Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 8 класса
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Составитель программы: учитель информатики
Суртаева С.А.
с. Паспарта, 2022 г.
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями от 24.07.2015г);
2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897
3) основная образовательная программа ООО для 5-9 классов (Приказ от 30.08.2019г № 115);
4) авторской программы Угриновича Н.Д. (книга «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович,
Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.»).
5) Учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс. Н.Д. Угринович.- Бином. Лаборатория знаний, 2018.
На изучение информатики в 8 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 урока. На основании учебного плана
МБОУ « Паспартинская СОШ им.А.Г. Калкина» на 2022-2023 учебный год.
2
Цель программы:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,
технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации; формирование у учащихся практических
умений и навыков в области коммуникационных технологий;
Задачи:
сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной
образовательной среде школы
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о
составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть
назначение операционной системы;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об
устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с
графическим редактором.
изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода
и хранения информации.
сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в
области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как
постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация
полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий
4
в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них
алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование
проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
5
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном
обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования
и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления
данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления
информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
6
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять
свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять
объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом,
мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных)
таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных
объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
7
Содержание курса информатики
1. Информация и информационные процессы.
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе.
Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки:
форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации
как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к
определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства
ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и
файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.
Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и
приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные
вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана
информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии.
8
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета.
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные
ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный
Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура
Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на
Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение.
9
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
№
2
Количество
часов
Информация и информационные процессы.
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.
1
Информационные процессы в неживой природе.
Информационные процессы в живой природе.
1
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
1
16.09.22
4
Знаковые системы. Кодирование информации.
1
23.09.22
5
Количество инофрмации.
Определение количества информации.
Алфавитный подход к определению количества
информации.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1
«Вычисление количества информации с помощью
калькулятора».
Практическая работа №1. 2 «Тренировка ввода
текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Контрольная работа №1 по теме «Информация и
информационные процессы»
1
30.09.22
1
07.10.22
1
5
6
7
8
9
Тема урока
Дата проведения
По плану
Фактически
02.09.22
09.09.22
1
14.10.22
1
1
21.10.22
28.10.22
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Программная обработка данных на компьютере.
1
11.11.22
Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
10
10
Устройства ввода и вывода информации.
1
18.11.22
11
Оперативная память. Долговременная память.
1
25.11.22
12
Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с
использованием файлового менеджера».
Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ
Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка
и дефрагментация дискет».
Программное обеспечение компьютера. Практическая
работа № 2.3 «Определение разрешающей способности
мыши».
Графический интерфейс операционных систем и
приложений.
Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Практическая
работа №2.4 «Установка даты и времени с
использованием графического интерфейса операционной
системы».
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2.7 «Защита
от вирусов: обнаружение и лечение».
Правовая охрана программ и данных. Защита
информации.
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как
универсальное устройство обработки информации.»
1
13
14
15
16
17
18
19
11
1
1
1
02.12.22
09.12.22
16.12.22
23.12.22
1
13.01.23
1
1
1
20.01.23
27.01.23
03.02.23
Коммуникационные технологии
1
20
Передача информации.
21
Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к
диску на компьютере в локальной сети».
1
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав
Интернета. Практическая работа № 3.2 «Подключение к
Интернету».
Адресация в Интернете. Маршрутизация и
транспортировка данных. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная
паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.4
«Путешествие по Всемирной паутине».
Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая
работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая
работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Общение, звук и видео в Интернете.
1
Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в
Интернете».
Электронная коммерция в Интернете.
1
22
23
24
25
26
27
28
29
12
10.02.23
17.02.23
1
1
24.02.23
03.03.23
10.03.23
1
17.03.23
1
24.03.23
1
07.04.23
1
14.04.23
21.04.23
30
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
1
31
1
32
Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по
Тб. Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML».
Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.
1
12.05.23
33
Списки и интерактивные формы на Web-страницах
1
19.05.23
34
Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные
технологии».
1
26.05.23
13
28.04.23
05.05.23
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
·
Компьютер
·
Проектор
·
Принтер
·
Модем
·
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
·
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура
и мышь.
·
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера;
диктофон, микрофон.
Программные средства
·
Операционная система – Windows XP, Linux.
·
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
·
Антивирусная программа.
·
Программа-архиватор.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические
редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
·
Простая система управления базами данных.
·
Простая геоинформационная система.
·
Система автоматизированного проектирования.
·
Виртуальные компьютерные лаборатории.
14
·
·
·
·
·
·
·
·
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
15
Лист корректировки тематического планирования
Дата проведения урока
По плану
Тема
урока
Причина
корректировки
Фактически
16
Способ
корректировки
Согласование с
зам.директора по
УВР