русский язык 8 класс (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паспартинская средняя общеобразовательная школа имени А.Г.Калкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 8 класса
Срок реализации 2022 - 2023 учебный год.

Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Язарова Галина Исаковна.
c. Паспарта, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2012г № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации » № 286;ФГОС основного общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021г,№287
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку
для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2016 год.,
соответствующей ФГОС. и с учебным планом «МБОУ Паспартинская СОШ им А.Г.Калкина ».
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.:
Просвещение, 2020 г.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства
образования Российской Федерации.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей ,обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и
общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык.
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками.
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять и оценивать языковые факты, обогащение активного
словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
пояснительную записку , планируемые результаты освоения курса литературы, содержание курса литературы,
календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
Место предмета в федеральном базисном плане.
Количество часов: 3 часа в неделю (102 часа) Уровень: базовый

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1) Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
умение различать монологическую, диалогическую и поли логическую речь, участие в диалоге и поли логе;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально­ смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки
зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (
аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса ( звукопись;
эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
3) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;
3

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным
грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их
морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
4) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а так же многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры
слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных
цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова,
микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы
употребления, подбор синонимов, антонимов;
опознавание основных единиц синтаксиса ( словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в
составе предложения, определение главного и
зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической
основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений,
предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов
предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
4

опознавание сложного предложения, состав сложного предложения, сложных предложений с различными видами
связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной
разновидности языка, а так же создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также
уместность и целесообразность их использования;
5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем
общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного
речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных
видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения
лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных
слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и
произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и
словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
6) овладение основными нормами литературного языка ( орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового
различия, стилистической окраски;
5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Функции русского языка в современном мире
Русский язык в современном мире.
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует
как язык межнационального общения и один из мировых языков
Повторение изученного в V–VII классах
Знаки препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков
препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства
связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
Виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи:
сочинительного или подчинительного союзного средства
Условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль
наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
Слитное и раздельное написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями,
деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Синтаксис, пунктуация, культура речи .
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Основные единицы синтаксиса: словосочетание , предложение, текст;
Основные признаки синтаксических единиц;
Функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и
текст);
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление,
примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Свободные словосочетания и фразеологические обороты
6

Подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи:
согласование, управление, примыкание;
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Логическое ударение.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
Грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию,
фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное
именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему
неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Второстепенные члены предложения
7

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды
обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение,
определение, обстоятельство;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели , условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места
или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенноличные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Рассказ на свободную тему.
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни
подлежащим, ни сказуемым;
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
8

определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Неполное предложение
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
что такое неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции,
обращения)
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами
(соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды
однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова
при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
9

правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности
сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению –
соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных
членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных
позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных
второстепенных и уточняющих членах предложения.
Ораторская речь, ее особенности.
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью
запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с
зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или
числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение
или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
10

правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя
собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство,
дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Обращение
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
обращение;
способы выражения обращения;
распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки
препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки
препинания);
11

что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не
являющимися членами предложения.
Чужая речь
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой
речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
12

порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;

13

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку для 8 класса.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Функции русского языка в современном мире.
Фонетика и графика. Орфография.
Морфемика и словообразование.
Морфология и синтаксис.
Строение текста. Стили речи
Изложение «Испытание ждут дружбу всегда»
Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса.
Строение словосочетаний.
Виды связи в словосочетании. Грамматическое значение словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Сжатое изложение «У каждого из нас были любимые игрушки »
Строение и грамматическое значение предложений.
Интонация предложения .Характеристика человека.
Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Грамматическая основа предложения.
Р.Р.Описание памятника «Они сражались за Родину»
Двусоставные предложения. Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Способы выражения именной части составного сказуемого.
14

Колво
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Дата проведения урока
По плану
06.09.
07.09.
08.09.
13.09.
14.09.
15.09.
20.09.
21.09.
22.09.
27.09.
28.09.
29.09.
04.10
05.10.
06.10.
11.10.
12.10.
13.10.
18.10.
19.10.

Фактически

21
22
23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33
34
35
36-37
38-39
40-41
42-43
44
45
46
47

Тире между подлежащими и сказуемыми.
Закрепление темы «Главные члены предложения».
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Главные члены предложения».
Работа над ошибками контрольного диктанта. Повторение орфографии.
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Определение.
Сжатое изложение «Когда мне было лет десять».
Сочинение-рассуждение «В чем проявляется сила характера»
Приложение. Знаки препинания при нем.
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
Обстоятельство, выраженные причастными оборотами
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.
Сочинение-рассуждение «В чем проявляется уважение к пожилым людям?»
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные группы односоставных предложений.
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.
Определенно- личные предложения .
Неопределённо – личные предложения. Инструкция.
Безличные предложения.
Обобщенно-личные предложения. Рассуждение.
Контрольная работа по теме «Самая большая ценность…»
Понятие о неполных предложениях.
Повторение «Односоставные предложения»
Понятие об осложненном предложении. Однородные члены предложения.
15

1 ч.
1 ч.
1 ч.

