие, распространение покрытосеменных.
Эволюция растений
Промежуточная итоговая аттестация
Раздел 5. Растения и окружающая среда
Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов
Растения и человек
Охрана растений и растительных сообществ
Итоговая контрольная работа

1
1

21.01
28.01

1
1

04.02
11.02

1
1

18.02
25.02

1
1
1
1
1
1
1
1

04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04

1
1
1
1

06.05
13.05
20.05
27.05

Литература:
1. «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии.Грибы. Растения.»(линейный курс) В.Б. Захаров,
Н.И.Сонин, Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2015. - 125с;
8

2 Биология 7 класс поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина/автор –составитель
М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель , 2006.-447 с.
3. Биология 7 класс. 60 диагностических вариантов/ Л.Г. Прилежаева.- М.: Национальное образование,2012.-128
с.: ил.-(ГИА. Экспресс диагностика)

Лист корректировки тематического планирования
Дата

Наименование разделов и тем

Причина
9

Способ

Согласование зам.

проведения
урока

корректировки

10

корректировки

директора по УВР


Наверх

ПРИКАЗ О создании рабочей группы по функционированию внутренней системы оценки качества образования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».