ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В МБОУ «Средняя школа № 1» установлен режим шестидневной учебной недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: в 5-х классах – 32 часа в неделю; 6-х классах – 33 часа в неделю; 7-х классах – 35 часов в неделю; 8–9-х классах – 36 часов в неделю. Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5848 часов. Учебный план разработан на основе варианта № 5 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. Обучение в МБОУ «Средняя школа № 1» ведется на русском языке. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение учебных предметов «Родной (мокшанский) язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» и «Родная (мордовская) литература» в рамках обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с возможностями МБОУ СОШ № 1 и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), которые зафиксированы в заявлениях. На учебные предметы «Родной (мокшанский) язык» и «Родная (мордовская) литература» в учебном плане отводится по 1 часу в неделю с 5-го по 9-й класс. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык (французский)» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки» на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учебный предмет представлен в объеме 1 часа в неделю в 5–9-х классах. С целью достижения планируемых результатов изучение предмета дополнено курсом «Учимся говорить по-французски» в рамках формируемой части учебного плана. к учебному плану основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина » на 2022-2023 учебный год Учебный план МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» разработан на основании следующих документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.21 г. № 287 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования». 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная 2 школа им. А.Г. Калкина», утвержденная приказом № 1 от 27 августа 2022 г. 4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189. 5. Устава МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина». 6. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина». 7. Календарного учебного графика МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» на 2022-2023 учебный год. В МБОУ «Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина» ФГОС ООО третьего поколения внедряется в 5 классах. Учебный план составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 287 от 31.05.2021 г. с учетом примерных рабочих программ основного общего образования. 1.Организационно - педагогические условия реализации учебного плана основного общего образования Учебный план МБОУ «Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина» является нормативно-правовым документом, определяющим перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы промежуточной аттестации на уровне основного общего образования. Учебный план фиксирует общий объем учебной нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В 2022-2023 учебном году обучающиеся 5 классов С 6 по 9 классы обучаются по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. Режим работы МБОУ «Паспартинская СОШ им.А.Г.Калкина» -6 дневная учебная неделя Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 34 недель, в 9 классе-34 недель класс Максимальное количество часов 5 32 6 33 7 35 8 36 9 34 2.Выполнение санитарно-гигиенических требований к реализации учебного плана Учебно-воспитательная деятельность организована в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10 (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2019г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вступившего в силу 1 сентября 2011г; Постановление Главного 3 государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПин умственной работоспособности обучающихся и 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 2015). В МБОУ «Паспартинская СОШ им.А.Г. Калкина» обучение проводится в первую смену. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом общий объём нагрузки в течение дня не превышает 6 уроков. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков различные по сложности предметы чередуются в течение дня и недели: при получении основного общего образования предметы естественно—математического профиля чередуются с гуманитарными предметами. Для обучающихся 5-8 классов классов наиболее трудные предметы проводятся на 2-4 уроках. Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо ,слушание, опрос ит.п) в 5-8 классах не должна превышать 10-15 минут. расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у обучающихся 5-8 классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. продолжительность урока в 5-8 классах составляет 40 минут, продолжительность перемен между уроками составляет 10-20 минут. Учебные занятия начинаются в 8.30 минут, без проведения нулевых уроков. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Объём домашних заданий (по всем предметам)должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) в 5 классах-2ч, в 6-8 классах-2,5ч,в 9 кл-3 часа 3.