20.10.
25.10.
26.10.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

27.10.
08.11
09.11
10.11.
15.11.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.

08-09.12.
14-15.12.
16-20.12.
21.12.

1 ч.

11.01.

16. 17.11.
22.11.
23.11.
24.11.
29.11.
30.11.
06-07.12

22.12.
27.12

48
49
50
51
52-53
54-55
56
57
58
59
60
61-62
63-64
65
66
67
68-70
71
72-73
74
75
76

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией ,и
пунктуация при них.
Контрольный диктант. «Мы часто говорим …»
Сжатое изложение «Универсального рецепта..»
Однородные и неоднородные определения
Однородные члены, связанные сочинительными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Р р. Изложение « Времена меняются »
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обобщающий урок по теме « Предложения обособленные однородными
членами».
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.
Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них.
Обособленные приложения, знаки препинания при них.
Сочинение –рассуждение «Почему нужно сознательно относиться к
природе»
Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения».
Анализ контрольной работы. Обособленные обстоятельства.
Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них.
Р.Р. Сжатое изложение «Дружба –это что-то внешнее»
Обособленные уточняющие члены предложения, знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.
Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.
Обобщающий урок по теме «Предложения с обособленными членами ».
16

1 ч.

12.01.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.

18.01.
19.01
24.01
25-26.01
31.01.01.02.
02.02
07.02.
08.02.
09.02

1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.

14.02
15-16.02
21-22.02.
24.02

1ч
1 ч.
3ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

28.02
01.03.
02-07-09.03
10.03.
14-15.03.
16.03
21.03
22.03

77
78-79
80-81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Контрольный диктант «В лицее они подружились сразу..»
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Обращение и знаки препинания при нём
Выделительные знаки препинания при обращении.
Употребление обращений.
Р.р Сжатое изложение «Одному человеку сказали».
Вводные слова и вводные предложения.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и
вводных предложениях.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Вставные слова ,словосочетания и предложения. Вставные конструкции.
Предложения с междометиями.
Контрольный диктант «Дружба»
Предложения с прямой речью.
Способы передачи чужой речи
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них.
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи с косвенной.
Сжатое изложение «Некоторые считают, что человек..»
Диалог. Рассказ.
Цитаты и знаки препинания при них.
Сочинение –рассуждение «Что значит быть настоящим другом?»
Повторение. Синтаксис и морфология.
Рр. Сжатое изложение «Война»
Повторение Синтаксис. Пунктуация.
Повторение изученного. Односоставные предложения.
Повторение .Синтаксис и культура речи.
Итоговый диктант «Есть у наших лесных сов..»
17

1 ч.
2 ч.

23.03.
05-06.04

2 ч.

11-12.04.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

13.04
18.04.
19.04.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч

20.04.
25.04.
26.04.
27.04.
28.04.
03.05
04.05.
05.05.
10.05.
11.05.
12.05.
16.05
17.05.
18.05
23.05.
24.05.
25.05.
30.05.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАСС
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать


связь языка и истории, культуры русского и других народов;



смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;



основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;



орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка ; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения;
уметь






осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы
с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов
различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;
18



говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;



применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;



соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;



развития интеллектуальных и творческих способностей , навыков самостоятельной деятельности; самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и
активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения
:осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и
грамматической систем; вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; переводить с родного языка на
русский тексты разных типов
19

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
1. Л.А.Тростенцова,

Т.А.
Ладыженская,
А.Д.Дейкина.
Н.М.Шанский.
Русский
общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 4-е издание. Москва, «Просвещение»,2017.

язык.

Программы

Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина. Н.М.Шанский. Русский язык 8 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений. 5-9 классы. 4-е издание. Москва, «Просвещение»,2017.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с
электронным приложением / Авт.-сост. Т.А. Захарова, И.А. Меховская и др. – М., Планета, 2010
2.

4. Мультимедийные пособия по русскому языку.
5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание /В.И.Даль – М.: Астрель: АСТ, 2010.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН.; Российский фонд культуры; - М.:

АЗЪ,

Образовательные электронные ресурсы

1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
2. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и
абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе.
3. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
4. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

20

5. Лист корректировки тематического планирования

Дата
проведения
урока

Тема урока

Причина
корректировк
и

21

Способ
корректиров
ки

Согласование с зам.
директора по УВР

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независима оценка качества образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».