Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 7 класса Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год Составитель программы: учитель информатики Уханова Л.В. с. Паспарта, 2022 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 7 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ Министерства образования и науки Российской Федерации, авторской программы Н.Д.Угриновича (программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин – 2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012) Принципиальные позиции, положенные авторам в основу программы, позволяют в процессе обучения в полном объеме реализовывать миссию школы «Обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания максимально благоприятных условий для каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных детей и создание условий для самореализации». Место курса «Информатика 7» в учебном плане Базисный учебный план на изучение информатики в 7 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 34 урока. По учебному плану МБОУ « Паспартинская СОШ им.А.Г.Калкина » в 2022-2023 учебном году предусматривается в 7 классе 34 учебные недели, что соответствует общему количеству 34 часа. Тематическое планирование курса информатики составлено в соответсвии с учебным планом школы. 2 Изучение информатики направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий; обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования; обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; на решение следующих задач: сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы сформировать готовность к использованию методов информатики в других школьных предметах дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы; познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором. изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации. сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: 3 развивать представление об информации и информационных процессах; понять роль информационных процессов в современном мире, развить информационную культуру; сформировать представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;развить основные навыки и умения использования компьютерных устройств; развить алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе сформировать навыки и умения безопасного использования Интернета и умения соблюдать нормы информационной этики и права 4 Требования к результатам обучения и освоению содержания курса С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на « системнодеятельност-ную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции). В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли. Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале. Личностные результаты освоения информатики: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Формирование информационной картины мира происходит через: понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности; умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах; анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества. 5 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация: целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ; анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил; применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе. 3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д. Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся. 4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества. 5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. 6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. 6 Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся: получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики; Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой: развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств; осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Среди предметных результатов ключевую роль играют: понимание роли информационных процессов в современном мире; 7 формирование информационной; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,информационные процессы, виды информации, компьютер,данные, программы, операционная система и тд; формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формы организации образовательного процесса Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются: -формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы; -технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы; -виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический 8 Содержание учебного курса 1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок-интеллектуальная игра «Повторим, что знаем?» Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройство компьютера. Устройства ввода информации. Устройство ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса Компьютерные вирусы и антивирусные программы Компьютерный практикум Практическая работа №1 «Тренировка ввода и текстовой информации». Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации» Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» 2. Обработка текстовой информации 9 Создание документов в текстовых редакторах Ввод и редактирование документа Форматирование текстового документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки Таблицы Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Системы оптического распознавания документов Компьютерный практикум Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул». Практическая работа № 5«Форматирование символов и абзацев». Практическая работа № 6 «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 7 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ». Практическая работа № 8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа №9 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» 3. Обработка графической информации 10 Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Растровая и векторная анимация Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» Компьютерный практикум Практическая работа № 10 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практическая работа № 11 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практическая работа № 12 «Анимация». 4. Коммуникационные технологии Информационные ресурсы Интернета. Электронная почта. Файловые архивы Общение в Интернете. Мобильный Интернет Звук и видео в Интернете. Социальные сети Поиск информации в Интернете Электронная коммерция в Интернете Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» Компьютерный практикум Практическая работа № 13 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 14 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 15 «Загрузка файлов из Интернета». Практическая работа № 16 «Поиск информации в Интернете». Требования к уровню подготовки 11 В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны: знать: основные устройства компьютера; структуру внутренней памяти компьютера; файловый способ организации данных в компьютере; принципы работы в текстовых графических редакторах; принципиальные отличия растровой и векторной графики; инструменты растрового и векторного ГР; приёмы создания и редактирования изображений; понятия «мультимедиа», «анимация»; основные информационные ресурсы Интернета; уметь: работать на клавиатуре; определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти; обслуживать диски при помощи соответствующих программ; работать и ориентироваться в файловой системе; работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню); работать с антивирусными программами. создавать документы в текстовых редакторах; редактировать и форматировать данные в текстовом документе; настраивать палитру цветов; ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ; создавать и редактировать растровые и векторные изображения; ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет; искать информацию в Интернете; выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 12 эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных заданий, ИКТ. 13 Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 7 классе № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата проведения урока По плану Фактически Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. Техника безопасности и организация 1 рабочего места. 05.09.22 Информация. Количество информации. Программная обработка данных на 1 12.09.22 компьютере. Устройство компьютера. Процессор и 1 19.09.22 системная плата. Файлы и файловая система. Работа с файлами 1 26.09.22 и дисками. П/Р.№1. Программное обеспечение компьютера. 1 03.10.22 Графический интерфейс операционных 1 10.10.22 систем и приложений. П/Р. №2 Представление информационного 1 пространства с помощью графического 17.10.22 интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные 1 24.10.22 программы. Контрольная работа №1 «Компьютер как 1 универсальное устройство для обработки 07.11.22 информации». Обработка текстовой информации Создание документов в текстовых 1 14.11.22 редакторах. Ввод и редактирование документа 1 21.11.22 14 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Форматирование текстового документа. Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул». Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа №5 «Форматирование символов и абзацев». Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №6 «Создание и форматирование списков». Таблицы Практическая работа №7 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Системы оптического распознавания документов Практическая работа №9 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации». 1 28.11.22 1 05.12.22 1 1 12.12.22 19.12.22 1 26.12.22 1 16.01.23 1 23.01.23 1 15 30.01.23 Обработка графической информации 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Растровая и векторная графика. Практическая 1 работа №10 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Интерфейс и основные возможности 1 графических редакторов. Работа с объектами в растровых графических 1 редакторах. Редактирование изображений и рисунков Работа с объектами в векторных графических 1 редакторах. Редактирование изображений и рисунков. П/Р. 11 Растровая и векторная анимация. П/Р. 12 1 Контрольная работа №3 «Обработка 1 графической информации». Коммуникационные технологии Информационные ресурсы Интернета. 1 Практическая работа №13 «Путешествие по Всемирной паутине». Электронная почта. 1 Практическая работа №14 «Работа с электронной Web-почтой». Файловые архивы. Практическая работа №15 1 «Загрузка файлов из Интернета». Общение в Интернете. Мобильный Интернет. 1 Звук и видео в Интернете. Социальные сети. 1 Поиск информации в Интернете. 1 Практическая работа № 16 «Поиск 16 06.02.23 13.02.23 20.02.23 27.02.23 06.03.23 13.03.23 20.03.23 03.04.23 10.04.23 17.04.23 24.04.23 08.05.23 32. 33. 34. информации в Интернете». Электронная коммерция в Интернете. Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии». Итоговая контрольная работа. 17 1 1 15.05.23 1 29.05.23 22.05.23 Учебно-методический комплект 1. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин – 2е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015.г.; 3. Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил. 4. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе» Перечень учебно-методического обеспечения 1. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе» 2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 7 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г. 3.Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 400 с.: ил. 4. Мультимедийный проектор, экран. 5. Компьютеры с установленными ОС Windows/Linux, MSOffice/OpenOffice,MyTestX, подключенные к локальной сети с доступом к сети Интернет. 6. Принтер. 7. Сканер. 8. Устройства для вывода звуковой информации. 18 Лист корректировки тематического планирования Дата проведения урока По плану Тема урока Причина корректировки Фактически 19 Способ корректировки Согласование с зам.директора по УВР 20