Особенности учебного плана уровня основного общего образования Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана для 5-9 классов представлена предметными областями и учебными предметами: -русский язык и литература (русский язык, литература) -родной язык и родная литература -иностранные языки (английский язык) -общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) -математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика) -основы духовно-нравственной культуры народов России -естественно-научные предметы(физика, биология, химия) -искусство (изобразительное искусство, музыка) -технология(технология) -физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности(физическая культуры, ОБЖ) № Предметные области Основные задачи реализации содержания 4 Русский язык литература. Родной язык родная литература. и Воспитание духовно богатой, нравственноориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; постижение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы, основанное на понимании образной природы искусства слова; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры учащихся; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы и Формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной 5 речи, правилами речевого этикета; -получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Иностранный язык. Приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; - осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным, профессиональным ростом; - формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Общественно-научные предметы. Воспитание общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека, социальной 6 ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; знакомство с миром культуры и социальных отношений; формирование правосознания и правовой культуры; знание гражданских прав и обязанностей. Математика информатика. Основы духовнонравственной культуры народов России. Изучение предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» должно и Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; освоение языка математики в устной и письменной формах; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления; понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира; формирование способностей выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению. Ориентация в системе нравственных и моральных ценностей и норм, знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия 7 обеспечить: Естественно-научные предметы Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для создания естественнонаучной картины мира; формирование убежденности в познаваемости мира и достоверности научных методов; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах природы для понимания возможности использования достижения естественных наук в развитии цивилизации; формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей. Искусство. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству и художественному творчеству, образного и ассоциативного мышления, воображения и интуиции; знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создание условий для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира. Технология. Углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной 8 культуры и всестороннее развитие личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение данной предметной области способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Укрепление здоровья; развитие основных физических качеств; освоение знаний о физической культуре и спорте, обучение навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями; освоение учащимися разнообразных спортивных и прикладных умений и навыков; формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) следующим образом: реализацию индивидуальных Предметная область ОДНКНР в 5 классе реализуется 1 час, в 6-8 классах реализуется тематическим модулем в составе учебного предмета История Горного Алтая. В 5 классе всего 3 часа компонента, которые использованы на увеличение часов алтайского языка и алтайской литературы. 9 В 6 классе всего 1 час компонента, направленный на увеличение часов алтайского языка. В 7 классе всего 2 часа компонента из них: 1 час выделяется на увеличение часов алтайского языка, 1 час на изучение учебного предмета «История Горного Алтая». В 8 классе всего 2 часа компонента из них 1 час выделяется на увеличение часов алтайского языка, 1 час на изучение учебного предмета «История Горного Алтая». В 9 классе 2 часа 1 час компонента на изучение предмета «История Горного Алтая». В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года N 286 и N 287 (далее - ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Образовательная организация обеспечивает проведение до 4 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности и распределены следующим образом: 5 класс 1. Разговоры о важном 2. Функциональная грамотность 3. Физическая культура 4. Математика 6 класс 1. Разговоры о важном 2. Информатика 3. Функциональная грамотность 4. ИГА 7 класс 1. Разговоры о важном 2. Функциональная грамотность 3. Профориентационная работа 4. Русский язык 8 класс 1. Разговоры о важном 2. Финансовая грамотность 3. Русский язык 4. Английский язык 9 класс 1. Разговоры о важном 2. Русский язык (подготовка к ОГЭ) 10 3. Математика (подготовка к ОГЭ) 4. «Алтай тил» (Родной (алтайский) язык) (подготовка к ОГЭ) 4. Годовой учебный план с 5 по 9 классы Предметные области Учебные предметы, курсы / / Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 170 204 136 102 102 714 Литература 102 102 68 68 102 442 Родной язык и родная литература «Алтай тил» (Родной 102 102 (алтайский) язык) 68 68 68 408 «Алтай литература» 68 (Родная (алтайская) литература) 68 68 68 34 306 Иностранные языки Английский язык 102 102 102 102 102 510 Математика и информатика Математика 170 170 340 Алгебра 102 102 102 306 Геометрия 68 68 204 68 Вероятность и статистика 11 Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история 68 Обществознание Основы духовнонравственной культуры народов России 34 География 34 34 34 34 102 68 68 68 68 340 34 34 34 34 136 34 34 ЕстественноФизика научные предметы Химия 68 68 68 272 68 68 102 238 68 68 136 68 68 238 Биология 34 34 34 Изобразительное искусство 34 34 34 Музыка 34 34 34 34 136 Технология 68 68 68 34 238 Физическая Физическая культура культура и основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности 68 102 102 102 102 476 34 34 68 Итого 108 115 1156 119 8 6 0 115 6 5746 Искусство Технология 102 Итого, часть, формируемая участниками ОО 1 1 2 2 2 8 Алтай тил (Родной (алтайский) язык) 34 34 34 34 34 170 12 Алтай литература (Родная (алтайская) литература) Основы духовно-нравственной культуры народов России 68 68 34 34 История Горного-Алтая Справочно:Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями при 6дневной учебной неделе, не более Курсы внеурочной деятельности Итого: Разговоры о важном ИГА Функциональная грамотность Финансовая грамотность Информатика Физическая культура Математика Русский язык «Алтай тил» (Родной (алтайский) язык) Английский язык Профориентацио нная работа 34 34 34 32 33 35 36 36 34 34 34 34 34 102 170 34 34 34 34 34 102 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 102 34 34 34 34 34 13 6 13 6 136 34 13 6 13 6 680 13 5. Недельный учебный план с 5 по 9 классы Предметные области Учебные предметы, курсы / / Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Родной язык и родная литература «Алтай тил» (Родной (алтайский) язык) 3 3 2 2 2 12 2 2 1 9 3 3 15 «Алтай литература» 2 (Родная (алтайская) литература) 2 Иностранные языки Английский язык 3 3 Математика и информатика Математика 5 5 3 10 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 1 1 3 Вероятность и статистика Информатика 1 14 ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история 2 Обществознание География 1 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 1 ЕстественноФизика научные предметы Химия 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 Биология 1 1 Основы духовно- Основы духовно1 нравственной нравственной культуры культуры народов народов России России 1 Искусство Технология Изобразительное искусство 1 1 1 1 2 2 7 3 Музыка 1 1 1 1 4 Технология 2 2 2 1 7 2 3 3 3 14 1 1 2 35 34 169 Физическая Физическая культура культура и основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности 2 Итого 32 34 34 Итого, часть, формируемая участниками ОО 1 1 2 2 2 8 Алтай тил (Родной (алтайский) язык) 1 1 1 1 1 5 15 Алтай литература (Родная (алтайская) литература) 2 2 История Горного-Алтая Справочно:Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями при 6дневной учебной неделе, не более Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном ИГА Функциональная грамотность Финансовая грамотность Информатика Физическая культура Математ Русское слово «Алтай тил» (Родной (алтайский) язык) Английский язык Россимои горизонты Проектноисслед.работа Умелые руки 1 1 1 32 33 35 36 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 4 2 2 1 1 1 1 1 1 1 4 1 16 Итого: 4 4 4 4 4 20 6.Сроки и формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ», основной образовательной программой основного общего образования, Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Паспартинская СОШ им.А.Г.Калкина», Уставом МБОУ « Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина ». Формы промежуточной аттестации для обучающихся 5-9 классов (ООП ООО) Срок предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс и Русский Итоговый Итоговый Итоговый Итоговый Итоговый язык контрольный контрольный контрольный контрольны контрольный май диктант диктант диктант й диктант диктант Литература Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестировани е Итоговый контрольны й диктант Итоговое тестирование «Алтай тил» Итоговый (Родной контрольный (алтайский) диктант язык) Итоговый контрольный диктант Итоговый контрольный диктант «Алтай литература» (Родная (алтайская) литература) Английский язык Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестировани е Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестировани Итоговое тестирование 17 Итоговый контрольный диктант Математика Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Информатик а История Итоговое тестирование Итоговое тестирование Истрия Горного Алтая Обществозн ание География Итоговая контрольная работа Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Физика Итоговая контрольная работа Химия е Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа Биология Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Музыка Итоговое Итоговое Итоговое Итоговое 18 Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Изобразител ьное искусство Технология тестирование тестирование тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование ОБЖ Физическая культура Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестировани е Итоговое тестирование Итоговое тестирование Период государственной итоговой аттестации в соответствии со сроками, установленными Министерством образования и науки РФ. 19 20